Русь изначальная В. Иванов

Был в моей жизни длительный период увлечения историческими трудами Льва Николаевича Гумилева. Параллельно с этим я штудировала различные книги, посвященные эволюционной теории, а также энциклопедии по астрономии и геологии. Художественную литературу мне тогда читать не хотелось, я относилась к ней скептически - в соответствии с началом переходного возраста. Недавно нашла у себя аналитическую работу, посвященную книге Валентина Иванова "Русь изначальная". Это художественное произведение исторической тематики, которое было обязательным к чтению в списке литературы 8го класса. Мой отзыв выглядит довольно любопытно и весомо с точки зрения проработки материала, несмотря на то, что написан в 2001 году, в 13 лет. Специально не меняла слог, не боролась с речевыми повторами и крайне категоричным тоном, чтобы не терялся возраст, соответствующий времени и возрасту написания.
Возможно, этот текст не только мне покажется интересным и познавательным.

"Истоки государства Российского… Каковы были эти люди, каков был их мир, как жили первые строители русского государства, и почему им удалось отстоять свою самобытность, свое будущее, когда другие исчезали, даже имени своего не оставив?
На эти и другие вопросы отвечает книга Валентина Иванова «Русь изначальная».

«Русь изначальная» - многоплановое произведение, но в нем четко проведены две линии: славяне и Византия. В то самое время, когда на Руси идет большая созидательная работа, наемники Второго Рима уничтожают мириады «еретиков», опустошают Малую Азию, Египет, Северную Африку, войной выжигают Италию – начавшая оскудевать восточная империя свирепо отстаивает рабовладельческие порядки и интересы автократической церкви.

Эпоха, описанная в “Руси изначальной» - VI век н.э., время распада родового строя у приднепровских (восточных) славян. Связанные общностью речи, быта и культуры, вынужденные обороняться против разбойничьих набегов кочевников, приднепровские славяне осознают необходимость действовать сообща. Так закладываются основы Киевского государства.

Произведение наполнено любовью к предкам, патриотизмом, который захватывает и передается читателю. Писатель очень живо рисует сцены битв и сражений, а также быт и нравы людей того времени. Возможно, именно поэтому книга читается на одном дыхании. Мне очень интересна история нашей Родины. Патриотизм Валентина Иванова, ярко выраженный в книге, не мог не найти отклика в моей душе.

В романе события больших исторических масштабов переплетаются с судьбами героев. Главным героем повести является молодой воин Ратибор, недавно вступивший в слободу. На протяжении повествования мы видим становление личности Ратибора и превращение впечатлительного юноши в закаленного битвами мужчину. Немалую роль в судьбе Ратибора сыграл слободской воевода Всеслав. Этот герой являет собой былинный идеал воина, защитника своего племени и рода. Он обладает даром предвидения, чувствует врага даже в тихую, благоухающую ночь, способен победить смерть благодаря своей жажде жизни и отчаянной мечте сплотить вместе разрозненные славянские племена. Выжить, выстоять во имя единства, воспитать достойных преемников, которые продолжат начатое дело и доведут его до конца – вот цель и сущность описанного Ивановым персонажа, перенесенная и на всю книгу в целом.

Итак, «Русь изначальная» - книга интересная, очень интересная, но попробую проанализировать ее. Воспользуюсь для этого научными произведениями одного из гениев ХХ века Льва Николаевича Гумилева.

Первая и основная мысль Иванова – это борьба леса и степи, земледельческих цивилизаций с дикими кочевыми народами, которые постоянно нападали на мирно пашущих земледельцев. Эта мысль очень образно излагается В. Ивановым. В «Руси изначальной» славяне защищаются сначала от гуннов, затем от кочевников-хазар. Однако эта точка зрения в России возникла только в XVII веке, когда юные «петиметры», возвращаясь из Франции, где они обучались не столько наукам, сколько точкам зрения, восприняли и принесли домой концепцию идентичности русских и татар как одинаково восточных варваров. В России они сумели преподнести это мнение современникам, как саму собой разумеющуюся точку зрения на историю.

Эта точка зрения заразила даже Александра Сергеевича Пушкина. Он увидел историческое предначертание России в том, что «ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы, варвары не осмелились <держать> у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока».

Великий поэт говорил, что Россия своим героическим сопротивлением монголам спасла Европу от монгольского захвата в XIII веке. После этого мифа можно идти вглубь истории, как по проторенной дороге: русские-половцы, русские-печенеги, русские-хазары, русские-гунны. Но остановимся на субъективных взглядах и неточностях автора «Руси изначальной». Славяне, конечно, участвовали в готско-гуннской войне, но на стороне гуннов. А хазары вовсе не были кочевниками, если не считать тюркютского хана. Отношения же Руси и Хазарии были намного сложнее и интереснее. Но, может, это были не гунны, а тюркюты или какие-нибудь кутургуры?

Во-вторых, по берегам реки Рось живет племя росичей, самое воинственное, почему-то все мужчины в слободе, а не как обычно в деревнях. И помыслы росского воеводы простираются вплоть до образования государства, тогда как у славянских старейшин других, более богатых племен такие мысли отсутствуют.

Опять обратимся к Гумилеву. В VI – VIII веках, как раз описанных Ивановым, славяне – народ сильный и энергичный, распространился на север, где их звали венедами. На юге их звали склавинами, на востоке – антами, правда последнее Иванов отрицает. Греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне».  К VI веку славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи, вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» - болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне – венеды и т.д. и т.п. Это обороной назвать сложно.

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. Они, кстати, селились слободами, и существует много фактов, что славянами не были. Добычей русов становилось все ценное, а ценным тогда были меха, мед, воск и дети – их продавали в рабство. Борьба между полянами и русами длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.

В-третьих, молодые, чистые росичи-славяне и разлагающаяся Византия, отягощенная пережитками рабовладения и православным христианством. Но славяне и Византия – этоносы-ровесники. В чем же дело? Византия родилась на вероисповедной основе в Передней Азии во втором веке нашей эры. Пережила подъем и надлом своей этнической системы в V и МО веках. Нас интересует фаза надлома – резкое снижение пассионарного напряжения. Она характеризуется острыми конфликтами внутри этнической системы. Повышается вероятность ее распада и гибели. Это ли не разложение? Так что VI век Ивановым выбран не случайно. Фаза надлома в Византии описана в исторической литературе хорошо, а все, что касается славян, излагается на уровне мифов. Но к IX веку мы точно знаем, что «разложение» у Византии прошло.

А теперь подведем итоги. И опять по Гумилеву, с выводами которого я полностью согласна.

Творчество людей многолико. Наука – только один из его вариантов и далеко не самый популярный. В науке цель – эмпирическое обобщение, в литературе – вымысел, в мифотворчестве – вымысел, выдаваемый за истину; это-то наиболее понятно и близко массовому восприятию. То, что выдумано с расчетом на уровень читателя, легко усваивается.

И тут мы наталкиваемся на новое явление – подмену исследования декларацией, живописными описаниями личных впечатлений авторов произведений, написанных столь талантливо, что они заслоняют собой историческую действительность. Литературные образы Роланда или Вильгельма Телля ничего общего не имеют со своими прототипами, но вымышленные, они, действительные герои, становятся образцами для потомков, а когда проходят века, то начинаются поиски Атлантиды, Шамбалы и Эльдорадо. Места для научного анализа прошлого не остается. Соблазнительность вымысла отметил даже Пушкин, заявивший, что «… низких истин нам дороже нас возвышающий обман».

Завершая работу, хочется сказать следующее.
Есть большой соблазн изучать историю России по произведениям Иванова и Пикуля, историю Франции по романам Дюма, Британии – по разным адаптациям легенд о короле Артуре, а историю Ближнего Востока – по романам Фейхтвангера.
Но стоит помнить, что знание подлинной истории своей страны – одно из немногих качеств, отличающих человека от антропоморфных приматов".

2001 год.


Рецензии
Валентин Иванов - писатель весьма своеобразный. Классиком его не назовёшь, выдающимся писателем - тоже. Может быть, он графоман? Точно, нет. Я читал его достаточно, и сформировал о нём своё мнение. Он - "искатель истины".
Долгое время Валентин Иванов работал ревизором, поэтому о тёмных сторонах жизни он был прекрасно осведомлён. И когда он пошёл в литературу, ему тоже постоянно хотелось найти тёмную сторону и разоблачить её. Подсознательно. Сознательно-то он хотел совсем другого - воспеть идеал. То есть то, как должно быть. Как автор думает. А что получалось на выходе?

Возьмём, скажем, самый скандальный роман Иванова - "Жёлтый металл" (1956). В своё время по этой книге жахнули из всех орудий. Дошло даже до конфискации выпущенного тиража. За что? Официальная позиция - "за разжигание межнациональной розни". По факту - за практически хроническое отсутствие в книге положительных персонажей. На протяжении всей книги автор показывает целую толпу народа, которая живёт при советской власти, но эту самую власть люто ненавидит. А думает только об одном - как бы набить свои карманы ворованным с приисков золотом. Только несколько подростков, причём все разных национальностей (это насчёт упрёка в адрес Иванова по поводу разжигания ксенофобии), не подвержены греху накопительства. То есть светлая сторона всё-таки есть, но она ещё слишком молода. Пока ещё подростки вырастут... То есть идеал находится в будущем. А в настоящем и прошлом - мрак...

"Русь изначальная" вышла 9 лет спустя после "Жёлтого металла". Очевидно, к этому времени Иванов окончательно разочаровался в будущем и отправился за поиском идеала в прошлое. И где же он его нашёл? Перед глазами читателя проходят три предполагаемых модели - ранняя Русь эпохи обособленных племён, Византия эпохи Юстиниана и Королевство Остготов Теодориха Великого.

Русь... Идиллические картинки патриархального житья-бытья, которому мешают злобные кочевники. Князь Всеслав собирает мощную дружину и громит степняков. А дальше? Разойдёмся по домам? Ан нет! Разойдёмся - это значит, обратно по своим избам. Есть войско, и его надо пристроить к делу. Чтобы дружинники не бездельничали, русичи идут набегом на Византию...

Византия... В изображении Иванова - это, как говорится, "жизнь после смерти". Государство-зомби. Идея Римской империи рухнула, но Юстиниан, выжимая из страны последние соки, пытается возродить то, что развалилось и в прежнем виде уже не сможет существовать. Но ведь хочется! И плевать, что жители бывшей империи не желаю возвращаться в прошлое - заставим! И византийцы идут воевать с Королевством Остготов...

Королевство Остготов... Как это не странно, но именно оно описано с наибольшей симпатией. Остготы восстановили развалившуюся систему имперского управления, придерживаются веротерпимости, поощряют науку и искусство. Ксенофобия отсутствует как класс. Конечно, остготы находятся на более высоком уровне, по сравнению с остальными. Но никто не мешает тем же пришлым варягам делать карьеру. Если ты достоин быть выше, чем ты есть - ты будешь таким! Главное - это человек, а не его умение ползать на брюхе и лизать начальственные сапоги.

Итог... Византия, путём неимоверных усилий, сокрушает остготов, восстанавливая в Италии имперское правление. И народ, благоденствовавший при остготах, попадает под жесточайшую эксплуатацию византийцев. Цветущая Италия превращается в пустыню. Народ вымирает, Рим разрушается... Но какое это имеет значение? Главное - Империя восстановлена!

... А пока Византия громит остготов, русичи разорят Византию. И в качестве трофеев везут с собой не только золото, но и знатных византиек, которых они уже начинают задаривать тем же отнятым золотом. И ради того, чтобы женщины были довольны, да и для собственного тщеславия, они и дальше будут воевать. Не за свободу Родины, а исключительно ради наживы.

Не знаю, что именно хотел сказать Валентин Иванов своим романом. С учётом его реноме (писатель был одним из членов так называемого "Русского Клуба") он должен был, по идее, воспевать Русь и русских богатырей. Но по факту получается совсем другое! Русь, громя Византию, подхватывает от неё "имперскую бациллу", чтобы впоследствии Третий Рим полностью заменил Второй Рим. На место одной империи приходит другая. Но Иванов-то эту самую империю Второго Рима рисует крайне беспощадно и нелицеприятно, всеми силами стараясь вызвать у читателя отвращение к ней. Так чему же хорошему у неё можно научиться?

Так что же, выходит путь один - назад в лес, в патриархальную идиллию, туда, где находится потерянный рай? Этот посыл мог бы быть и впрямь признан, если б не одно "но" - наличие в сюжете третьего полюса - Королевства Остготов, описанного автора с нескрываемой симпатией. И хотел автор того или нет, но именно оно и становится в романе символом "великого последнего шанса".

Поэтому расценивать "Русь изначальную" как хроникально-исторический роман всё-таки не следует. Может, Иванов и думал, что писал именно исторический роман, но профессиональные навыки бывшего ревизора, обязанного докопаться до истины, помешали... Правда, в дальнейшем Иванов утратил эти навыки. Два его следующих романа - "Повести древних лет" и "Русь великая" - уже не содержат никаких разночтений и "ресинхронизаций" авторского замысла с тем, что получилось в итоге. Что задумывалось - то и написалось. Ушла непосредственность - пришли заданность и скука.

Кирилл Пляс   22.07.2020 01:05     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы!
Меня тоже в свое время очень удивило, что Иванов в романе линчует Византийскую империю, а наш "Рим"-то непосредственный преемник. И действительно, куда идти в таком случае?
"Русь великую" я не читала. Мне как-то после "Руси изначальной" не захотелось больше погружаться в Иванова. Из Вашего комментария вижу, что, наверно, и не потеряла ничего.

Карина Буянова   12.08.2020 16:06   Заявить о нарушении