Эти непонятные взрослые
А я предлагаю им сделку: я никому не расскажу, что они целовались, а они не расскажут маме, что я днем не спала.Тетя Валя легко соглашается.
Тётя Зина высокая тёмненькая, худая и бледная. У неё большие тёмно-карие глаза, печальные и обведённые тёмными кругами. Она, как говорит мама, очень похожа на бабушку Олю, мамину маму, которую я никогда не видела, потому что она умерла, когда тёте Зине был всего-то годик. А моей маме восемь лет. И дедушка Ваня остался с пятью дочерьми на руках. А потом ушёл на войну. Маму и её сестёр воспитывала моя прабабушка Пелагея, которую я тоже никогда не видела. Всю войну прабабушка Пелагея каждое утро ставила всех детей на молитву. Она говорила, что молитву сирот Бог сразу услышит. И это правда, потому что трое сыновей прабабушки Пелагеи вернулись живы и невредимы с фронта. Так что мама и её сёстры знают, что такое сиротская доля и что такое голод и война. Длинными зимними и осенними вечерами мама мне рассказывает о войне и о том, как люди жили раньше. Я люблю слушать маму, она удивительная рассказчица. Да и телевизора у нас тогда не было, одно только радио, так что слушать всё равно было больше некого.
Тётя Зина учится в техникуме и живёт вместе с дедушкой Ваней в большом доме из красного кирпича на Ленинской улице.Но вскоре она заболевает туберкулезом, лечится в больнице, а потом мама забирает ее к нам на Первомайскую.
Тетя Зина занимает нашу с папой кушетку в нашей двухкомнатной квартире. Мне жалко кушетку, мы с папой так любили лежать на ней бок о бок, читать сказки и детские книги, разговаривать, мечтать… Но тётю Зину тоже жалко. Тем более что папе совсем не нравится, что она теперь будет жить у нас. Он спорит с мамой, что это- опасная болезнь, что я могу заразиться, что мы все можем заразиться.
-Так что, пусть Зиночка подыхает?- гневно спрашивает мама. И папе нечего возразить. Решаем, что будем оберегаться от туберкулёза, пока тётя Зина не выздоровеет окончательно. И вот она сидит на кушетке, грустная-грустная. Перед ней раскрытый чемодан, она достаёт и раскладывает свои вещи. Аккуратно и медленно. Достаёт красивый веер, деревянный, жёлтый, а по краям нарисованы васильки.
-Хочешь, отдам тебе его? - спрашивает тётя Зина.
Я, не веря своему счастью, и помня, что у тёти Зины ничего нельзя брать, потому что можно заразиться, растерянно молчу и не двигаюсь с места. Тётя Зина говорит: « А, понятно». И огорчённо бросает веер моей мечты в чемодан. Мне становится как-то нехорошо. Я долго не решаюсь, и только на следующий день всё же прошу маму, чтобы она выпросила у тёти Зины этот прекрасный веер. Тётя Зина с радостью отдаёт его мне. И в садике я на целый день становлюсь самой крутой девочкой. Все просят у меня веер поиграть или просто подержать в руках. Я по-королевски щедро раздаю милости.
Папа уже почти выздоровел и работает теперь в Доме пионеров директором. А мама также работает в средней школе учительницей физкультуры. Женщина- учительница физкультуры – это большая редкость. И посмотреть на маму, когда она ведёт урок в школьном дворе, у ограды собираются люди. Наверное, ещё и потому что она очень красивая и стройная и на неё приятно посмотреть. Меня из садика родители забирают по очереди. А когда в садике карантин, я сижу на работе то у мамы, то у папы. Мне везде интересно, даже не знаю, где больше.
У папы в Доме пионеров разные кружки, всегда много детей. Особенно мне нравится наблюдать, как делают игрушечные корабли. В маленькой комнатке под лестницей живёт уборщица тётя Роза со своим сыном Витей. Вите лет десять или одиннадцать. Мы с ним дружим. Фамилия у них непонятная какая-то Бадер. Они, оказывается, немцы. Не те, которые на нас нападали в войну, а другие, хорошие, мирные из Казахстана. Тётя Роза меня всегда угощает. Еда у них невкусная, я ем плохо, почти ничего не ем, больше занимаюсь воспитанием Вити: то слежу, чтобы он локти на стол не клал, то чтобы не прихлёбывал чай. Всё, как меня мама учила. Витя сначала обижается, но не подаёт виду, а слушается меня. Он очень воспитанный и добрый. Я его люблю, как брата. Когда папа не может меня забрать из садика, за мной приезжает Витя на своём велосипеде. Он даже специально сделал маленькое сиденье впереди у руля, куда я с гордостью усаживаюсь. Все дети мне завидуют и спрашивают: « Это твой брат»? Я отвечаю в зависимости от настроения. Но чаще всего называю его братом. Мы едем по городу на велосипеде, и я, наверное, вполне счастлива. Так приятно чувствовать рядом тёплое плечо этого мальчика и его дыхание на своей шее. Потом мы гуляем по улице. И Витя, чтобы я не замёрзла, закутывает меня в свой плащ. Он поделился со мной своей мечтой, он хочет стать кораблестроителем, поэтому так хорошо занимается у папы в кружке.
В Воронеже его корабль занимает первое место. Он точь-в-точь настоящий военный корабль, только маленький, и даже может плыть по реке. Я горжусь своим другом-братом. Скучаю по нему. Когда мама узнаёт, что я в гостях у тёти Розы ем, она меня ругает, ведь тетя Роза очень мало получает денег и одна воспитывает Витю. Я долго не могу понять, какая связь между едой и зарплатой. Как ты не понимаешь, им же мало еды останется из-за тебя! Наконец, до меня это доходит и теперь уже никакими силами меня не заставишь хоть что-то съесть у них в гостях, я боюсь даже крошку в рот положить, а то такие добрые тётя Роза и Витя останутся из-за меня голодными. После этого папа начинает приглашать Витю к нам в гости. Особенно, когда у нас есть что-то вкусненькое. Например, если кто-то из родственников или друзей приехал из Воронежа и привёз сосиски, сардельки, или если мама принесла что-нибудь из военторга, где ей продают продукты, как жене бывшего офицера по папиным инвалидским документам. Витя стесняется, но ест. А я, подражая маме, пытаюсь за ним ухаживать и даже кормить из ложечки. Для меня это нормально, ведь мама всё время кого-то кормит или меня, или папу. Но Витя краснеет, вот чудак!
У мамы в школе тоже интересно. Я обычно сижу в учительской, рисую и наблюдаю за учителями. Они все разные. Есть очень смешные. Одна заходит и не здоровается. Я тут же комментирую:
- Вот чудачка, зашла, ни с кем не поздоровалась, вас, что, не научили вежливости?
-А вам бы на базаре пирожками торговать, а не в школе работать, что вы всё время кричите? - делаю замечание другой слишком говорливой учительнице. Все смеются сначала потихоньку, а потом уже вслух и ждут, что я ещё интересного скажу. Потом в учительскую заходит директор:
- Так это ты- Люсина дочка? Наслышан, барышня, наслышан.
Оказывается, мама училась в этой школе, у этих же учителей и у этого же директора, и все её прекрасно знают. Я не могу понять, понравилось ли то, что я сказала учителям и директору, но считаю, что поступила совершенно правильно, ведь мама учила меня всегда говорить правду взрослым. Но тут вбегает моя перепуганная мама ( она-то знает возможности моего языка). Она хватает меня за руку и уводит к себе на урок.
-Я же сказала, чтобы ты сидела, как мышь! А ты что натворила?
Ей уже передали две мои реплики, но я совершенно не понимаю, в чём моя вина. Ведь учителя говорили то же самое о них, только за глаза. Я же не знаю, что сделала замечание завучу и пожилой учительнице с очень боевым характером, которым никто ничего подобного не мог сказать. Но главное, что всё сказанное мною, было абсолютной правдой.
В школе у меня тоже появились друзья, дети из детского дома. С ними быстрее всего завязывается у меня дружба. Особенно с Лидой Крохмалёвой и Таней Пендюриной. Они намного старше меня. Таня весёлая и смешная, а Лида серьёзная и умная. Я их люблю обоих, но Лиду больше. Для меня настоящий праздник, когда Лида забирает меня из садика и приводит домой или в школу к маме. С Лидой интересно играть в школу или в больницу. Я решаю, что буду врачом или учительницей. И Лида одобряет моё решение.
Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/23/152
Свидетельство о публикации №215012300144