Богородица утешила... Простые чудеса

                В храме, освященном в честь Пресвятой Богородицы я, испросив благословление архиерея, после каждой вечерней службы читала вслух акафист на следующий день седмицы. Так продолжалось несколько месяцев. И, наконец, эта трудная для меня обязанность стала привычной и начала приносить благодатные, как мне казалось, плоды.

               Обычно храм закрывали сразу после службы, в шесть-семь часов вечера. В будние дни люди, которые работали, не могли попасть в храм ни утром - храм открывался, когда они уже спешили к проходным заводов и дверям учреждений, ни вечером, так как в то время, когда они шли с работы, он уже был закрыт.

                А у человека верующего всегда есть потребность хоть ненадолго войти в храм, помолиться, поставить свечку, наполниться тишиной и благодатью святого места после суетного мирского дня.

             И вот - эта новость быстро распространилась! – храм стали закрывать позже, и, главное,  можно было - «постоять на акафисте». С каждым днём на вечернем стоянии народу всё прибавлялось и прибавлялось.

                Я радовалась этому. Приятно было слышать слова благодарности после чтения. Стали просить помолиться – я старательно записывала имена и усердно молилась. Появилось ощущение, что делаю большое и нужное дело. Сердце было полно любви и желания всю себя и всю жизнь свою отдать этим людям, стоящих рядом со мной в вечернем храме.

            Есть духовная болезнь, называемая прелестью. Она подкрадывается очень незаметно, сначала – желание взять на себя дополнительную тяготу к обычному правилу, потом, если всё хорошо получается, возникает тонкая безобидная вроде форма лести самому себе, некий самообман возвышающий самого себя, потом появляется мечтательность, высокое мнение о самом себе, а там уж и до гордыни, и до превозношении недалеко. Но сам человек этого в себе не видит.

            Удовольствие, которые я получала от самого чтения, от общения с людьми, и радость от сознания, что я служу Богу и людям, украшали тогда каждый мой день.

              Это пока что не была прелесть, но перед моими стопами уже отверзалась широкая, усыпанная цветами дорога, ведущая в ад. По своей младенческой вере, я не имела ни малейшего опыта этой духовной болезни, а вирусы довольства собой и тщеславные помыслы уже начали свою разрушительную работу в моей душе. 

               Я не замечала, что приближаюсь к краю бездны. Но милостивый Господь уже готовил мне спасение.

                Как часто мы воспринимаем нашедшие на нас скорби, как несправедливое наказание, страдаем, мучаемся, ропщем, вместо того, чтобы возблагодарить Господа и припасть к Его спасающей руке.

                Через несколько месяцев этих вечерних "бдений" отношение работающих в храме к моему деланию начало как-то не хорошо изменяться. Появились всяческие неясные недоразумения, начали возникать мелкие препятствия. Я вдруг  замечала хмурые  косые взгляды и плохо скрываемое недовольство священников и старосты.  И...
 
                Меня обидели: оклеветали, опозорили и выгнали из храма. Это было как гром среди ясного неба, как вспышка молнии, после которой в душе моей наступила тьма.

                Ещё не искушенная в духовной брани, я начала сильно скорбеть, унывать и, наконец, пришла в полное отчаяние от того, что никак не могла понять, в чём моя вина? Почему всё так резко изменилось? Я оценивала ситуацию по-мірски. А дьявол тем и искушает, что подменяет правое левым, белое черным. В духовном міре действуют совсем иные законы, чем в міру.   

                Святой Дорофей объясняет: «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение - ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением».

                Мне бы радоваться и благодарить Бога за случившееся, увидеть в этом Его промысел о спасении моей души, но я ещё не знала, что «Не тот человек блажен, который ревностно совершает добрые дела, а тот, который с радостью выдерживает следующее за ними искушение. Кого любит Бог, того наказует. Много пользы приносят страдания, если терпим их без возмущения...»

             Этого я тогда ещё не знала. Какая радость?! Горе! Возмущение, горькая обида, осуждение, уныние, отчаяние – вот этапы моего скорбного пути. И в таком тяжелом душевном состоянии я провела почти два месяца.
               
               И наконец, я решила  поехать в соседний город, где был священник, которого я даже побаивалась, так он был строг и нелицеприятен, но я уже не раз убеждалась в том, что он - справедлив и прав в своих требованиях.

                Отец Георгий слушал меня, всё более мрачнея. «Да что они там с ума все сошли?» - воскликнул он сгоряча, когда я закончила свой печальный рассказ, и тут же вдруг быстро ушел в алтарь, оставив меня в недоумении.

                Пока я соображала, что это значит? - он  вернулся с большой богородичной просфорой, протянул её мне и сказал ласково: «Пусть Богородица вразумит ваших обидчиков, а вас утешит». С этим благословением я и вернулась домой.

                Стало, конечно, немного легче, но душевное спокойствие не наступало. Я никак не могла побороть этот свой грех - обиду, и страдала не только душою, но и начала болеть.

                Прошло всего две недели. Как вдруг пришла телеграмма, что в Москве умер наш родственник. И мы поехали на похороны.

                Сам «процесс похорон» - а иначе никак и нельзя назвать то, что происходило в столичном крематории, - оставил в душе жуткое впечатление.

                На следующий день после поминок я поехала в храм Христа Спасителя, а оттуда - мимо родного университета, мимо бывшей Манежной площади, превращенной в супермаркет, - я пошла к Красной площади. И неожиданно оказалась возле... Иверской часовни.

                Я, конечно, знала, что она восстановлена, но еще не видела её своими глазами и поэтому просто забыла, что Красная площадь теперь начинается с неё.
 
                Я вошла в часовню. Она оказалась крохотной, а людей было довольно много. Справа от входа – «свечной ящик», где торговали свечами, иконами и принимали записки на молебен. Подав записку, я купила свечи и поставила их на подсвечник у чудотворной Иверской иконы Божьей Матери.

                Слева от иконы стоял иеромонах и что-то читал. Чтобы лучше слышать, я подошла поближе. Служили молебен. Я начала молиться и постепенно перестала замечать все вокруг.

                И вдруг я ощутила легкое прикосновение к локтю и услышала: «Читайте!» - послушник, бывший при иеромонахе, протягивал мне раскрытую книгу. Я посмотрела в неё - и сердце моё замерло от страха и трепета: «Акафист Пресвятой Богородице в честь Чудотворной иконы ее Иверской».
 
                Не знаю, где я взяла силы, но, преодолевая робость и сомнения, я начала читать акафист вслух, для всех. Сначала голос мой дрожал, и было такое ощущение, как будто высоко над землёй я иду по узкой доске. Но постепенно всё перестало для меня существовать, и остались только Богородица на своей дивной иконе и я, читающая слова, написанные не мною, но идущие как будто из моего сердца: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая».

                Закончился акафист. Я отдала служителю книгу, приблизилась к иконе и буквально рухнула перед нею, обессиленная и ...

                Трудно описать словами весь тот вихрь мыслей, чувств и непонятных ощущений, который пронесся в моей душе. Всё сразу и - ничего конкретного.

                Это был кАтарсис - духовное и нравственное очищение, просветление, очищение от страстей. Счастливое и высокое напряжение всех человеческих сил.

                Всё былое в миг исчезло. Там, где ещё недавно грубой занозой сидела обида, обрастая гноем озлобления, теперь образовалась приятная спокойная пустота. И слёзы, не тяжелые и горькие, как всё это время, а лёгкие и светлые слёзы хлынули из глаз, вымывая все дурные мысли и чувства, которые накопились в душе за долгие дни моего «горя» и не давали ей очнуться.

                «Спасибо! Спасибо! Спасибо!» - гулко стучало сердце. И казалось, что Богородица улыбается только мне.
 
                За акафисты я была наказана, акафистом меня Богородица и утешила. А постепенно ко мне пришло понимание того, что Господь, руками моих обидчиков, спас меня от гораздо большей беды. Как я благодарна теперь и Богу, и тем, кто просто исполнял Его волю, кто был розгами в Его руке.

                Вот такое чудо произошло со мною по благословению отца Георгия.

Людмила Хасхачих.


Рецензии