Кокон

КОКОН
Gisella Rizzo “Il bozzolo”
http://www.neteditor.it/content/231380/il-bozzolo

Перевод с итальянского – Элина Маркова

Нельзя родиться, не умерев прежде. Чудо воскресения состоит именно в переходе из тьмы к свету; при отсутствии ночи не смог бы наступить рассвет, солнце было бы всегда полным и готовым на медленном огне поджаривать тела и иссушать дух. В период застоя не может произойти полного обезвоживания жизни, однако человеческое существо намерено определить свой статус и силится наделить его постоянством, дабы обрести уверенность. Кто-то, может быть, хочет выступить в роли добровольца и погрузиться в неизвестность?.. Наше собственное сознание есть не что иное как устройство для преобразования реальности: оно анализирует и распознаёт формы, характеристики и другие данные, воспринимаемые нашими чувствами, пытаясь создать ощущение стабильности и удалить всё неизвестное. Это предисловие призвано лишь подчеркнуть, насколько могут быть болезненными для человеческого существа крупные изменения, которые способны сделать нас слабыми, а иногда, как это свойственно куколке, заставить построить защитный кокон, прежде чем умереть, или, что то же самое, подвергнуться изменениям.

Дафне, лёжа в постели, вытирает со лба пот и смотрит на сестрёнку, которая мечется среди ночных кошмаров. Она поглаживает девочку, чтобы успокоить, но, кажется, ласки не проникают в мир снов; там спящая совсем одна, ей по-прежнему снится маленькая птичка, выпавшая из гнезда и умирающая прямо у неё на глазах. Маффи постоянно возвращается в тот день, когда молча наблюдала агонию, с покорностью, сгорая от боли, потеряв надежду.
В доме никто не спит. Джо, брат, прикуривает сигарету в темноте. Потом умывается и снова ложится.
Пока готовится кофе, он проклятиями встречает новый день, его уже запарили эти бессонные ночи. Джо злится на весь белый свет, прекрасно осознавая, что маленькая Маффи сейчас переживает тяжёлую утрату, которая стирается из её головы во время бодрствования, но в снах продолжает разрастаться. Травма сама себя подпитывает, становясь бессмертной.

Клавдия просыпается посреди ночи, напуганная ночным кошмаром с умирающей птичкой, который время от времени повторяется, не оставляя шансов на спасение. В мозгу перешёптываются голоса, она сжимает руками голову, пытаясь заключить перемирие с самой собой, но безрезультатно. Клавдия курит. Потом споласкивает лицо и снова возвращается в постель, но спать больше не может. Она крутится на простынях, в то время как в голове кружатся тяжёлые мысли. Она то укрывается, то раскрывается. Вытирает вспотевший лоб. Гладит себя по лицу, как бы утешая. Содрогается от страха, потом вне себя сбрасывает одеяло.
Матерясь, она готовит кофе, злая на весь мир.
Она не понимает суть происходящего. Чувствует только ужасную боль, ненависть ко всему окружающему, что заставляет её прятаться. Никто больше не должен причинить ей страдание, поэтому она ищет уединения. Клавдия не выпускает наружу эмоции, затушёвывая свою личность, чтобы стать невидимой. Эта женщина, однако, существует и страдает в своей тюрьме. Она не отдаёт себе отчёта в том, что сама построила крепость, в которой заперта; но зло и здесь возвращается к ней в виде ночных кошмаров.
Процесс превращений наконец-то разбужен, спираль давней травмы раздирает настоящее. Она должна готовиться, чтобы получить новую жизнь. Её комната превратилась в морг. На время она нашла в ней убежище, но сейчас должна выйти отсюда, снова окунуться в мир в поисках своего места. Она отключает телефон, отменяет встречи, хочет остаться одна со своей болью в мире, в который никто не сможет войти; она дошла до того, чтобы стать ничем, но пока не может понять, как это осуществить. К сожалению, Клавдия не одна, её преследует вопль маленькой девочки, не оставляя в покое во сне и даже в изнуряющем бодрствовании. Гнев и подавленность чередуются, но страх не покидает. Образ человека стоит перед её глазами, злобного существа, наводящего ужас, возродившийся из прошлого. Это призрак, способный реинкарнировать в тех, кто находится рядом. Она открывает глаза и понимает, что как раз по этой причине избегает своего прошлого – чтобы не встретиться больше с ним… И всё-таки он вновь появляется, в ещё неизвестных людях, бороздящих землю, незнакомцах, оказавшихся под его взглядом, чтобы потом исчезнуть.

Джо буквально разрывается от гнева перед этими злобными глазами, которые если бы могли, сделали бы всё, чтобы дать выход жестокости. У Джо хороший нюх, он на расстоянии чувствует запах дурных людей. Среди шумных улиц, под лучами солнца злодеи безвредны: они выходят из игры в ожидании ситуаций, подходящих для осуществления их гадостей. Лучше тёмная каморка или общественная уборная, где скрывается мерзость, в этой обстановке они готовы к действию. Они трусы, коварные приспособленцы, от которых надо защищаться, нападая первыми. Сейчас всё молчит в абсолютном параличе, что делает уязвимыми Джо и его сестёр. Что-то неопределённое вокруг начинает принимать форму, мало-помалу формируя оболочку. В этом коконе Джо, Дафне и Маффи трепещут, ожидая… перерождения из куколки в бабочку. Выдержат ли они это тревожное ожидание?

Сможет ли Клавдия дойти до конца, когда голова её снова начнёт раскалываться? Конечно, она хотела бы отрубить резким, точным ударом всё это животное страдание, от которого нельзя сбежать, находясь во власти своих видений.

Маффи распахивает глаза, дом воспоминаний открывает дверь, и ужас предстаёт перед ней! Джо барахтается, пытаясь разорвать кокон и убежать от себя самого. У Маффи всё тело в синяках и царапинах, она осматривает себя и ничего не понимает. Она не помнит, что случилось, только мрачное лицо вихрастого человека возникает из темноты. Травма гнездилась в детстве; и было достаточно маленькой искры прошлого, чтобы возродить страх. Ненависть Джо, чередуясь с паникой Маффи, переходит в отчаяние молчаливой Дафне.
Клавдия воплощает в себе всё, все эти проявления в ней доведены до предела.
Она устремляется на балкон и всматривается в пустоту, ей кажется, что силы притяжения больше не существует. Женщина потерянно оглядывается, как будто не понимает, где находится. Мир, нависающий над ней, кажется слишком огромным, способным раздавить её. Она возвращается в спальню и ложится, плачет и пытается успокоиться, раскачиваясь, как в детстве.

Дафне старается утешить Маффи, которая плачет в отчаянии, ничего толком не помня, просто от ощущения смерти, пронизывающего её кокон. Ждать больше нечего.

Медленно проснётся нечто, и Клавдия сможет освободиться от своего отвратительного прошлого.

Умрут трое, из них возродится одна.

Non si pu; nascere se prima non si muore. Il miracolo della resurrezione sta proprio nel passaggio dal buio alla luce; se non ci fosse la notte non potrebbe giungere l'alba, ci sarebbe un pieno sole costante, pronto ad arrostire lentamente le carni e inaridire lo spirito. Nella stasi non pu; che avvenire un prosciugamento totale della vita, eppure l'essere umano ; portato a cercare il suo status e s'impegna a dargli una sorta d’immutabilit; per trovare delle certezze. Qualcuno, forse, vorrebbe offrirsi volontario per sprofondare nell'ignoto? La nostra stessa mente altro non ; che un elaboratore della realt;: analizza e riconosce forme, comportamenti e tutti i dati percepibili dai nostri sensi, questo solo nel tentativo di creare una stabilit; e cancellare le incognite.
Questa prefazione vuole solo sottolineare quanto possa essere doloroso per un essere umano un grande cambiamento, di come la paura possa renderci fragili e, a volte, proprio come una crisalide bisogna costruirsi un bozzolo protettivo prima di morire, ovvero cambiare.
 
Dafne ; nel suo letto, asciuga il sudore dalla fronte, mentre veglia con pazienza sulla sorellina che si dimena tra gli incubi. L'accarezza per calmarla, ma niente pare raggiungerla nella dimensione onirica; l; ; completamente sola, continua a sognare quel piccolo uccellino caduto dal nido che muore davanti ai suoi occhi. Si ritrova sempre a quel giorno, ove lei silenziosa osservava l'agonia con rassegnazione, spenta nel dolore, senza speranza.
Nessuno dorme nella casa. Jo, il fratello, s'accende una sigaretta nell'oscurit;. Si bagna il volto con acqua fresca e si sdraia nuovamente.
Imprecando saluta il nuovo giorno, mentre si prepara il caff;, stufo di quelle interminabili notti senza sonno. Lui ; incazzato col mondo intero, sa bene che la piccola Maffy ha subito un grave danno che nella veglia cancella dalla sua testa, ma nei sogni continua a replicarsi. Il trauma si nutre di s; stesso, divenendo immortale.
 
Claudia si sveglia nel cuore della notte, spaventata da quel terribile incubo sull'uccellino morente che a tratti si ripresenta senza lasciarle scampo. Voci bisbigliano nella testa, preme le mani sul capo come per cercare tregua da s; stessa, ma invano. Fuma. Si sciacqua la faccia e poi torna a letto, ma non riesce pi; a dormire. Si rigira tra le lenzuola, mentre nella testa frulla pensieri melmosi. Si copre e si scopre. Asciuga il sudore dalla fronte. S'accarezza il viso per confortarsi. Trema impaurita, poi esasperata butta all'aria le coperte. Bestemmiando si prepara il caff; incazzata con tutto il mondo.
Non ; conscia di cosa le succede. Sente solo un tremendo dolore, una rabbia verso l'esterno che la porta ad appartarsi. Nessuno deve farle pi; del male, per questo si ritrova sempre isolata dagli altri. Non lascia trasparire le sue emozioni, ovatta la sua personalit; per apparire invisibile. Questa donna, per;, esiste e soffre della sua prigionia. Claudia non si ; resa conto che si ; costruita da sola la fortezza in cui ; rinchiusa; anche qui le torna, tuttavia, il male sotto forma d’incubi.
Un processo di metamorfosi finalmente s’; destato, uno spiraglio del trauma rimosso squarcia il presente. Deve prepararsi a riscattare una nuova vita. La sua stanza ; diventata una camera mortuaria. Un tempo ci aveva trovato riparo, ma ora deve uscire da l;, rituffarsi nel mondo in cerca di una sua collocazione. Stacca il telefono, rimanda gli appuntamenti, vuole stare in pace col suo dolore in cui proprio nessuno pu; entrare; ; stufa di fare finta di niente, ma ancora non pu; agire, non ha elaborato la giusta strategia. Purtroppo non ; sola, il lamento di una bambina la perseguita, non la lascia in pace nei sogni e nemmeno nella difficile veglia. Ira e dolcezza s'alternano, il terrore non l'abbandona. L'immagine di un uomo si piazza davanti ai suoi occhi, ; l'essere malvagio che l'atterrisce, resuscitando dal passato. Lui ; un fantasma che s'incarna in coloro che le sono vicini. Lei apre gli occhi e si rende conto che per tale ragione rifugge il suo prossimo: proprio per non incontrare pi; costui... eppure riappare sempre anche nelle ignote persone che navigano sulla terra, sconosciuti che si sfiorano con uno sguardo per poi sparire.
 
Jo spesso esplode di rabbia di fronte a quegli occhi maligni che se potessero, approfitterebbero per fare uscire la loro brutalit;. Jo ha buon fiuto, riconosce a distanza l’odore degli uomini cattivi. Tra le strade affollate, sotto la luce del sole i malvagi sono innocui: gettano la spugna aspettando le situazioni propizie per attuare le loro nefandezze. Meglio un sottoscala oscuro o un cesso pubblico in cui occultare l'abominio perpetrato, in questi ambienti sono pronti ad agire. Sono dei vigliacchi, subdoli approfittatori da cui bisogna difendersi, anche attaccando per primi.
Adesso tutto tace in una paralisi assoluta che rende vulnerabili. Qualcosa inizia a prendere forma intorno a s;, filo dopo filo, l'involucro s’irrobustisce. In tale bozzolo Jo, Dafne e Maffy tremano, aspettando la trasformazione da crisalide a farfalla.
Reggeranno quell’attesa tanto destabilizzante?
 
Claudia sar; tentata di farla finita, quando la testa le scoppier; di nuovo? Certamente, vorrebbe recidere con un colpo netto tutta quella sofferenza primitiva a cui non pu; sottrarsi, ; in balia delle sue visioni.
 
Maffy sbarra gli occhi, la casa dei ricordi apre la sua porta e l'orrore sta dinanzi a lei! Jo si dibatte, vuole rompere il bozzolo e fuggire da s; stesso. Maffy ha il corpo pieno di lividi e graffi, si guarda e non capisce. Non rammenta cosa le sia successo, solo il volto fosco di un uomo riccioluto affiora dalle tenebre. Il trauma si rinserra nell’infanzia; ; bastato un piccolo barlume di passato per farli precipitare nel terrore. L’odio di Jo, s’alterna al panico di Maffy, lo sconforto percorre la silenziosa Dafne.
 
Claudia incarna tutto ci;, ogni parte caratteriale si estremizza.
Corre al balcone e fissa il vuoto, pare non esista la forza di gravit;. Si guarda intorno smarrita come se fosse difficile orientarsi e capire dove ora sia. Il mondo la sovrasta, ; troppo grande per lei, potrebbe schiacciarla. Torna in camera da letto e si sdraia, piange e cerca sollievo in un dondolio solitario come da piccola.
 
Dafne prende a cullare Maffy che piange e si dispera senza un ricordo nitido, solo una sensazione di morte pervade il suo bozzolo. Non resta che aspettare.
 
Lentamente qualcosa si dester; e Claudia potr; risorgere da un passato ripugnante.
 
Moriranno in tre e ne rinascer; una sola.


Рецензии