Арабеска

… В моих иллюзиях стоит посреди пропитанных вонючими смолами джунглей старинный готический особняк. Именно там живёт Девушка Семидесяти Лет, у которой нет ничего кроме воспоминаний и множества арабесок. Стеклянные шары, наполненные дурманом столетий, повсюду: они отражают богатое убранство спальни, изысканную лепнину на потолке в гостиной, оконные рамы в человеческий рост высотой… Они повсюду, куда ни глянь. Великовозрастная чудачка любит осматривать свою коллекцию и о чём-то томно вздыхать. С этими арабесками много чего связано: в них вся её жизнь. Все её воображаемые миры.
Вот она замирает напротив оранжевого шара. В нём застыло отражение рыжеволосой девушки, сходящей с ума от счастья. На протяжении многих лет красавица кружится в танце и не знает о том, что она всего лишь хрустальная игрушка. «Какая грустная арабеска! – подумала Девушка Семидесяти Лет. – Несчастная танцовщица обманута собственной мечтой, заключённой в стеклянный сосуд. Там её радость и весна, счастье, которого на самом деле не существует».
А вот и другая арабеска. В ней заключён полуразрушенный дворец, возвеличивающийся на шахматной доске и шахматный Король с лицемерным взглядом. Ненасытно и в то же время печально глядят сквозь стекло его зелёные глаза. В них словно отражена неземная тайна, которую не дано понять простым смертным. Однако каждому смертному дана жажда познания. И потому бесконечной вереницей шёл к Королю его народ, вслед за его горящим взором, притягиваемые той самой тайной,  о которой можно говорить лишь затаив дыхание. А Король в свою очередь замуровывал самых любопытных в арабески. «Мой замок давно разрушен; моё величие пало. Но у меня есть множество арабесок и Девушка Семидесяти Лет, которая всю свою жизнь за мной наблюдает!» - зло засмеялся Король.
А пожилая девушка ничего не скажет. Она решит, что ей всё это пригрезилось: и замок, в котором словно бы от движения ветра мелькали какие-то тени, и манящий взгляд Короля, и  движения его тонких губ, складывающихся в лукавую усмешку… « Этот Король не может быть злым, - ответит Девушка сама себе. – Он не дьявол и не человек. Он – всего лишь арабеска, в которую я была влюблена всю свою жизнь». С самого детства ей хотелось освободить насмешливого Короля, прижать его к сердцу и оживить поцелуем. Но для этого нужно было бы разбить арабеску. На такое Девушка Семидесяти Лет никогда бы и не решилась. В таком случае исчезли бы прелесть, очарование и загадка хрупкой конструкции. Ведь всё великолепие старинных замков, очарование танцовщиц и лоск городов создаются лучами света, когда они преломляются в воде. Без хитроумного стеклянного колпака красота исчезнет, превратившись в обыкновенный кусок пластика…
Девушка Семидесяти Лет заглянула в глаза Королю. « Твоей красотой я больна с самого детства. С тех давних пор ты постоянно был в моих мыслях. Ты был частью убранства моей комнаты и в то же время порталом в другие миры, те миры, где звучат органы и струится красное вино. Разделяла наши миры всего лишь стеклянная ограда. Разбей я стекло – и мы навсегда были бы вместе! Или же я навсегда потеряла бы тебя. Ты лишился бы своего блеска, а без него твоя арабеска больше никому не была бы нужна. Но сам ты… Будешь нужен мне!.. Всегда был и будешь…Что значит красота без любви?!»
« Красота значит бессмертие, - ответил ей Король. – Уж не потому ли ты так любишь арабески, что они своей прозрачностью напоминают небо? И не за то ли ты так любишь мои зелёные глаза, что они напоминают тебе о северном сиянии над твоим любимым городом, таинственном свете вечного космоса? Ни то, ни другое не может познать простой смертный. Даже ты, Девушка Семидесяти Лет! Из-за твоей спеси, холопка,  тебе кажется, что если ты дотронешься до вечного, оно навсегда будет тебе принадлежать. О, ты ошибаешься! К вечному можно прикоснуться только душой! Которая, увы, не имеет способности к осязанию. Она лишена пяти основных чувств, но располагает тысячью более ценных. Одно из них и ты испытываешь к сомнительному Королю…»
«Сомнительному?» - в который раз засомневалась Девушка Семидесяти Лет.
« Как ты думаешь, кто мудрее  - умник или дурак? Я тебе отвечу: дурак. А знаешь почему? Он никогда не сомневается. И тебе я настоятельно рекомендую последовать его примеру. Ты должна верить и любить, при этом ни сколько не сомневаясь в истинности выбранного пути. Любовь – самый тяжёлый путь.».
«Всё равно это очень глупо… В какой-то степени увлечение тобой мешало мне жить. Знаешь, мне так и не удалось влюбиться в настоящего человека, создать семью, жить нормально!»
«Ты и так, скажу тебе, неплохо живёшь. Немногие в семьдесят лет умеют жить сказкой, если вообще ещё живут… Оглянись вокруг: какое царство вокруг тебя! И тебе ради обладания всем этим великолепием не нужно было дурачить людей или вести затяжные войны! Действительно, ты – самая лучшая из моих арабесок! Как я счастлив и как я горд собой!»
«Погоди… Как это? Я – твоя арабеска?»
«Конечно! Я всегда восхищался тем миром, который находится там, где ты, за стеклянной преградой. Знаешь, я столько раз порывался освободить тебя, разбить эту штуку и взглянуть тебе в лицо… Но знаешь, тогда мне не было бы для чего жить».
«Мы можем быть вместе!» - воскликнула Девушка Семидесяти Лет.
«Конечно! Мы и так вместе уже столько лет подряд! Ты как будто не знаешь! И ещё до семидесяти дожила…Страх!»
«Я тебя и не знаю вовсе!»
«Я ближе, чем ты можешь представить. А ты, я знаю, можешь представить всё, что угодно! Поверь: всё, что можно вообразить – реально! И твой выбор – не ошибка. Ты выбрала верный путь. Верный уже хотя бы из-за того, что ты идёшь по нему столько лет подряд!.. Ты не рада? Я могу чем-то помочь?»
«Да. Помоги мне выбраться из арабески. Я хочу к тебе».
«Мой мир будет тесен для тебя. А для меня – твой. Кто знает, каково там, за стеклом…»
«Может, его и не нужно разбивать? В мире много чудес».
«Ты права. Чудеса там, где в них верят. А если ты веришь в чудо, то не станешь разбивать арабеску».
«А что я могу сделать?»
«Поднеси её к солнцу и полюбуйся мною ещё раз».

2014


Рецензии