На память эссе

    К 75Й ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА   

    После успешного окончания в 1959 г. 7 го класса,школы №13 в городе Верхнем Тагиле, который в 2018 г. отметит своё 300 летие, родители преподнесли мне
подарок-поездку в Ленинград-родной город маминой приятельницы тёти Таси Турковской. Она рассказывала много интересного об его истории, проспектах, садах
и парках. В этом городе жили её подруги, которых она не видела со времени эвакуирована на Урал в 1942 г. Скорей всего поэтому для поездки выбор пал на этот
замечательный город.
    В свои 14 лет я бывала лишь в небольших уральских городках и посёлках. Строились они около демидовских заводов. Основными постройками были бревенчатые дома вдоль поросших травой улиц. В каждом из городов на реке была плотина. Связка-река, плотина, пруд, завод делала похожими эти городки. В советские годы рядом возводились современные предприятия, благоустроенные соц.города, с домами,
без архитектурных излишеств.
    Двое суток в поезде, осознание огромности страны
и вот, пройдя через вокзал, мы вышли в город. Ленинград немного напугал меня, я оробела.Схватила, как маленькая, маму за руку и, оглядываясь по сторонам, не выпускала её руки до посадки в трамвай. Многоэтажные дома,площадь Восстания, масса спешащих людей поразили меня!
     С Александрой Васильевной-подругой молодости маминой приятельницы велась предварительная переписка. Результатом её было согласие, приютить нас на несколько дней. До сих пор помню адрес, по которому проживала коренная ленинградка: ул.Салтыкова Щедрина д. 42, кв. Х. В парадной на серо-розовом
цементном полу при входе в подъезде были выложены цифры: 1893-год постройки дома.
    Сейчас, каждый может представить по фильмам телепередачам, фотографиям северную столицу, её достопримечательности, домыслить  мои впечатления. И ещё: меня поразила Нева. Величественная, широкая по сравнению с теми речками, в которых я с друзьями-подругами купалась каждое лето.Сейчас кажется удивительным, что меня одну, без опаски,отпускали во время пребывания в незнакомом городе на прогулки в Таврический сад. Я гуляла по аллеям, собирала листья клёна, который впервые увидела и, засушив несколько, долго хранила.Клён стал моим любимым деревом. 
    Осталась в моей памяти хозяйка комнатки в коммунальной квартире-Александра Васильевна. Маленькая симпатичная бабушка в серенькой вязаной кофточке,седые волосы собраны на затылке в узелок. Она встретила нас как долгожданных родных.
Ей хотелось узнать о своей подруге как можно больше. После чаепития мама стала рассказывать о своей приятельнице. Мне хозяйка дала посмотреть альбом с открытками и фотографиями. На них я узнала Александру Васильевну-молодую,улыбающуюся, с короткой стрижкой, в белой кофточке. Она мало чем
отличалась от моих подружек, но видны были штрихи,которое накладывает время на людей и на фотографии. Особенно меня поразили старинные открытки. Эти маленькие картины, казалось, были нарисованы на листочке плотной бумаги кисточкой,в одном
экземпляре, а не растиражированы типографским способом.  Я листала альбом, рассматривая страницы с миниатюрными картинами, возвращалась к наиболее
понравившимся. Александра Васильевна видя, какой интерес я проявила к ним, рассказала нам историю, которая осталась в моей памяти  в подробностях.
    "Стояли белые ночи 1942 года, бомбёжки были самые сильные за всё время блокады. Однажды переждав очередную бомбёжку, услышав, что метроном стал
спокойно отсчитывать удары, я направилась домой. Дом оказался разрушен настолько, что жить в нём было уже невозможно. По развалинам согнувшись ходили соседи
выискивая свои вещи или что-нибудь пригодное для налаживания хозяйства на новом месте. Так как стояло лето и все были в летних одёжках, люди вытаскивали
из под развалин тёплые вещи, одеяла, обувь. Я села и заплакала, думая о том, что сгорели или смешались с землёй мои альбомы. Никто по этому поводу не
сочувствовал мне. Советовали какие-нибудь вещи разыскать. Но кое-кто из моих добрых соседей, найдя открытки или фото передавал их мне. Видите, некоторые из них не удалось отчистить от грязи. Я радовалась каждой находке. Храню альбом, как самое дорогое, что осталось у меня от прожитых лет."
    Александра Васильевна спросила, какие открытки мне понравились и, узнав, подарила их мне на память о нашей поездке и встрече.
    Я вспомнила недавно об этой истории прибираясь в книжном шкафу, по-новому расставляя книги и наборы открыток. Отдельно в конверте лежала особенно
понравившаяся мне открытка-подарок ленинградки. На ней изображён симпатичный мальчик лет 10 - 12 с хитроватым взглядом, мечтательной улыбкой, одна рука
подпирает щеку, вторая в кармане, вальяжная поза.Подпись на ней: "Эхъ-ма, кабы да намъ денегъ тьма..." Иногда и сейчас я слышу эту поговорку.До сих пор она хранится в народной памяти.Открытка с "ятями" издана, как обозначено
на обороте, в Петрограде более 100 лет.
    Александра Васильевна всю жизнь прожила в родном городе. У меня этот город, первое его посещение, восхищение его красотой, теплотой, с какой нас принимала хозяйка комнатки-память на всю жизнь! 
    В 8 м классе литературу нам начала преподавать Нина Ивановна Воронцова. Со встречи с ней для меня начался новый этап в учёбе и, как оказалось, в жизни. Литература стала моим любимым предметом. В начале учебного года она предложила нам-ученикам написать сочинение "Как я провёл лето." Поездка в Ленинград перекрыла все события каникул. Нина Ивановна отправила моё сочинение в районную
газету "Кировградский рабочий." Это была моя первая публикация, ставшая стимулом для моих дальнейших творческих, литературных занятий.
    55 лет назад я закончила школу в Тагильчике, как ласково называет родной город школьная подруга Лариса Заросинская. Другая моя подруга-Лена Репина
переехала жить в город на Неве и приглашает меня в гости. Бог даст, воспользуюсь приглашением. С благодарностью вспоминаю всех, кто повстречался мне в те далёкие годы-годы моего старта во взрослую жизнь.
 


Рецензии
Санкт Петербург, -одно слово!

Юрий Баранов   02.03.2024 06:09     Заявить о нарушении
Юрий, не могу найти, где я использовала такое название. Помогите. Спасибо за внимание!

Людмила Самойленко   04.03.2024 07:36   Заявить о нарушении
Это город на Неве

Юрий Баранов   04.03.2024 07:43   Заявить о нарушении
Это понятно,но в этом рассказике не нахожу, чтобы исправить...

Людмила Самойленко   04.03.2024 07:55   Заявить о нарушении
Не надо ничего править

Юрий Баранов   04.03.2024 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.