Эпоха перемен Глава 26

 Также на борт поднялся ещё один господин средних лет неброской наружности, производивший впечатление не глупого человека. Среди прочих, как оказалось, владевший даже ахмарским языком. Как я понял, не уступающему британскому по твёрдости характера потомка царя Соломона,  дополнили мудростью. Также являвшейся отличительной чертой древнего царя, но за тысячелетия порядком в роду подистратившейся.
  Путь "на юг" пришлось совершить в точности по тому же маршруту, коим я и со своим царём пролетал, вплоть до "заворачивания" в Восточную Пруссию. И если о теме переговоров своего "нынешнего пассажира с предыдущим" я мог только догадываться, то при общении его с кайзером даже поприсутствовать вышло (включили в свиту - больше никого не нашлось).

  По ахмарски я за последний год немного зашпрехал, хотя виду не подавал, потому официальным переводчиком работал "незаметный" господин.
   И результатом его "творчества" явилась уступка Вильгельмом "на нужды Африки" всего затрофеенного на том континенте оружия. Оцененного лишь в пароход натурального кофе (ну очень видно тому эрзац из цикория с ячменём надоел), как только окажется снята морская блокада. Получалось, что винтовка "Ли-Энфилд" стоила дешевле заряженной в неё обоймы патронов.
   "Дисконт" не особо бросался в глаза, если учитывалось то, что так и не дошедшие до ирландских "революционеров" (во время "Пасхального восстания" этого года) транспорты с оружием, были "FREE" (ТО ЕСТЬ ДАРОМ). Да и почто ему  иметь в собственной армии головняк с другим калибром?

 Дальнейшие посадки по маршруту носили лишь чисто технический характер, и через пару дней, мы вновь ступили на земли захиревшего древнего царства. Но совместными усилиями "руководства" и "бескорыстных друзей", подбирающегося уже к статусу региональной державы. Раз уж по православному - "сам живи и другим жить не мешай", цивилизованные нации существовать не позволяют.
  Россия и ранее, как могла, благоволила Абиссинии. Но если Менелик 2-й её помощь выделял и ценил, то наследник трона различий между "всеми белыми", по африканской привычке не видел.
   Наш "замполит" эскадры - отец Антоний (схииеромонах, при Св. Георгии и Ордене Почётного легиона!), в миру Александр Ксаверьевич Булатович, будучи прежним эфиопским императором весьма уважаем, от нынешнего юноши того уже не унаследовал. С 1910 по 1913 годы пытался подвижник открыть в единоверной стране Русскую Афонскую духовную миссию, с подворьем Андреевского скита. Разумеется, также со школой для местных детишек и прочими культурными ништяками. Немало которых имелось у бывших однополчан-гусаров, в монахи постригшихся.

   Да вот только до него немало миссионеров других концессий потопталось по Африке, след после себя оставив чёрный (а порой и кровавый). Вот и свои - православные, оказавшись приравнены к предшественникам, получили отказ.
  Теперь же, на "две большие разницы" глаза у нового негуса поневоле открылись, и наша войсковая часть теряла пастыря. Оставался здесь отец Антоний на духовный подвиг.
   Пока наша эскадра не перебазировалась, каждый, по мере сил и средств помог в создании скита - воскресники поощрялись (и за мной грешок завёлся - бревно поносил). Формально, пока батюшку не демобилизовали, в новостройке обитал только его приёмный сын - Васька. Но с прибытием нам смены пилотов, так же и экс-гусарами пополнится персонал миссии.
  Германцам же, как пехоте, так и механикам, африканский крест влачить надлежало до конца войны. Хотя и стимулы у них совсем иные оказывались. Кайзер обещал каждому воину после победы, в колониях по 100 мергелей земли, а климат здешний и по три урожая снимать позволял. Так что камарадов "Декрет о земле" сильно замотивировал.

Ценность нашей "зацепки в Африке" обозначилась тем, что нам на смену привезли эскадру "спортсменов-космомольцев", под руководством "косморга два" В.К. Михаила. Уже одной только голубой кровью с собой считаться обязывающего. Да и в вопросах дипломатии много меня лучше разбирающегося. Война в этом крае завершилась, потребовались новые песни.
   Трезво оценивая свои качества, себе признавался, что на "вождя", как ни учусь и ни стараюсь, пока по целому ряду показателей никак не тяну. "Выплывая"  исключительно на послезнании. А вокруг меня множество народа имелось более талантливого. Ведь тот же Нестеров летуном был от Бога. Я же - всего лишь посредственный ремесленник. Даже по здоровью, уже для реактивной авиации не годный. И так во всем – кто-то находился смекалистей, кто-то мудрее, кто-то дальновидней.

   Только по косвенным признакам можно было определить моё преимущество. И называлось оно УДАЧА. Не наглая, ибо и мой аэроплан после штурмовок латать приходилось. А без нужды и сам не рисковал, и другим не позволял - совсем не берсерк. Но и за положение не прятался - по налётам своё лидерство уступать при жизни никому не собирался. И при всём этом, не только сам пока не разбившийся, но и окружающих (по их мнению) своей аурой хранящий.
  Может по этой причине у монархов в воздушных извозчиках частенько подвизаться приходится? Но пока ведь не "на воды, геморрой лечить " они летают. К примеру, последний рейс в несколько новых союзных дивизий возможно оценить.

   А мой "труд" негус оценил и вовсе превосходно. Только за благополучный  перелёт в Санкт-Петербург(и обратно) нам с Нестеровым пожаловали по Медали Св.Георга, на "жёвто-блакитной" ленте украинского флага(!?). Кстати, это "кавалерство" давало право впредь почётно именоваться через МММ(!!!???).
    А за руководство "союзной" авиационной эскадрой при захвате побережья и за личный героизм, проявленный при этом, ранее удостоился даже Ордена Печати Соломона 3-й (Командорской) степени. В форме "израильской" звезды Давида, но с крестиком по центру. Что для УША ФЕРЕНДЖИ (собаки-иноземца) было практически недосягаемо.
  Без зависти замечу, что В.К. Михаилу, сразу по прибытию надели много выше котируемый Орден Звезды, но его носить имели право только обладатели царской крови. Да и нафиг мне это тяжёлое "блюдце"?

 Признаваясь честно, не хотелось бы мне и за два таких "блюдца" дальше в этих краях оставаться. "Ибо нельзя путать турпоездку с ПМЖ!" (Господь Бог)
Огромная специфика страны заставляла постоянно контролировать себя и своих людей. За приращённые территории аборигены, разумеется, были признательны. Но без фанатизма, ибо пребывали в глубокой уверенности, что и сами находились в состоянии скинуть колонизаторов в море. Ведь разбили же они италийских УША (собак) в битве при Адуа. Нужды просто пока особой не видели и не АМХАРОВ, и не ПРАВОСЛАВНЫХ к своей империи присоединять.
  По сути, "освобождённые" правоверные, попадали во много худшее рабство, чем при британцах и французах. Ведь теперь они оказывались в зоне влияния  ЭФИОПОЦЕНТРИЗМА! Рядом с которым никакой другой  ...изм и близко не стоял. Вот что значит многотысячелетняя история государства под скипетром потомка БИБЛЕЙСКОГО!!! царя Соломона и царицы Савской. Наследник № 222(!), возможно первый в стране прочитавший фразу Алисы про то,  чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил. И за попытку даже не "бега", а робких шевелений, чуть не поплатившегося короной.

  Произошёл тот редкий случай, когда верхи не хотели жить по строму, а вот низы устраивал консерватизм. Страна, на много более крестьянская (95%), чем Россия (практически феодальная), была покорна нелёгкой своей судьбе, и рассчитывала на вознаграждение только в Царстве Вечном.
  Не разгибающийся от вечной пахоты земледелец ущербным себя не ощущал, ибо осознавал себя амхаром -  никогда, никем не побеждённым. Уверенным, что так будет всегда, и никакие ФЕРЕНДЖИ ничему толковому научить его не смогут.
  Только вот НАША способность летать "как птица", эту убеждённость поколебала, ибо оказывалась за пределами привычного. Даже пулемёт возможно одолеть, завалив его телами фанатиков, а вот в небо запрыгнуть выше пупа не получается. Разумеется, эта "способность" очень поможет так же "летающему" В.К. Михаилу. Но по мере остывания эйфории от приращения "восточных территорий", работать ему будет всё трудней и трудней.

  Как, впрочем, и молодому негусу. В очередной раз наступать на старые грабли ему больше не хотелось, но и отставать "навсегда", он как государь не имел права. Перемены проводить надлежало крайне осторожно, заботливо видоизменяя элиту (и по возможности взращивая новую). Вечно ведь на иностранных штыках не усидишь - зольдатен уйдут к своим фрау.
  Впрочем, древние традиции тут сработали против консерваторов. Германские войска пополнялись ведь личным составом в "освобождённых" территориях в основном мусульманами. Шедшими в армию и терпевшими все её тяготы и лишения (становясь тем самым хорошими солдатами), только чтобы не стать рабами православных амхаров. Серьёзный мотив! И эти закалённые бойцы останутся в стране даже после ухода "союзников" домой, став у императора преторианской гвардией "иноземного строя".
  Да и христианство они за время службы примут - как и батюшка ныне правящего монарха сделал. А единоверца порабощать нельзя!

Принято считать, что танк - машина скорой братской помощи, но аэроплан - аппарат ещё скорейший. И бомбу, куда потребуется доставить может, и, наоборот, из стрёмного места клиента увезти. Но до эксцессов дело лучше не доводить. Да и шибко на  "помощь" надеяться вредно.
   Изначально Россией был взят курс на безхалявное ВЗАИМООБРАЗНОЕ сосуществование. Поставляя вооружение только за плату, даже самым-самым "братьям". Пусть пока негус с кайзером кофием за виккерсовские пушки-пулемёты рассчитается.
   Мы в состоянии с оплатой и подождать, да и больше чай китайский на наших землях в ходу. За аэропланы, заёмщику можно будет отдать любым зерном, причём попозже. Хоть сорго, хоть теффом, но фьючерс  ОБЯЗАТЕЛЬНО к 1922 году закрыть!

   А чтобы не забыли единоверцы про набранные кредиты, и прислала Родина монаршье "напоминание" калибром покрупнее моего. Пусть "голубокровные" как кого нагреть меж собой разбираются, моё дело даже не воевать, а просто летать.
   Ибо только на аэроплане могу я восстановить нормальное для МОЕГО времени ощущение скорости - не на много отличающегося от скорости будущего автомобиля. Драйв от него я ловил! Спидоголик (ну вот - опять неправильное подумалось).  Хотя совсем недавно светила медицины научно доказывали, что 45 км/час - уже для человека смертельный предел.

  Ну а если я попутно с собственным кайфом ещё и пользу мог принести, так и вовсе замечательно. Как же радовались "камарады" из германского экспедиционного корпуса за доставленную СВЕЖУЮ(!) авиа-почту (пара мешков совсем не мешала полёту). Генерал Леттов-Форбек тогда мне даже "Железный Крест" приколол (мне показалось, что вернее назвать его "Жестяной"). Хотя за извлечение его войск из ж..ы окружения про награды "запамятовал".

  Когда же, вместе с пилотской сменой, на борту итальянского парохода оказалась и труппа нашего ФИРМЕННОГО Ансамбля ВВС, и выдала шефский концерт, восторг захлестнул возможные пределы. Ещё бы, тесть обучил еврейских музыкантов репертуару группы "Чингис Хан".  И те зажигали "MOSKOW, MOSKOW, KAZACHIOK",  попутно приплясывая.
  Успех "чёса" был настолько впечатляющ, что Герцевич решился на турне "вокруг Африки". Наверняка ведь и бурам его творчество понравится - зачем же отказываться от гешефта?
  Среди прибывших "туристов" оказалось и несколько топографов. Ведь не просто же самолётам "назло врагам" летать, пусть аэрофотосъёмкой займутся. А спецы собранный материал систематизируют - к следующей войне готовиться надо заранее и без спешки.

После пары недель  напряжённого бюрократического труда, когда я уже завершал передачу дел "косморгу два", разведка донесла "приятную" новость - Суэцкий канал прошла эскадра британских "авианосцев".  Так же как и у нас собранная "из того что было".
   Ещё в Дарданелльском сражении неплохо себя проявила авиаматка "Бен-май-шри", переделанная из скоростного парома, позднее её дополнили несущими по 4 "Шорт-184" немецкими пароходиками (реквизированными), ставшими у новых хозяев "Энн" и "Рейвен2". Всего в соединении наличествовало 14 гидросамолётов.

  Командовал "флотом" авиатор, уинг-командор Сэмсон. Ещё в 1912 году первым в мире совершивший взлёт с палубы. Человек смелый до нахальства - нарывавшегося "на проучить", иначе может набедокурить. Не сиделось ему в Порт-Саиде, в Аден захотел перебраться. Будто не понятно нам с какой целью.
  Пришлось мне поднимать в небо "стариков", как более опытных "работников по морским целям". Ведь те же англичане в Дарданеллах, авиацией пытались сидящий на мели "Явуз"(бывший немецкий линейный крейсер "Гебен") прищучить. Совершили 60 атак, скинули 180 бомб, а попали лишь дважды, да и то - ничего не повредив. Причём у крейсера и зениток ещё не имелось, и авиаторам никто не мешал.

   Мне же после вылета захотелось наших "Гусей" в "Бешенных Дятлов" переименовать - так качественно раздолбали они конкурентов. Тут Вам Не Там! Раз на крыльях аппаратов "Печать Соломона", та же "израильская" (пока официально не "запатентованная") звезда Давида, но с крестиком по центру, то неприятелю ЛЕЖАТЬ, ТОНУТЬ, БОЯТЬСЯ!
  Кстати, и в ТОЙ истории Сэмсону на "Бен-май-шри" утонуть пришлось - подлез под турецкую береговую батарею (не суждено ему оказалось повешенным быть). Затем, "авианосец Гермес" немецкая полодка торпедировала. А в конце войны, построенную уже с палубой (учли ошибки) "Компанию", в шторм сорвало с якоря, и та налетела на броненосец. Господство даже в воздухе над морем так же стоило немало крови и смертей.
 
 С чувством выполненного долга загорелые до черноты мои "дятлы" погрузились на итальянский лайнер, чтобы насладиться в пути балдежом и негой, в обычной жизни доступной только обеспеченным людям. "Круиз по Средиземноморью" всегда высоко котировался. У нас же доля была покруче, чем у стройбатовца, живущего по принципу: "бери больше - кидай дальше, пока летит - отдыхаешь!". Мы были "то, что летит" и отдыхали тоже соответственно.

  Говорить, что "сменщикам" делать ничего не осталось, я бы не решился. На них возлагалась ответственность в будущей борьбе - ЗА МИР! Самом трудном варианте военных действий. Усугубляемое тем, что формально эскадра В.К. Михаила "размазывалась по всей  Африке" и переподчинялась национальным правительствам - "покупателям".
  На крыльях самолётов 4-х звеньев нарисовали эфиопские "печати Соломона", у десятка аппаратов – тевтонские (бундесверовские) кресты, но главным заказчиком явилась богатенькая Южная Африка. Силами британских военнопленных заканчивавшая строительство для нас смешанных баз ВВС+ВМС на берегах обоих океанов.
  Больше тихариться не было смысла - человечество дозрело до палубных авианосцев и ясно кому надлежало стать лидером на очередном витке этой гонки.


Рецензии