Всё внутри

Утро началось как обычно, как начиналось уже не одну сотню раз. Зазвонил будильник. Проклятый рингтон из старенькой Нокии разорвал пелену сна, вытаскивая меня на поверхность сознания. В комнате, которая совмещала в себе спальню, гостиную, кухню, при наличии нормальной, было ещё темно. Неблагодарное это дело, просыпаться в пять утра, зимой. В ещё по- настоящему ночной мгле мерно кружились комья мокрого снега в своём бесконечном падении. После ряда бесхитростных упражнений с зубной щёткой и холодной водой в комнате с ослепительно ярким светом меня ждали лоскутная темнота кухни, обжигающий кофе и всё тот же бесконечный снег за окном.

Я был молодым хирургом, только что закончившим интернатуру. Нельзя сказать, что из меня вышел перспективный специалист, ведь перспективные обычно не сидят в полуразрушенных городских больницах.

«И на это я хотел потратить всю свою жизнь?»- именно этот вопрос возникал у меня каждый раз, когда я заканчивал осмотр попавшего к нам с обморожением бомжа, пытающегося откосить призывника, уже немолодой секретутки, у которой в больничном листе напротив графы гинеколога уж слишком жирно стояла печать «ЗДОРОВ». Так было и сейчас. Старушка, наблюдающаяся в нашем заведении, в очередной раз за месяц посетила меня. И это не был путь выздоровления, мы оба это понимали, тем не менее, я продолжал выписывать отечественные лекарства, а она молчала и считала. Но вдруг меня словно что- то одернуло. Я глядел на неё и не мог понять, что же не так. Знаю, звучит странно, но я словно ощущал, что передо мной сидит другой человек, не тот, что уже неоднократно приходил ко мне, не тот, чья жизнь неумолимо стремилась к концу. Она ушла, но какой- то бодрой, совсем не старческой походкой, отныне в этом по- прежнему дряхлом теле чувствовалась сила.

День уже не казался таким долгим и мрачным, поэтому я даже не заметил, как кончилась моя смена.
-Что- нибудь ещё, Дмитрий Сергеевич?- мило пропела совсем уж молоденькая медсестра, с совсем уж детской преданностью в глазах, собирая со стола истории болезней. Что ж, возможно, когда- нибудь я приглашу её на ужин, ну а дальше сами знаете.
-Нет, Жень, благодарю, думаю тебе тоже пора домой,- всё- таки определённо когда- нибудь я её приглашу на ужин.

*  *  *

Магазинные очереди - одно из самых увлекательных мест, если они, конечно, не в двадцать человек. Всегда можно по лучше рассмотреть людей, по рассуждать об их планах, исходя из покупок. Вот и сейчас я стоял в одной небольшой комфортной очереди на кассу. Бесхитростный бородатый дедок с мятой сотенкой и чекушкой. Солидного вида грузный мужчина в костюме с корзиной полной продуктов, явно для семьи, и двумя баночками хорошего пива. Его ожидал вечер отдыха с вкусным ужином и прохладным напитком. Молодая девушка покупала гостинцы для сестры в больницу. Слишком много фруктов. Или же начинала очередную диету, которая, впрочем, не особо ей была нужна.

Наконец, подошла моя очередь на кассу. Женщина средних лет с короткими крашеными волосами в стандартной униформе, которая ей, разумеется, не шла, апатично пробивала товар. Пик…Пик…Пик… Словно кардиомонитор попискивала касса, отсчитывая мгновения жизни.
-А помельче нет?- только сейчас она подняла на меня глаза. Я узнал этот взгляд. Это был мой взгляд. Именно его я видел в зеркале, приходя домой. Та же глубина, та же усталость. Резко отпрянув, я едва не сбил девушку сзади.
-Не-ет,- скрывая в кашле легкую дрожь, брякнул я в ответ, а продавщица всё с тем же спокойным видом принялась отсчитывать сдачу.

Подъезд встретил меня мраком и вонью чего- то гниющего, сочащейся из подвала. Металлическая дверь с лязгом захлопнулась за спиной, лишая меня тени.  Я жил на третьем этаже пятиэтажного дома. Не слишком высоко и не слишком низко. Выключатель был сожжён, восстановлен и сожжён вторично, силуэты старых почтовых ящиков выступали вдоль стены. Аккуратно нащупав первую ступеньку, я начал своё восхождение, одновременно ища ключи в кармане. Будучи уже у своей двери и ковыряясь в замке, я услышал, как кто- то поспешно спускается сверху. Разумеется, любопытство взяло верх, и при входе в квартиру я обернулся. Он был уже на лестничной площадке, ровно на один пролёт выше меня. Свет ранней луны из подъездного окна осветил мне его силуэт. Смуглая кожа, взгляд в пол, широкая фигура и моя одежда. Куртка, штаны, ботинки, даже шапка, как у меня. Кажется, он не счет меня достойным своего внимания, во всяком случае, проходя мимо, он даже голову не повернул. А я всё так же стоял в дверном проёме с полностью потерянным видом.

*  *  *

Его звали Толя. Крайне просто и безобидно, потому что сам он был именно таким. Мы встретились ещё в институтские годы, когда я отмечал с однокурсниками сдачу очередной сессии в мелкой кафешке, где он подрабатывал, будучи студентом первого курса. Это было моё первое, и по сути единственное серьезное знакомство в тогда ещё новом для меня городе. Среди огромной толпы, в поглощающем хаосе города, мы смогли понять друг друга. Абсолютно на вид безобидное и тихое существо, скромный, но уверенный в себе человек. Мне казалось, будто он мой младший брат, хотя в семье я был один. Никто никогда не отказывал в помощи другому, да и свободное время мы проводили с удовольствием. Наши интересы пересекались не во многом, но при этом имели глубочайший уровень. И, разумеется, за помощью я обратился именно к нему, было трудно молчать о случившемся со мной за последние сутки.

*  *  *

-Занятно,- только и смог сказать Толик, выслушав мою историю. Я приехал к нему в эту же ночь. Мы сидели на маленькой кухне однокомнатной квартиры. Когда- то он предпочёл, не без помощи родителей, купить пусть маленькую и ветхую, но всё же свою недвижимость. Должно быть, именно эта необходимость в надежности, защищенности, гарантированной зоне комфорта позволяла ему оставаться на плаву.
-Я надеюсь, что ты мне веришь и не станешь задавать глупые вопросы насчет психотропных веществ, алкоголя, психических заболеваний,- во мне вдруг проснулся студент. Тот самый, который лишь начал своё обучение на медицинской кафедре и считал необходимым соблюдение всех формальностей, активно использующий специфическую, чересчур официальную терминологию, едва лишь был повод. Хорошо, что тогда мой задор быстро сошёл на нет.
-Конечно, верю,- допивая свою порцию некогда популярного пива, улыбнулся он.- Но всё же я нахожу ситуацию весьма странной. Понимаешь ли, у любого события в этом мире должен быть повод, своя причина, необходимость, которая и привела тебя к нынешнему положению дел. Сейчас я эту причину не наблюдаю.
-Я тоже,- сокрушительно опрокинув пустую бутылку на стол, изрек я.- Извини, что пришёл так поздно.
-Ничего страшного,- перебивая меня, опять заулыбался Толик,- думаю, тебе лучше будет остаться на ночь, мало ли что в темноте да на хмельную голову может увидеться.
Теперь мы смеялись оба. Я, почувствовав умиротворение и расслабленность, он, скорее больше для поддержки.

Спать на кухонном полу необычайно полезно. Непривычная обстановка не даёт заснуть сразу, и сознание остывает постепенно, как усердно отработавший весь день двигатель, проматывая и осознавая вновь свежие клочки памяти. Перед тем, как заснуть, я, казалось, полностью убедил себя, что всё случившееся не более чем плод фантазии уставшего человека. Некогда разочаровавшегося в окружающем мире, но уже почти смирившегося, ведь он научился находить и довольствоваться своими маленькими радостями. Сон принял меня мирно, словно продлевая моё навеянное хмелем спокойствие. Завтра был выходной.

*  *  *

Заставить себя подняться я смог лишь ближе к полудню, проведя всё утро в непонятной дрёме. На холодильник была прилеплена записка:
«Я постараюсь помочь. Встречаемся вечером у тебя».
-Интригующее начало…- прошептал я в пустоту. Задерживаться в квартире смысла не было. Быстро умывшись, прогоняя остатки сна, и набив карманы леденцами с разнообразными вкусами (теперь ясно, зачем Толик их хранил, постоянно возобновляя запас сладости), я покинул квартиру, захлопнув за собой старую, ещё советскую дверь, где замок срабатывал без ключа.

Улица была в меру оживлена: укутавшиеся с ног до головы прохожие, решившиеся бороться этим воскресным днём с пургой и снегом, небольшие магазинчики, спрятавшиеся во дворах, светили тусклым светом, словно маяки, случайные машины, мчащиеся по обледенелой дороге, и светлое небо с ярким диском солнца, едва проглядывавшееся сквозь облако колючего снега. Переход метро встретил меня людским гулом и запахом каких- то копчёностей. Здесь было на удивление много народа, будто весь город переехал жить в подземку. Яркие киоски с газетами, мягкими игрушками, безделицами, фаст фудом дружно стояли вряд у стены, борясь за покупателя, а толпа несла меня потоком к эскалатору и вниз, под землю.

Я всегда любил метро, не столько из- за толпы, порой она была чересчур навящева, сколько из- за поездов. Вот и сейчас тот самый благоговейный трепет охватывал меня, словно перед встречей с любимой. Поезд остановился дверьми строго напротив меня, видимо тоже рад встрече. В вагоне оказалось немного пассажиров, я занял любимое место в углу, чтобы было удобней наблюдать за своими попутчиками. Три парня что- то увлеченно обсуждали, расположившись у запасного выхода. Две девушки, явно подружки, сидели напротив меня, смеясь каждую минуту. Мать с уже великовозрастным дитём, которое ей что- то отчаянно доказывало, в ответ вызывая лишь бурю возмущения. Впрочем, они быстро утихли, не любят люди ссориться при свидетелях. Одинокий грузный мужчина, занимавший не одно место, дремал. А вот следующий пассажир поверг меня в шок. Нет, я не решил, что сплю, не стал себя щипать и бить по щекам, мой мозг просто отказывался принимать тот факт, что в противоположном углу вагона, уткнувшись в книжку, сидел я. Поезд шумел, дребезжал, казалось, будто он разогнался до неестественной скорости, стёкла вот- вот полопаются, мы сойдём с путей и превратимся в кашу из человеческих тел, стекла и металла. Словно в тумане я встал и направился к своему двойнику, я был уверен, что стоит нам поговорить и всё встанет на свои места, окажется, что мы дальние родственники, которые слышали друг о друге в детстве, но никогда не встречались, может быть нам даже удастся стать друзьями… Но тут поезд резко остановился, я едва удержался на ногах, так и не дойдя до цели. Он встал, спрятал книгу куда- то внутрь куртки и растворился в толпе на перроне, оставив меня наедине со своими отчаянными предположениями. Я, не глядя, упал назад, на сиденье, сердце колотится, вгоняя кровь в мозг, перенасыщая кислородом, на лбу выступили капельки пота, было ужасно неуютно, словно я только что сошёл с катка или приземлился с парашютом после длительного полёта, тело отказывалось слушаться.
-Теперь точно не показалось…- пронеслось в голове,- надеюсь, Толя что- то действительно придумал.
*  *  *
-Что за книга хоть была?- с ноткой отчаяния в голосе спросил Толик, теперь мы сидели на моей кухне и пили уже коньяк, мой первый калым с работы, который я хотел сохранить как память, но ситуация обязывала.
-Причем тут вообще книга?!- с раздражением одернул я,- мне мерещатся двойники, а тебя интересует какая- то книга!
-Успокойся, у тебя истерика, просто подумал: вдруг это нам поможет?
-Извини,- после недолгого молчания ответил я, успокоившись,- «Осенние визиты», автора не разглядел.
-Так это ж фентези.
-Я уже не знаю, где фентези, а где реальность,- мрачно буркнул я и опустошил очередную рюмку, Толик последовал моему примеру.
-Я вот что подумал,- начал он,- если отбросить все банальности с родственниками и простыми совпадениями, про которые всё же не стоит забывать, то остается лишь предполагать, что ты видишь себя самого, только в прошлом или будущем. Ты вот когда- нибудь читал эти «Осенние визиты»?
-Нет…И не собирался вроде.
-Ладно. Иди лучше спать, нечего спиваться, уже поздно, а тебе завтра людей лечить, я пойду домой и постараюсь что- нибудь разузнать, был у меня одни знакомый, преподает на кафедре физики, как раз интересуется сущностью времени, я поговорю с ним.
-Спасибо,- уже захмелев, угрюмо отозвался я.
-Не переживай, уверен, всё проще, чем кажется, хотя не могу не заметить, что ситуация весьма странная.
И он ушёл, оставив меня наедине со своими страхами и сомнениями. Настроения не было никакого, поэтому я как можно быстрее завалился спать, лелея надежду за ночь всё забыть. Хотя как такое можно забыть? Может быть кто- то скажет, что невозможно спать в моём положении, но, поверьте, сон - лучший выход из любой депрессии, насколько бы критической она не была.

*  *  *

Утро наступило для меня рано. Я проснулся в предрассветной тьме, когда звёзды уже погасли, а солнце ленилось вставать. Почти полный диск луны равнодушно освещал небосвод. Казалось, что я могу пролежать так вечность, не шевелясь, отключив сознание. Но мысли всё плотнее забивали  голову, я боялся.

Не дай мне Бог сойти с ума,
Уж лучше посох и сума.

-Интересно, Александру Сергеевичу тоже двойники виделись?

Больница встретила меня привычным запахом таблеток и тревоги. Тревоги?  В холе было пусто, заглянув в окно регистратуры, я никого не нашёл. Странно. Вся больница словно вымерла. Спокойствие покидало меня, и даже ранний час более не мог оправдать эту безлюдность. Я прошёл, кажется, все этажи и не встретил ни души. Да какого чёрта здесь твориться?!  Когда я ехал, всё было в порядке, разве что неожиданно холодно. А теперь… Я достал телефон и быстро набрал номер. Только бы он взял трубку…
-Толя?!
-Да, что- то случилось?- уже почувствовав неладное, спросил он.
-Где ты?
-Что значит где? Дома конечно, сегодня не моя смена. Так что произошло?
-А ты не видишь? Все исчезли!
-Кто эти все?
-Больница пуста…- уже задыхаясь от истерики, под волнами накатывающего ужаса, выдохнул я.
-Оставайся на месте, я сейчас буду.
-Ну, уж нет! Лучше я к тебе. Жди.

Но тут же я пожалел о своём решении. Больница стала наполняться звуками, движением. Зазвонил телефон в регистратуре, где- то наверху лязгнули двери лифта, и машина начала своё движение вниз, одновременно зажглись все лампы, наполняя помещение неестественно ярким светом. Щёлкнули замки дверей главного входа, и в больницу устремился потом людей. Они разделялись из одного большого течения на несколько мелких. К лифту, к лестнице, в коридоры первого этажа, в переход между корпусами. Некоторые были одеты в одинаковые пальто с висящим на шее шарфом, другие в лёгкие толстовки и джинсы, третьи в пёстрые майки и светлые шорты, не смотря на сезон, последние во врачебную униформу. Помимо одинаковых одежд, у них была одна общая, не изменяющаяся черта. Все они - это я.

Стоя в центре холла, скованный ужасом, я не решался даже повернуть голову, а мои отражения устремлённым потоком огибали меня со всех сторон, каждый к своей цели. Всё закончилось так же быстро, как и началось. Фойе опустело, телефон заглох, лифт стоял на первом этаже с приглашающе открытыми дверьми. Но я не решился войти в него. Мне не хотелось знать, почему это происходит, мне лишь хотелось, чтобы всё вернулось на свои места. Я побежал, так быстро, как только мог. Из больницы, дальше, мимо остановок, людей и машин. Везде я видел себя: идущего с маленькой девочкой, водителем автобуса, выгуливающего собаку во дворе. Всюду был я. Не знаю, сколько прошло времени, когда мне удалось добраться до дома Толи. Кажется, по пути я даже решился проехаться в автобусе, но не решился смотреть по сторонам.

В подъезде было пусто и сухо, удивительно для зимы. Казалось, будто я вошёл в некую обитель, крепость, здесь было очень тепло. Дверь оказалась открытой. В коридоре горела лампа, настолько яркая, что невозможно было поднять взгляд. Щурясь, я прошёл внутрь. Тишина.
-Толя,- сбрасывая обувь и верхнюю одежду, позвал я.
Тишина. Никого не было ни в ванной, ни на кухне, хотя от чайника ещё шёл пар. Я прошёл в его единственную, маленькую комнату. Пусто. Над кроватью, почти во всю стену, висело огромное зеркало, которого здесь раньше никогда не было. Кристально чистое стекло, но ужасно пыльная, старая деревянная рама с причудливым узором и странной надписью на верхней стороне.
«Всё внутри».
Я опустил взгляд на отражение. Молодой мужчина среднего роста, ни толстый, ни худой, коротко стриженые волосы, уставший вид. Да, это был я. Неожиданно из- за моей спины появился Толя, словно он стоял, прилипнув ко мне. Я резко обернулся, но сзади никого не было. Он существовал лишь в зеркале. Молчаливый, безучастный, с очень печальным взглядом. Затем из- за наших спин появились ещё двое. Мои родители. Я вновь обернулся, но никого не нашёл позади себя. Люди начали появляться в геометрической прогрессии, расширяя границы комнаты. Родные, знакомые, пациенты, просто люди. Я увидел в толпе грузного мужчину из метро, девушку с фруктами для сестры, бабушку, в которой почувствовал силу. Чем больше их появлялось, тем больше они становились похожи на живых. Эмоциональнее, светлее, с гуляющим взглядом. Но я откуда- то отчётливо знал, что их больше нет. Я здесь, а они там - за чертой. Странно, я не испытывал страх, даже когда почувствовал на себе взгляд сотни глаз, когда они все начали яростно ломиться в стекло, я не отступил.

Они были моими мыслями, я их держал в голове, уверен, всех их я видел хоть раз, а потому они здесь. Нужно проснуться, всего лишь проснуться, дать власть сознанию над подсознанием. Но я не мог. Зеркало пошло трещинами, искажая их лица, стекло волновалось, как океан в бурю, рама трещала, осыпая пол и кровать пылью. А я стоял, я не хотел уходить, всё должно было закончиться здесь и сейчас, неважно как, лишь бы закончиться. Я закрыл глаза.
Раз…Два…Три…

Зеркало не выдержало, осколки стекла разлетелись, как от взрыва. Голову моментально наполнил шум. Я на миг перестал ощущать своё тело, словно сознание провалилось сквозь материю, потеряв связь с ней, а затем я услышал рингтон. Старую мелодию старой Нокии. Я лежал в своей кровати, звонил будильник, снег мокрыми хлопьями бесконечно падал вниз.


Рецензии