Марки

-Где сахар?

-Я же говорила, отучаемся от сахара. Вредно. На, положи-ка лучше в чай меду. Ну или варенья. Хочешь я открою для тебя банку варенья?

Мой любимый муж скорчил одну из своих гримас, которые значили что-то вроде "серьезно? эх, бачили очи що купували" и лениво потянулся к банке с медом.

Тут нашу гармонию нарушил наш первый и пока единственный ребенок Сашенька, который в свои 3 года любил гордо шествовать из комнаты в комнату и поддерживать любую беседу родителей.

-No! Нинана sugar. Nunca.- выпалил он и снова скрылся за дверью.

Стас взялся за голову.

-Ну и что мы с ним будем делать? На скольких языках он уже говорит?

Я равнодушно пожала плечами. Чего он ожидал от ребенка русско-украинских родителей в США, который к тому же ходит в испанский садик? А тут еще эти новые соседи китайцы, которые ни слова по-английски не знают...Мы уже чувствовали, что знакомство с их детьми принесет нашему Саше новые знания. Надо же им как-то понимать друг друга.

В этом и прелесть Америки - это как весь мир в миниатюре. Все эти китайские кварталы, итальянские,русские...Многие дети говорят сразу на нескольких языках. Мы, например, дома привыкли говорить по-русски, я иногда перехожу на украинский, с друзьями и на работе общаться приходится на английском, а кроме испанского садика в округе других нет. И как прикажете ребенку общаться?

-Он сам определится - отмахнулась я- Может ему такое языковое разнообразие даже на пользу. Он по-испански лучше меня скоро говорить будет.

-Ага. А стоило бы по-английски.- буркнул Стас, пытаясь зачерпнуть ложкой затвердевший мед из холодильника.

-Он и по-английски говорит. - стала я защищать ребенка. -И по-русски. И другие языки ему пригодятся. Даже мой украинский, хотя бы для общего развития.

Наши лингвистические споры снова прервал Сашенька. На этот раз он как-то чересчур спокойно зашел в комнату с тяжелой книгой в руках.

-Ну что на этот раз,котенок?- лениво спросил любящий отец.

-Нинаю.

Я глубоко вздохнула и бросила это бесполезное натирание тарелок. Сами высохнут.

-Иди к маме с папой, хороший мой. Покажи, что ты нашел.

Я села за стол и ребенок водрузил мне на колени тяжелую книгу. Я, признаться честно, и сама не знала что это такое. Зато мой муж знал.

-Александр!-строго стал он отчитывать карапуза в желтых фланелевых штанишках. - ты где это нашел? А ну быстро верни на место!

Я заинтересовалась и открыла первую страницу под гневную тираду Стаса. Массивная книга оказалась старым-престарым альбомом для марок, причем самые первые из них датировались концом 19 века. Надо же, я и не знала, что у нас такое есть.

-Откуда это, Стас?-повернулась я к мужу.

Он перестал кипятиться и густо покраснел.

-Мое.-бросил он и быстро отвел взгляд.

-Ты собирал марки? Я и не знала...

Тут мне стоило прикусить язык, так как о своем прошлом мой муж распрастраняться не любил. Пока все гуляли по клубам, влюблялись, расставались и творили тонны глупостей, он сидел дома. Типичный хороший мальчик, мамина радость и прочие нелестные титулы преследовали его все детство и юность. Увлечение марками видимо было из тех лет, которых он сам очень стеснялся. И хоть я не переставала любить его меньше от того, что он играл на скрипке или что какие-то плохие мальчики разбили ему в школе нос, он считал, что все это уменьшает его авторитет в наших глазах. Да..если бы он не решил в бытность студентом филологического факультета изменить свою жизнь и остаться жить в Америке, даже не знаю, что бы с ним было сейчас.

-Да собирал.-отрезал он.-Их еще мой дедушка собирал. Давайте сюда альбом, поставим его на место.

Обычно громкий Сашенька притих и уже вовсю рассматривал маленькие картинки царской России, марки, посвященные образованию СССР, шедевры соц реализма и первые полеты в космос. Многие марки сопровождались маленькими буклетиками, где в традициях того времени рассказывалось, как в стране все хорошо. На приказ отца отдать альбом он только буркнул "No", даже не отводя глаз от волшебного альбома.

-Оставь. Не видишь разве, ему нравится.-попросила я.

Муж зло на нас посмотрел и вышел из комнаты. Да,объяснить ему что марки и скрипка это нормально у меня бы никогда не получилось.

Тот вечер мы с Сашенькой провели листая альбом. Он оказался огромным - 30 страниц, наполненных самыми разными марками, даже из других стран, видимо из эпохи друзей по переписке. Но советских конечно было больше. Покорению космоса было посвящено страниц 5, все марки из 60-х и 80-х годов, с ракетами, Венерой, луной, Гагариным...эти моему ребенку особенно понравились.

Позже я стала зачитывать ему про полеты на луну, про первого человека в космосе, открытия советских ученых или о том, что лунный грунт доставлен на Землю, совершен выход человека в космическое пространство и про первый телесеанс с Луны. Сашенька старался все понять, как только мог, но многое приходилось объяснять, показывать, переводить на его любимый испанский или английский. Так мы просидели со старым альбомом, который так пах советским детством и старым буфетом, до самого вечера. Кухня у нас маленькая и тусклые зимние сумерки штата Нью-Йорк как будто уменьшали ее в размерах, создавали причудливые тени и узоры на стенах. А мы так увлеклись всем этим: рассказами о совершенно другой стране, Советском Союзе, о космосе и других людях, что не замечали, что уже наступил вечер.

На рассказе о Ленине (мы как раз подошли к марке с его портретом), нас прервал Стас, которого уже начало беспокоить наше отсутствие.

-Ну что вы тут так долго делаете, еще и в темноте?-стал он вопрошать сразу с порога, нащупывая выключатель.

-Мы тут малки смотрим.-гордо ответил Сашенька.

Это было его первое предложение полностью на русском языке. Стас от удивления аж опустился на стул рядом с нами.

-Малки... ну что ж, давайте вместе смотреть ваши марки. Я их и сам давно не доставал.

Мы не заметили и первых звезд на небе, и громкой музыки из местного бара. Мы сидели так рядышком долго-долго, прижавшись к друг другу и рассказывая нашему сыну, который никогда не был по другую сторону океана, о совсем другой жизни. А он открыл от удивления и восторга свой маленький ротик и внимательно-внимательно слушал наши сбивчивые, нелепые рассказы. От России царской мы перешли к Украине, козакам, Советскому Союзу, нашим дням... Стас танцевал вприсядку и пел калинку-малинку, я затягивала "Ой у вишневому саду", а наш маленький американец громко хохотал и хлопал в ладошки.

Мы легли спать, когда было уже глубоко за полночь. Маленький Сашенька попытался сбивчиво пожелать нам спокойной ночи на русском языке и у него почти получилось, а Стас пообещал завтра же достать еще один альбом с марками, который он прятал где-то в книжном шкафу. Мы все улыбались, а больше всех - наш ребенок, для которого за один вечер мир расширился на миллионы километров, а где то там, за океаном, оказалась страна, где дети очень похожи на него, и говорят они так же, и знают про все то, что пытались рассказать мама и папа. Это твоя страна, убеждали мы ребенка, твоя. И эта мысль нашему маленькому американцу ну очень понравилась.


Рецензии
Марки - целый мир, напоминающий о Родине. Хорошо пишите. Спасибо

Аркадий Саранча   22.01.2015 08:01     Заявить о нарушении
Приятно слышать. Рада, что вам понравилось. Вам спасибо!

Валерия Вяликова   22.01.2015 20:05   Заявить о нарушении