Путешествие дилетантов Б. Окуджава

"В зарослях запущенного сада..."

Роман Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» - одно из самых необычных, замечательных, изысканных, пронзительных, правдивых и… потерянных произведений отечественной литературы. Большинство вообще о нем не слышало – приобрести книгу до недавнего времени было сложно. Она издавалась однажды в советское время и переиздавалась, опять же, всего раз уже в наши дни довольно ограниченным тиражом.

Формально книга не принадлежит перу Булата, о чем он рассказывает в предисловии. Давным-давно и совершенно случайно к Окуджаве в руки попали записки его дальнего родственника, никому нынче не известного отставного поручика Амирана Амилахвари. Записки эти, написанные красивым, литературным языком, заинтересовали знаменитого советского поэта. Окуджава издает их после некоторого обобщения, систематизации, дополнения истории с помощью сохранившихся писем и "вставных" глав, написанных уже самим Булатом. Эти главы не только не портят общую канву, но как нельзя лучше дополняют картину повествования.

Чем удивителен этот роман, в чем его уникальность и особенность? В том, что все в нем правда от первого до последнего слова. Амилахвари писал роман о своем лучшем друге, реально существовавшем князе Мятлеве, жившем в Санкт-Петербурге в период правления Николая Первого. Воистину, ни один даже самый изощренный писательский ум не сочинит нам сюжета лучше, чем жизнь.

Этот роман и похож на литературное произведение, и не похож одновременно. Все законы построения сюжетной линии соблюдаются и преподносятся в лучшем виде, читателю есть, где переживать, есть, чему удивиться. Однако здесь, как в жизни, постоянно появляются и исчезают случайные лица, подобно попутчику в путешествии или соседу в очереди. В большинстве художественных произведений даже половицы просто так не скрипят, все донельзя пропитано символизмом, играющим роль в финальной развязке. Здесь же люди, места и события всего лишь составляют общую картину, дополняют ее, придавая реалистичность, вдыхая жизнь и заставляя читателя находиться внутри романа вместе с его героями.

Безусловно, жизнь князя Мятлева заслужила право быть увековеченной в истории. Жаль, что не сняли ни одного фильма. Впрочем, и это сполна компенсируется в книге. Язык Амилахвари столь же прекрасен, как милая его сердцу родная Грузия, проходящая красной нитью через все повествование, этакий оазис несуществующего покоя и счастья среди петербургского придворного болота интриг и фальши. Благодаря красочности, точности и эмоциональности описаний автора я действительно вижу князя Мятлева, на первый взгляд, тихого и мягкого человека, взирающего на мир из-под очков, скрывающих от посторонних бушующую, даже бунтарскую, но, несомненно, прекрасную, благородную и честную душу. Вижу и несчастную, красивую и неизбежно угасающую Александру, мокнущую под петербургским проливным дождем, замираю под строгим взглядом совсем еще юной сероглазой Лавинии, являющей собой удивительный, я бы даже сказала, уникальный женский пример. «Она не была красива. Она была прекрасна», - так пишет о ней Амилахвари, а ему, искушенному знатоку женской души, невозможно не поверить. Мы верим ему, идем с героями до конца – и там нас ждет сюрприз, очень неожиданный взгляд со стороны, тем не менее, проливающий свет на финал истории.

Запоминается в романе практически все, каждый персонаж от главного героя до самого что ни на есть эпизодического барона Фредерикса, монотонно бубнящего о политике изо дня в день, лишь бы не думать о своей постыдной роли отвергнутого супруга в петербургском обществе. Не только персонажи, но и образы оставляют следы в сердце и сознании. Большой, заброшенный и древний рояль в мятлевском доме так и не покинул мое воображение. Сравниться с ним по эмоциональному впечатлению может разве что такой же одухотворенный, живой и запущенный парк, наполненный символизмом в каждой былинке, в каждой тропинке, скрывшейся под травой.

Первый раз я взяла произведение в руки примерно в 2004м году, и, помню, поначалу читала очень медленно, что было совсем мне не свойственно в том возрасте. В ту торопливую пору я всегда пропускала описания и перелистывала целые страницы в поисках сюжета и диалогов между героями. Мое восприятие было ориентировано на действие и результат, символичные же описания окружающей действительности заставляли скучать и зевать. «Путешествие дилетантов» изменило всё. Я боялась пропустить даже слово, порой перечитывала каждую страницу несколько раз, стараясь впитать слова автора как можно лучше, глубже, буквально впечатать их в сознание на всю оставшуюся жизнь. Меня поразило и восхитило все – прекрасный стиль и язык Амилахвари, так называемые «вставные» главы Окуджавы, и, конечно, жизнь, удивительная жизнь главного героя, явно шедшая об руку с предопределением.

Удивительная шутка фортуны! Описанная история в общем и целом не выглядит сверхъестественной, подобные судьбы и деяния никогда не были редкостью ни для России, ни тем более для Европы. Тем не менее, среди тысячи похожих случаев обязательно найдется один, который притянет к себе вселенское внимание, соберет все мыслимые и немыслимые испытания на прочность и будет вынужден шаг за шагом, день за днем и вдох за вдохом доказывать свое право на существование. И как бы ни приятен был посланный мирозданием момент счастья, неотступный привкус горечи напоминает, что он обязательно закончится.

«Путешествие дилетантов» - удивительная книга, похожая на самую лучшую и совершенную песню о любви, которой, конечно же, не существует. Ведь песня о любви должна быть такой же, как сама любовь – извилистой, с перепадами, то бурной и подчас губительно опасной, то спокойной и дарящей усталому путнику глоток живительной влаги; то глубокой и темной, то прозрачной и сверкающей в лучах утреннего солнца, но обязательно вечной, потому что у настоящей любви не может быть прошедшего времени. Такой песни еще никто не спел, но зато два прекрасных человека с безусловно красивой и поэтичной душой написали такое произведение, и его можно прочитать. Прожить. Прочувствовать. Пропустить через себя. Пронести сквозь годы. Перечитывать вновь и вновь.

Закончу фразой из песни Булата Окуджавы с простым названием «О любви», которую тоже имеет смысл послушать и попытаться понять, ведь это один из редких примеров песни на любовную тему, где нет никакого соподчинения и неравенства. Мне всегда казалось, что эта песня связана с «Путешествием дилетантов». А может быть, и нет, но для меня так. Всегда будет так, ведь разве могут не быть связанными друг с другом одна из самых любимых песен и практически самое любимое произведение одного и того же автора, Булата Окуджавы?..

«Клянусь, что это любовь была!
Посмотри, ведь это ее дела.
Но знай, хоть Бога к себе призови –
Разве можно понять что-нибудь в любви?..»

2008 г.


Рецензии
Карина, а любовь все-таки земная?! У реальной Лавинии были глаза как ночь...с потомками ныне здравствующими хотите пообщаться?! А песня о любви по си поры поется!!!

Ольга Губернская   26.08.2017 15:17     Заявить о нарушении
Ольга, ничего себе! Потомки, говорите?
Даже и подумать не могла.
Меня (точнее, даже не меня, а моего папу, огромного любителя этого произведения и Окуджавы) меня интересовал вопрос - почему в этом произведении нет детей.

Карина Буянова   30.08.2017 09:50   Заявить о нарушении
Карина, здравствуйте!Говор о потомках, имею ввиду родственников, они ведь тоже потомки. Меня однажды коллега спросила, как очень интересующуюся творчеством М.Ю. Лермонтова, почему дело, касающееся дуэли, до сих пор не закрыто. Ответила, потому то есть потомки-родственники, которые еще смогут что-то рассказать. С Ростиславом Владимировичем Полчаниновым Вы сможете пообщаться rpolchaninov@verizon.net
-Вы пишете: «Потом нашла другую, написавшую о романе Окуджава, спросила не желает ли она ознакомиться с потомком-родственником?! Вы хотели бы с ней пообщаться?!

- Да хотел бы. Прошу дать мой адрес

РВП

Карина, Ваше общение будет интересным,скажу, что глубже исследовала, скажу больше в своем материале, Булат Шалвович посвятил Оле, значит, и мне. Извините, узнала о скоропостижной болезни коллеги и учителя своей дочери, отвечаю вам и не верю, то ее нет рядом с нами.

Ольга Губернская   30.08.2017 10:17   Заявить о нарушении
Карина, только поняла ваш вопрос, есть в нем дети, есть.

Ольга Губернская   30.08.2017 10:19   Заявить о нарушении
Вы только поглубже его с отцом проанализируйте и насколько вы поймете, насколько поверхностно к нему первоначально отнеслись, удачи в исследованиях.

Ольга Губернская   31.08.2017 06:43   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо большое за контакт!
Искренне соболезную Вашей утрате ( Сама совсем недавно близкого человека похоронила.

Карина Буянова   31.08.2017 12:00   Заявить о нарушении
В продолжении разговора о произведении Булата Шалвовича... Если вам с папой интересно, то в нашем ейском художественном музее на ул. Таманской вы сможете увидеть один из портретов Лавинии Бравура, - "Незнакомка в чепце" неизвестного автора, который находится в составе коллекции полотен западно-европейских мастеров 17-20 вв., переданной в дар городу после смерти жителем Праги, банкиром и коллекционером Иваном Арзамасцевым.

Ольга Губернская   29.12.2017 05:26   Заявить о нарушении