Траверз гольца

                Из раздела "Зарисовки из туристских странствий".

        В ноябрьские праздники мы опять на Севере. Отряд спасателей на этот раз небольшой, но сильный – часть из секции скалолазов Жени, остальные – мои постоянные спутники в туристских странствиях.
        Мобильность группы проявляется сразу: успеваем за день добежать от Всеволодска до Сольвы.

        В приюте ещё никого нет, промороженные избы пустуют. Занимаем лучшую избу, таскаем из леса сухары, обустраиваемся, готовимся встречать, проверять и консультировать туристские группы. Они начнут подходить завтра, к вечеру. По моим данным, только из Свердловска их будет более десятка. А из других городов свердловщины, а «варягов»? Думаю, будет наплыв – зима ранняя.

        Утром решаем подняться на вершину. Идём на лыжах, как обычно, до границы леса перед первым взлётом. Женя предлагает не оставлять лыжи здесь, а подняться с ними и на предвершинном плато покататься по насту. Я редко встречал снег наверху – обычно его сдувает до тундрового мха и камней, но поддерживаю это предложение.
        Там, где обычно поднимались пешим порядком, идём на лыжах, серпантиня на крутых местах. На этот раз наст не только на склонах, но и наверху.  Везёт!
        В туре на вершине записка датированная августом. Группа ПТУ из Ижевска. С тех пор сюда ни кто не поднимался.

        За вершиной настовый склон к Сорокинским воротам. Кто-то предложил прокатиться по нему и дальше скатится по просеке до Шарпа и уже оттуда вернутся в Сольву по дороге. Я протестую: далековато бежать оттуда, хотя заманчиво – траверз гольца на лыжах.
        Женя предлагает другой вариант: спустится по Шегультанскому цирку. Склон цирка глиссировать на ботинках. Для него это – пустяк, он знаком с приёмами альпинизма.
        Принимается, но с изменением пути спуска – прямо от вершины бросаться вниз опасно. Слишком круто и возможны срывы. А все ли обучены самозадержанию при срыве и сумеют ли? Сзади «вертолётиком» привязаны лыжи – могут помешать. Нет, риск неуместен. Настаиваю на выбор более простого пути.

        Спускаемся немного в сторону Сорокинских ворот – здесь борт цирка заметно положе. Глиссируем на ботинках с опорой на сдвоенные палки.  Наст на склоне неоднороден: то с наплывом льда, то ещё рыхлый, не укатанный ветрами. В таких местах можно и ковырнуться, сотворить «голова-ноги-голова».
        К счастью, срывов избежали, кульбитов тоже, докатываем  до пологого склона и встаём на лыжи. Здесь уже чистый слалом. Естественно, туристский – серпантином и пологими разворотами с опорой на палки.
На дне цирка попадаем на рыхлый снег, в котором уже приходится тропить лыжню.

        Снизу склон цирка ещё больше впечатляет. Он нависает со всех сторон, но особенно крут в направлении на вершину. Несколько сот метров ветрового наста, а возможно и льда. И из этой снежной стены чёрными точками торчат камни. Сверху они незаметны, скрыты наплывами снега. Налетишь, глиссируя, на такой камень – вряд ли обойдётся ушибом.
        Задним числом лезет в душу запоздалый страх: было же предложение Женьки глиссировать прямо от вершины. И могли бы ринуться! Народ бойкий и рисковый. Хорошо, что не все согласились, а в первую очередь я сам. Хотя и понимал, что могут заподозрить в трусости. Нет уж, «семь раз отмерь…» И хватит переживать о неслучившемся.

       Катим к избушке у дороги. Группа из Серова, занявшая эту избу, поит нас чаем, молодые серовцы смотрит на нас как на корифеев горнолыжного спорта. Они посчитали, что мы катили на лыжах прямо от вершины. Гигантский слалом, так сказать. Ребята не переубеждают их, «распускают хвосты».

        Пока пьём чай, серовцы изучают наши крепления. Уже несколько лет, как в моду у «брезентового народа» вошли универсальные крепления с тросиками. Мы их не используем. У нас реконструированные прыжковые крепления с пружинными тросами. Они позволяют нам на спуске фиксировать задник ботинка.  Этот гибрид мы стали применять, как только у нас появились «Мукачи» с металлической окантовкой.  Тогда туристы ещё применяли лыжи «Турист» с полужесткими армейскими креплениями. 

        Отсюда чуть более десятка километров и две трети из них под гору. Лыжня хорошо набита, а кое-где и обледенела – катим со свистом в ушах. Ещё засветло мы в Сольве. Хороший получился траверз массива.

        P.S. Спустя год в Шегультанском цирке сорвалась и разбилась студентка из УПИ.  Группа поднималась к вершине «в лоб» по насту и натечному льду. Девушка сорвалась под самой вершиной, и падала несколько сот метров  до камней. Тормозить штычком палки не могла, так как выронила её при срыве.
        При разборе ЧП выяснилось, что участники её группы даже не знали как проводится самозадержание.  Такая вот «обученность». Почти ежегодно в студенческие каникулы случаются травмы со смертельным исходом. К сожалению, недостатки в подготовке выявляются только при разборе ЧП.
                1976г.


Рецензии
Интересно рассказали, Анатолий.
Жаль погибших,

Юрий Баранов   07.04.2018 19:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.