Эпоха перемен-2 Глава 1

 
 В который раз сходила личный состав "спортивной космомольской" эскадры на знакомый пирс Салоник. Что бы на расположенной неподалёку нашей авиабазе переоблачиться опять в  форму военных российских авиаторов. Правда, не очень то имея возможность в ней пофорсить, даже мои генеральские лампасы под комбезом из чёртовой кожи никто не замечал. Обидно!
  Помимо формы на базе ждали нас и новенькие аэропланы, взамен переданных в Африке сменщиком. Базироваться теперь предстояло на сухопутных аэродромах, хотя пару пароходов с катапультами намётанный глаз в порту всё же заметил. И как оказалось это был не единственный сюрприз.
   Секретным предписанием из Авиаканца мне надлежало передать свою воинскую часть заму уже "навсегда". Приказав её готовить к началу ведения боевых действий против Османской империи. Как бы берясь за уже русское продолжение один раз успешно проигранной Черчиллем Дарданелльской операции.

  Хотя помимо англичан, шотландцев, ирландцев, там полегло немало и французов, а так же австралийцев, новозеландцев и народов Индии - в основном сигхов. Ну и, разумеется, турков, под германским командованием.
   В ТОЙ истории помнились потери Антанты на Галлиполийском полуострове составили 145 тысяч человек. И вошедшая в историю "знаменитая"  фразой командира 29-й дивизии генерала Хантера-Уэстона :"Потери? А почему я должен думать о потерях?!" (всего-то 11 тыс. солдат и 400 офицеров за ОДНУ  атаку ).
  Дабы не удобрять эти земли и русскими телами, драться решено было не на условиях противника. И с максимальным привлечением техники, в том числе и флотской. Англичане так же старались не скупиться на "железо", даже новейшие свои ролс-ройсовские броневики подогнали. Но как ни старались несчастные сапёры проделать для них хоть какой-либо проход, овраги и буераки Галиполлии так и остались для мастодонтов непреодолимы.
  "Там где пехота не пройдёт, и бронепоезд не промчится, тяжёлый танк не проползёт, там пролетит стальная птица!" - эта песенка как бы висела в нашем Генеральном штабе при разработке очередной турецкой компании.

 Чтобы эта "птичка" и садиться могла без проблем, на Николаевском заводе "Наваль", сразу после спуска со стапеля линейного корабля "Императрица Екатерина Великая" заложили судно нового типа - "ударный десантный авианосец".
   Тесть мне рассказывал, как в своё светлое пионерское детство "подсел" в авиасудомодельном кружке на авиацию. После службы стало совсем не до уменьшенных копий - учился обращаться с оригиналами. А вот когда власть поменялась, состоятельного человека опять в детство впасть потянуло, тем более, возможности позволяли оттянуться по полной.
   Хотя хобби возродилось с ерунды. Купил во время командировки "там", модельку "Бронко" - лёгкого амеровского штурмовика (неплохого) времён Вьетнамской войны - OV-10. Двухмоторный моноплан-рама, своей оригинальностью заинтересовал дипломированного авиаинженера. И когда выяснилось, что из за малого разбега базировался этот аппарат даже на вертолётоносцах, заказал "за бугром", а потом и склеил модельку универсального десантного корабля "Тарава", спуска 1973 года.

  Нечто подобное все 80-е разрабатывали и советские КБ в проекте "Халзан", в шутку зовя его "Иван Тарава". СССР даже настроился парочку - "Херсон" и "Кременчуг" строить. Но "победил" проект тяжёлого авианесущего крейсера, на порядки более дорогого (и бесполезного).
   "Память рук" - самая надёжная, и на бумаге тестю концептуально удалось воспроизвести все 8 палуб  с максимальной точностью. А уже по наброскам "озадачить" проектировщиков-профессионалов.
   Технически, проект уже был выполним. Успешно построенный и утопленный "Титаник" длиннее был метров на 15-20, а паровые турбины прекрасно производил и сам "Наваль". К тому же, новому судну не требовалась толстая броня, и дорогущие пушки. А заменившая клёпку  электросварка значительно и ускорила и удешевила проект.  Так что корабль-док "Иван Тарава"(теперь - герой русских былин), уже прошёл ходовые испытания, и мне поручалась его полётная составляющая. Самая незначительная, ибо "присутствовали на борту" так же тысяча душ экипажа и две морской пехоты. 

 Разумеется, на таком солидном фоне экипажи трёх десятков "Гусей" казались мелочью, даже если к ним приплюсовать и всю авиаобслугу. Но кастинг на морского авиатора в этот раз был настолько жёстким (если не сказать жестоким), что я даже обрадовался, что к этому садизму руку не приложил - врагов бы нажил! СМЕРТЕЛЬНЫХ!
  В степном Крыму, параллельно с построением судна, возведена была "тренировочная палуба", разумеется, названная "Ниткой". И уже с год, лучшие из лучших отрабатывали на ней взлёт-посадку. Причём, даже среди ассов не обошлось без аварий и жертв, а ведь этот "аэродром" пока не покачивало. И ледок страха перед неспокойным будущим морем холодил души пилотов.
  Моё присутствие на корабле требовалось для "накрытия всех своей везухой" - ну очень суеверны авиаторы, а я стал буквально талисманом. Так что в очередной раз меня понизили, низведя уже до командования, по сути, не полным авиаотрядом. Кстати, и так имевшим хорошего руководителя (превратившегося в моего зама).

   Хорошо хоть звание сохранили, на морской лад переделав в контр-адмиралы, что к "полётным" добавляло ещё и "походные". Этакая синекура - как буддийский божок, принимай поклонения и отращивай брюшко. Даже каюта отдельная!
  Да вот из всей элегантной адмиральской формы пофорсить удалось только тельняшкой, на груди, из под комбеза проглядывающей, да чёрной фуражкой с "крабом" (и ту механику оставлял, когда одевал в полёт шлем). А по вымазанным рукам  от того же механика не отличался - наравне с ним то тяги, то движок постоянно перепроверяя. Кстати, и весь отряд так пахать заставил - это и есть лучший способ выжить. "Белой костью" в авиации быть возможно, а белоручькой - нет.
 
 В полученном новом летательном аппарате, пришлось наткнуться на заводской брак. Левый мотор (чешского производства) постоянно "гнал" масло, и в причине дефекта, ни механик, ни мы с вторым пилотом-старлеем, разобраться никак не могли, как ни пытались.   
  Возможность имелась сменить весь мотор - на нашем "плавающем аэродроме" склад запчастей укомплектован оказался на славу. Разве что походно-полевых проституток там бы не нашлось, а в остальном - что душа пожелает. Но "лёгкий путь" противоречил моей профессиональной гордости. Потому то, пользуясь тем, что судно обладало и приличным "ремонтным цехом", перебрали мы зловредный движок раза три. Чего только в нём не подтягивая, подтачивая или шлифуя, но дефект  устранили. Весьма подняв тем самым авторитет нашей тройки среди летунов и прочего личного состава. А чем здесь заниматься, если телек ещё не изобретён, а жена далеко? Не водовку же пьянствовать или в карты резаться, когда на аэроплане мужчинских дел делать-не переделать.

  Много крови попортить также пришлось на отработку боевой слаженности в отряде, и придания внимания мелочам. Машины ведь "радиофицированы" были весьма условно. Искровые аппараты господина Попова, хоть и являлись "лучшими в мире", но до обеспечения авиации гарантированной связью требовалось ему ещё работать и работать.
  Значит, необходимо было предусмотреть и обговорить любую ситуацию, что могла возникнуть не только во время боя, но даже в очереди на элеватор, при подъёме аппаратов с нижних палуб. На коленке в очередной раз создавая новый Устав. И к этому процессу подключил я весь свой "персонал". Прислушиваясь к мнению мичмана наравне с мнением своего зама - кап.два(одна голова хорошо, а ...). Демократия в Вооружённых Силах вредна не во всех случаях, пока мы как раз исключением и являлись.
 

Но всё по порядку. Частности структурной организации "воинской части нового типа" не столь принципиальны на фоне того, ради чего она так резко потребовалась. Ведь война надвигалась не по причине того что у какого то монарха так хотелка сработала. У всех конфликтов имеется повод и причина.
  По растиражированной в ТОЙ истории версии, Османская империя развернула геноцид против армян после поражения от русской армии под Сарыкамышем. Казалось бы, теперь им ничего не угрожало - Россия большой войны избегала даже в ущерб собственным интересам.
  Но победа фельдмаршала фон Гольца в "Галиполлийской войне", правящим в стране младотурецким триумвиратом приписана оказалась как заслуга их партии Иттихат, и отведавшие крови остановиться уже не могли.

  Дальнейшие "победы" требовались экстренно, и над кем их одерживать - нашлись. Призванные ранее  в османскую армию армяне поголовно дезертировали, а традиционный откуп от мобилизации на фортификационные работы перестал действовать. Но самое обидное - христианское "меньшинство", оказалось непозволительно богатым, и это более всего возмущало подстрекаемый жёнами "турецкий пролетариат".
  По всей стране развернулась антиармянская компания, в наиболее жестоких формах проявившаяся на востоке Анатолии(азиатской части страны). Самыми крупными центрами резни явились Сивас, Иуш и Ван. В последнем городе зверствовал вернувшийся из "Иранского похода" Джавдет-бей со своими батальонами "мясников", давая и своим воинам "заработать", и всей турецкой голытьбе пограбить, ну и себя, любимого ОЧЕНЬ не забыть.

  Реакция иностранных государств на злодейства оказалась на удивление единодушной. Преступлением против человечности и цивилизации, назвали это не только Россия, Англия и Франция, но и германский посол - граф фон Гольц, объявил действия Иттихата шовинизмом (увы, французским изобретением). А немецких воен. спецов отозвали из сухопутных сил Турции в Фатерлянд (дабы не замазаться).
  Даже ОЧЕНЬ сотрудничавший с младотюрками (против России) Дашнакцутюн, повернул полученное ранее оружие против недавних друзей, а партизанские отряды фединов вернулись в округу Арарата. В городе Ван, заселённом в основном армянами, вспыхнуло восстание, и на помощь братьям из России прибыл отряд добровольцев под командованием Андраника.
 

 Началась уже непонятно какая по счёту русско-турецкая война, избиваемых братьев - христиан требовалось спасать. И к Вану довольно скоро подошёл генерал Николаев - турецкие "мясники" против солдат воевать боялись.
  Но "победоносная" Османская армия, после "триумфа Галиполлии" демобилизована не была, и получивших боевой опыт аскеров принялись перебрасывать с запада на восток страны. Хотя, затянувшийся экстрим отразился на гигиене - в долго не мытых войсках вспыхнул сыпняк, и самым результативным убийцей воинов Аллаха явилась платяная вошь.
  К счастью, Россия сыворотку от этой напасти уже создала, да и банно-прачечную службу в армии подтянули до необходимых норм. Мыло спасает от смерти лучше бронежилета. Хотя и прочим "вспомогательным" средствам так же внимание уделялось.
  Прижившаяся с австрийской компании телогреечка да ушанка очень помогли нашим солдатикам под Сарыкамышем. В этой истории, потери там от обморожений понёс исключительно противник (причём значительные). Ну а только "охлаждённых" выбили уже традиционным способом. Причём в этот раз действия штурмовой авиации удачно компенсировали недостаток артиллерии(тяжёлые пушки, а особенно снаряды к ним, по горам таскать не легко!).

 Чтобы облегчить "жизнь" наших войск на Армянском нагорье и подошёл к Трапезунду "плавающий аэродром". На счастье, неспокойное зимой Чёрное море, на несколько дней утихомирилось, и этим немедленно воспользоваться пришлось.
   Десантный корабль немного "притоп". Одновременно стали с палубы взлетать "гуси", а из чрева судна, через разверзнувшиеся врата, выплывать довольно солидные плоскодонные плавсредства, заполненные десантом. Прикрываемая авиацией высадка на пустынный берег  прошла не то что без потерь, но даже без несчастных случаев.
   Десяток километров от города противник в первые сутки преодолеть не смог - видно гарнизон заточен был только армян грабить да гнобить. А самоходные баржи, пользуясь случаем, споро шныряли между захваченным плацдармом и судном. Перетаскав на берег не только всю амуницию для морпехов, но и приличный запас авиабомб и бочек с ГСМ.
   К вечеру вся корабельная авиация перебазировалась на шустро развёрнуый "полевой аэродром". У пилотов перестали намокать спины при взлёте, а особенно при посадке, на покачивающуюся палубу. А здоровенное судно тут же снялось и ушло в не далёкий Батум, за следующей партией десанта. Ковать железо надо пока горячо.
 


Рецензии