Контролеры

               
               
     Летом Адриатическое море – это легкие сине-зеленые волны, белоснеж-
ные яхты, чайки и, самое главное, знаешь и видишь, что вокруг необыкновенная природа. Мимо проходят белоснежные пассажирские лайнеры. Всегда, когда с
ними встречается в море грузовое судно, как-то с завистью смотришь на эту красоту судостроения и праздника на море. Но у каждого судна своя судьба и работа.
     Теплоход «Сормовский» после выгрузки металлолома в порту Равенна сле-
дует в Россию. Получено распоряжение следовать на Волжскую Базу Технического Обслуживания Флота. Судно выводится из эксплуатации. Необходимо подготовить его к этому выводу. С приходом сдать на базу все материальные ценности,
аппаратуру, оставшиеся продукты и т.д. Судно, вероятно, будет сдано «на иголки», вышел срок эксплуатации, ремонтировать его уже для владельца
невыгодно. Кто собственник судна прямо в Пароходстве не говорят. То ли член
Совета Федерации РФ от Башкирии, то ли владелец металлургических заводов в
Липецке, но к морскому делу он относится, как к одной из своих «кубышек». Приносит прибыль -  хорошо, нет - так пусть менеджеры решают, что с ним дальше делать. 
     Настроение у экипажа судна соответствующее. За время работы, как бы не
было временами тяжело, но к судну моряки привыкают, оно родным становится.
Все здесь знакомо. Многое своими руками переделано, усовершенствовано. А
сколько разных приключений опасных и житейских-смешных здесь у них было?
     Пришли в порт Волжский. Сдали судно Базе. С судна было снято все ценное.
Экипаж получил отпуск и люди разъехались. Одни получили назначения на другие суда, другие по  домам.
     В ноябре звонит капитану старший механик:
   - Лексеич, меня посылают на «Сормовский». Хотят вернуть его в эксплуа-тацию. Ты об этом ничего не слышал? Тебя не посылают?
   -Да, нет. Ничего не слышал. А когда ты уезжаешь на судно? – И дает капитан
несколько советов.
   - Еду завтра вечерним поездом. Но у меня странная информация. Я узнал,
что на судно послали матросов, повара, третьего штурмана и третьего механика.
А на судне не работают  движки, нет берегового электрического питания и сей-
час в Волжском температура минус десять. Как  там люди живут? Зайди в Паро-ходство, узнай в чем тут дело.
    На следующий день бывший капитан этого судна , как и обещал стармеху,
пошел в Пароходство узнавать о своем бывшем теплоходе. В отделе кадров его
приходу обрадовались, и сразу вручили приказ о назначении на это судно. Со-
общили, что вместе с ним на судно едут старший помощник капитана и начальник
судовой радиостанции. Прошел капитан по отделам Пароходства, получил необ-ходимые инструктажи. Выяснил, что на судне нет продуктов, и с большим трудом
получил в  бухгалтерии 8 тысяч рублей на коллективное питание экипажа. Долго
пытался доказать, что это очень мало для экипажа в 12 человек, но больше получить не удалось. В бухгалтерии его заверили, что необходимые для судна продукты он получит в Волжском.
    На следующий день связался со своими попутчиками: старпомом и радистом. Взяли билеты на поезд и вечером втроем поехали в поселок Волжский. До
Волжского с пересадками добрались только на следующий день вечером.
    Первым делом в магазине купили для экипажа хлеб, колбасу, сахар и чай.
Это оказалось очень кстати. На судне только вчера запустили вспомогательный
двигатель и немного прогрели каюты. Экипаж до этого жил, кто в общежитии,
кто у знакомых на соседних судах. Питались тоже, кто, как мог. Денег ни у кого не было. Привезенным капитаном продуктам обрадовались. На следующий день
совещание у начальника Базы. Присутствовали начальники всех цехов и инспек-
торы Регистра. Все судовые  документы летом были сданы в инспекцию Регистра,            
срок годности этих документов истек. На этом совещании была поставлена зада-
ча в самое короткое время, пока Волга не покрылась льдом, подготовить  судно
к переходу в Астрахань. И там будет произведен необходимый ремонт. А здесь
выполнить самые необходимые работы и получить разрешение инспекции Регистра на разовый переход до Астрахани.
     Начался аврал. Продуктов на судно и денег на продукты, конечно же, не
дали. Ремонт не производился. На судне у капитана Регистровый журнал с заме-
чаниями инспекторов. Пишет инспектор замечание: «Необходимо покрасить
главную палубу».
   - Как ее красить, она же покрыта льдом? Длина судна более 100 метров,
а в экипаже только три матроса.
   - Не надо ее всю красить. Около  входа в судовую надстройку, где мало
льда, очистите  метра три и загрунтуйте.
   - А, какой толк от такой работы?
   - В журнале замечаний инспектор напишет, что работа по окраске палубы
началась и необходимо ее закончить с прибытием в Астрахань. Так и по осталь-
ным замечаниям.
   - Здесь много замечаний по повреждениям фальшборта, по восстановлению рейлингов. Это же сварные работы.
   - Мы вам в рейс дадим бригаду сварщиков, они на переходе будут занимать-
ся ремонтом.
   - А жить они где будут? На судне каюты только для членов экипажа, лишних
кают нет. И как быть с питанием? У меня продуктов нет даже для экипажа. На Базе мне не дали ни продуктов, ни денег.
    - Ну, переход тут небольшой. Поживут сварщики три дня на диванчиках в
столовой экипажа, а с продуктами вы уж как-нибудь соообразите. В Астрахани все получите.
      Вот так выпроводили теплоход из Волжского. На Волге навигация закончи-
лась. Все буи сняли. Береговые огни выключили.  Для перехода до Астрахани дали местного лоцмана, он же капитан-наставник.
      Шли до порта только в светлое время. 06 декабря днем встали на якоря на
Нижне- Боткачном рейде порта Астрахань. Во время маневров, при постановке
на рейд, к борту подошел рейдовый катер. На борт поднялись два инспектора
«Охраны окружающей среды»:
    - Капитан, у вас на судне открыт клинкет сброса за борт судовых хозфека-льных вод. Будем составлять Акт.
    - Этого не может быть. Клапаны все закрыты и опломбированы. Сейчас
закончу постановку судна на якоря (на реке на рейде судно стоит на носовом и
кормовом якорях), спустимся в машину и проверим пломбы.
    - Нечего их проверять. Мы оба видели, как из шпигата течет фекалка, ка-
питан катера и матрос свидетели.
      Закончили постановку теплохода на якоря. Собрались в каюте капитана:
капитан, старший механик, оба инспектора – эколога. Началась обычная процеду-
ра вымогания денег с капитана.
    - Капитан, смотри мы можем этот вопрос решить полюбовно, как -  сам знаешь. А так, если составим акт о нарушении, штраф за загрязнение Волги будет очень внушительным. 
    - Дорогие товарищи инспекторы. Я только несколько дней, как пришел на
это судно. В рейсе еще не был. Ни денег, ни заграничного спиртного, ни сувениров у меня нет. Все клинкеты на судне закрыты и опломбированы, вы сами это можете увидеть.
    - Не надо нам смотреть пломбы. Мы с катера сфотографировали шпигат,
из которого вытекает жидкость. Не хотите по хорошему, тогда завтра утром вы
должны прибыть для объяснения к начальнику областной «Инспекции охраны
окружающей среды». Вот вам повестка, распишитесь.
      После ухода инспекторов начал капитан связываться с представителями
Пароходства в Астрахани, решать вопросы дальнейшей работы судна. Сообщил
о визите экологов и их требовании прибыть на разбор в областную инспекцию.
      Ночью встали к причалу Судоремонтного завода. Утром на борт прибыли
судовой агент и технический менеджер Пароходства. Оговорили предстоящие
работы и на машине агента поехали в Областную инспекцию. В кабинете началь-
ника были оба вчерашние инспекторы. Началась разборка вчерашнего происше-
ствия. Инспекторы показывают фотографии шпигата, откуда течет вода. Капитан
показывает записи в журнале опломбировки клинкетов. Каждый отстаивает свое.
Начальник объявляет свое решение: «Оштрафовать капитана на крупную сумму».
В разговор вмешался судовой агент. Ростом агент был под два метра, весом далеко за центнер и голосом его тоже бог не обидел:
    - Можно капитан, стармех и техменеджер выйдут из кабинета? Я хочу
поговорить с инспекторами без них.
      Остался агент один с экологами. Через некоторое открывает дверь и зо-
вет судовых товарищей в кабинет:
    - Ну, вот все решили положительно, капитану сделают строгое предупреж-
дение.  – И начальник этой инспекции капитану:
    - Благодарите вашего агента, он объяснил, что основная причина этого нарушении произошла из-за того, что судну необходимо делать ремонт. А, вы
капитан обращайте в дальнейшем больше внимание на мероприятия по охране
окружающей среды, да и стармеху тоже почаще об этом напоминайте.
    - Хорошо. Обязательно буду за этим следить. Можно идти?
    - Да, конечно, и надеюсь, что больше у нас таких встреч не будет.
    - И я тоже.
      Вышли, агент смеется. Техменеджер ему:
    - Михаил Юрьевич, как это ты умудрился их так уломать?
    - А вот смотрите, - и показывает им фотографию. На фото видно, что в капитанской каюте сидят за столом оба сегодняшние инспекторы. Стол заставлен водочными бутылками и закуской. Один инспектор пьяно улыбаясь растягивает
меха баяна, второй с такой же пьяной улыбкой подпевает облокотившись обеими
руками на стол, причем не замечает, что левый локоть у него в тарелке с объедками. Фото цветное и очень колоритное.
    - Вот одну такую фотографию я отдал сейчас им на память, а еще  несколько оставил для следующего такого случая.
      Нужное дело охрана окружающей среды, к этому бы еще и людей порядоч-
ных.
      А теплоход «Сормовский» проработал после этого еще три года.    
      
          

      
               


Рецензии