Стакан воды

        Царевна Софья сидела в келье Новодевичьего монастыря. Ни дня не проходило без воспоминаний. Никто вокруг не понимает, как тяжело ей, умной и честолюбивой женщине, постоянно находится под присмотром. А разве мало она сделала для государства Российского? Создала Эллино-Греческую академию, заключила Вечный мир с Польшей. Неблагодарные. Разве не она была лучшей правительницей? Как тяжело ей было пережить предательство близких людей! Ведь она не красавица, а любила… Впрочем, Василий тоже ее предал. Поехал на поклон Петру в Троице-Сергиев монастырь. Но не принял его царь, а сослал в Пинегу. Ах, если бы этот браслет не пропал! Это дворовая девка Дуська, вхожая в ее палаты, украла.  Ведь предупреждал ее мудрец из восточной страны:
- Дарю тебе браслет. Береги его, как зеницу ока. Это древний амулет, который дает богатство, власть, красоту, удачу. Носи его не всегда, а только один раз в несколько дней. Помню, как шепталась дворовая челядь, что не к лицу ей, белолицей и пышнотелой девице, браслет в черных жемчугах. 
Эх, не уберегла, а потом и случились все беды - принудили удалиться в Новодевичий монастырь. Теперь она монахиня Сусанна.  Еще раз  вздохнув, царевна Софья вышла из кельи в монастырский двор.
                *****
     Наталья шла  на работу. Как она любила свой театр - запах пыльных кулис и старинного паркета! И сильнее всего она любила свое личное царство в театре - костюмерную. Там ей открывался волшебный мир, в котором жили короли и королевы, феи и эльфы, восточные красавицы и цыганки. О, вот они - их роскошные платья, короны, россыпи драгоценностей. Она ходила среди своих сокровищ, правда, бутафорских  и мечтала, придумывала сказки. Как она любила волшебный дух театра! Казалось, что и он к ней благоволит.

В зале шла репетиция заключительных сцен  спектакля по пьесе французского драматурга Эжена Скриба
«Стакан воды». Наташа всегда присутствовала на репетиции, если была такая возможность. Так было и в этот раз. На сцене присутствовали герои пьесы - королева Анна, герцогиня Мальборо,  Болингброк , Мешем и Абигайль. Наташа увлеченно следила за игрой актеров. Наконец,  раздалась финальная  фраза королевы Анны: «Тогда подайте сами, герцогиня»!
Королева отпивает из стакана глоток воды и падает. Все поначалу оторопели, а затем
бросились к королеве, но она уже была мертва.
                *****
        Следователь прокуратуры Степан Богданов  перечитывал  протоколы показаний свидетелей  вчерашнего убийства в театре. Именно убийства, потому что актрису  Татьяну  Белову, игравшую роль королевы Анны, отравили быстродействующим ядом. На репетиции присутствовали семь человек, включая  потерпевшую.
 Вот показания пожилой актрисы Марины Кожевниковой, играющей роль герцогини Мальборо.
- Как вы считаете, у Татьяны Сергеевны были враги, недоброжелатели?
- Да, были. Весь театр. Она была наглой и бесталанной девицей, хотя нехорошо, конечно, так говорить о покойнице.
- С кем ее связывали дружеские отношения?
- Насколько я знаю, с костюмершей Наташей Костровой и с Олегом Семеновым, он задействован в роли Мешема в спектакле. Знаете, у него к ней была  безнадежная любовь. Она, кажется, не обращала на это внимания. Да зачем ей  какой-то актеришка, когда вокруг всегда крутятся толстосумы! Да и этот старый дурак, я имею в виду Александра Мишина, в спектакле Болингброк, глаз с нее не сводил. Думал, что никто ничего не замечает. Противно было смотреть. Последняя у него любовь, понимаете?
- Когда вы сегодня пришли в театр?
- Я пришла в половине одиннадцатого, в фойе стояла  Татьяна и разговаривала с Олегом и Александром. Я поздоровалась  с ними, и сразу  пошла в гримерную. Там уже была  Елена, молодая актриса, играющая Абигайль. Почти сразу, вслед за мной вошла  Татьяна. Я обратила внимание, что у нее на руке был шикарный  браслет. Елена тоже, похоже, обратила  на него внимание, потому что сразу стала хвастать собственными изумрудными  серьгами, которые ей якобы подарил поклонник. Мне надоело слушать их болтовню,  и я направилась  на сцену.
- Кто еще был на репетиции?
- Все, о ком я сказала. Да, еще костюмерша сидела в зале, а также  помощник режиссера Варвара Сергеевна.
- Что вы скажете о Варваре Сергеевне?
- Я ее мало знаю. Она у нас недавно, замкнутая, неразговорчивая особа, вечно ходит в черных деловых костюмах, в очках с черной оправой. Весьма неприятная особа. От нее слова не добьешься. Сам то, наш режиссер заболел, вот она и явилась на репетицию.
- А она видела браслет на руке Татьяны?
               
- Не знаю, но пару раз она заходила в гримерную.
- Кто готовит реквизит?
-У нас есть бутафорский цех, но его не вызывали, ведь была обычная репетиция. Чего заморачиваться то? Налили в графин воды для финальной сцены, ну и ладно.
- А кто наливал воду в графин?
- Вот этого я не знаю. Уж не думаете ли вы, что это я? Я актриса, самая лучшая в этом театре. Это  не входит в мои обязанности. Наверное, Варвара.
- А вы воду из графина не пили?
- Конечно, нет. Ее никогда не кипятят…
- Что вы скажете о Елене Южиной?
 - Молодая актриса, тоже у нас недавно. Так, посредственность, таланта как такового  у нее не имеется. Берет смазливым личиком.
- Какие у нее отношения были с Татьяной?
- По-моему, никаких. Так приятельские - поболтать и посмеяться.
Вот протокол допроса Олега Семенова, друга Татьяны.
- Вы любили Татьяну?
- Да, я ее любил. Но она, к сожалению, не отвечала мне взаимностью. Мы вместе проводили время, но Татьяна проявляла ко мне лишь дружеское участие.
- Вы ее ревновали?
- Немного ревновал, но при этом  понимал, что эта женщина не для меня. Яркая, красивая, талантливая, она  была для меня словно звезда на небосклоне. Высокая, стройная, натуральная блондинка, все взоры привлекала к себе. Зрители так и говорили : « Идем на Белову!»
-У нее были враги?
- Врагами их, конечно, не назовешь. Например, Марина Кожевникова ее не любила, потому что она забрала все  ее  главные роли. Несмотря на серьезный возраст, Кожевникова стремилась играть молодых прелестниц. Остальные в труппе Беловой просто завидовали. Ведь талант и красота часто вызывают зависть. Дружила она только с Наташей Костровой - костюмершей.
- Ее отношения с Александром Мишиным, который играл Боленгброка?
- Она его последняя любовь. Он буквально  глаз не мог от нее отвести. Она, правда, никак на это не реагировала.
- Как вы думаете, кто мог подсыпать яд?
- Да, кто угодно, из тех, кто в тот день был в театре.
Протоколы допросов Абигайль и Боленгброка ничего нового не дали. В принципе все повторяли одно и то же.
А вот рассказ Натальи Костровой, подруги убитой, произвел сильное впечатление.
- Татьяна пришла ко мне вчера вечером домой. Немного посидели, поболтали, мы  с детства дружим. Ведь  бабушки наши  вместе служили в театре. Татьяна была в черном вечернем платье, собиралась на какую - то  вечеринку. Стала жаловаться, что не может подобрать достойное украшение к этому платью. Спросила у меня, но у меня  драгоценностей мало. Вдруг  она увидела старинный браслет. Он ей сразу понравился, и Татьяна стала меня уговаривать, чтобы я ей  его дала на время. Я давать не хотела, потому что бабушка  мне строго настрого запретила это делать. Но Татьяна, как всегда, настояла на своем.
- А откуда у вас этот браслет?
- Достался мне от бабушки. Она говорила, что это старинное индийское украшение. На нем черные жемчужины. Я его  редко надевала, потому что  нет подходящей одежды.  Да и пугал он меня. Если он на руке - начинало казаться, будто слышу посторонние голоса и звуки. В голову  приходили странные мысли и образы. Казалось, что меняется моя внутренняя сущность, которая толкает на странные поступки. Наверное, эта вещь не мне предназначена.
Сегодня, перед  репетицией, Татьяна сказала мне, чтобы я забрала браслет из ее сумочки. Но я как-то замоталась и забыла об этом.
-  А кто-нибудь знал, что это ваш браслет?
 - Нет, я никому о нем не говорила.
     Прочитав протоколы, Степан погрузился в раздумья. Пока в этом деле нет никакой ясности. У всех, кроме, пожалуй, Натальи, есть мотив  убийства. Марина Кожевникова завидовала ей. Бывшая прима театра, очень тяжело переживала восхождение новой звезды. Молодой Елене Южиной Белова преграждала  путь к главным ролям. Александр и Олег погибшую  ревновали. Позиция помощника режиссера Варвары Сергеевны пока не  прояснена: казалось, она ко всем относится одинаково безразлично. Ну, а если кому-то понадобился браслет, то непонятно для чего было убивать Татьяну. Или ее все же  убили из ревности, а браслет украл  вообще кто-то другой. По данным экспертизы, в графине яда не было. Он был только в стакане. Значит, отравить хотели именно Татьяну. Кроме браслета из сумочки актрисы ничего не взяли. А в ней лежали приличная сумма денег, сотовый телефон и письмо, в котором ей угрожали. При обыске всех сотрудников театра браслет не нашли. Это означает, что он спрятан в театре, и преступник обязательно за ним явится. Но где? В здании театра  много укромных уголков, а у кого есть ключи от служебного входа, никто не знает. Вчера Наталья Кострова подсказала Степану одну мысль. На его вопрос, где в театре можно спрятать какую-нибудь вещь, чтобы ее трудно было найти, она ответила, что в костюмерной. Они вместе  обыскали всю комнату, и наконец, среди
бутафорских бриллиантов, гранатов, изумрудов, источая таинственный блеск, показался загадочный браслет с черным жемчугом. А на полу лежала изумрудная серьга.
 Всю ночь следователь просидел в костюмерной, но преступник туда не явился.
   Когда Степан утром следующего дня вошел в зрительный зал театра, там все подозреваемые  были в сборе. Первым в небольшой кабинет директора вошел для допроса актер Александр Мишин. Следователь
его едва узнал. Статный и красивый пожилой мужчина  за одну ночь превратился в старика.
- Почему вы убили Татьяну?
Александр страдальчески  сморщился и произнес дрожащим голосом:
- Я ее не убивал, я ее обожал, боготворил. Она умерла, и я вместе с ней.
- Вы написали это письмо? - Степан протянул ему лист бумаги с напечатанным на компьютере текстом.
- Да, я. Она на него ответила, что не просила меня ради нее  бросать семью, уходить в театральное общежитие и что она никогда не обнадеживала меня.
- Но вы угрожали  убить ее и себя!
- Это было  какое-то помешательство. Я уверяю вас, что никогда не смог бы  ее убить. Как можно убить богиню?    
Затем  Степан вызвал для разговора  Елену Южину.
- Это ваша сережка? - спросил он, показывая актрисе красивую серьгу с изумрудами?
- Да, моя, - ответила Елена.
- И где же вы ее потеряли?
- Вчера  перед репетицией я сняла серьги  и положила их на туалетный столик. Я всегда так делаю, но никогда ничего не пропадало. Но в этот раз…  Когда после репетиции я зашла в гримерку, одну серьгу не нашла.
- Почему вы об этом мне сразу не сказали?
- Я подумала, что она куда-нибудь закатилась, и  решила, что  потом поищу получше. Но из-за этого чудовищного убийства, конечно, стало не до этого.
 Вам нравился браслет Татьяны?
- Я его, как следует, не разглядела.
- Как вы думаете, кто убил Татьяну?
- Не знаю, возможно, Мишин или Кожевникова.
         Из театра  Степан направился в городской исторический музей, а еще  ему предстояло ночное дежурство в костюмерной театра  с оперативниками.
В музее ему поведали следующую историю. По преданию браслет с черным жемчугом подарил царевне Софье индийский маг. Украшение могло  наделять хозяйку богатством, властью, молодостью и удачей. Именно хозяйку, потому что браслет может принадлежать только женщине. Браслет переходил со своей магической силой  к новой  хозяйке лишь после смерти прежней. В 1689 году браслет пропадает  и  в том же году Софья Алексеевна теряет всех своих сторонников. Они переходят на сторону Петра. В том же году Софью вынуждают удалиться в Новодевичий  монастырь.
  Степан не верил в подобные чудодейственные вещи, но, если следовать легенде, становится понятным, почему убийца похитила браслет и убила Татьяну. И убийца, вероятней всего женщина. Но кто? Кожевникова мечтала о молодости. Южина - о богатстве и славе. Варвара -  не известно о чем, но, может быть, о богатстве, власти, молодости и удаче вместе взятые.
       После полуночи в коридоре театра  послышались шаги. Вот открывается дверь костюмерной, зажигается свет и в нее входит преступница.
- Проходите, уважаемая, не это ли вы ищете? - сказал Степан и  протянул преступнице браслет. Женщина сделала такое движение, как будто бы хотела схватить его, но тут же ее лицо приняло безразличное выражение.
- Вы что имеете в виду? Я забыла здесь свой сотовый телефон. А, кстати, вон он.
- И поэтому вы пришли в театр ночью?
- Мне срочно нужно было сделать звонок, а номера я не помню.
- Это вы убили Татьяну?
- Какая глупость, зачем бы я это сделала?
- Почему вы приехали в этот город?
- Я развелась с мужем и хотела начать новую жизнь.
- Допустим. Но до этого вы долго работали в архиве, и где, судя по всему, смогли найти следы затерявшегося магического браслета…
- Но ведь это только легенда, неужели вы верите в нее?
- Я - нет, но вы, похоже, верите. Кстати, вы не удержались и надели браслет до того как его спрятать, и поцарапались, на браслете осталась капелька крови. Ведь у вас третья группа крови?  Ну-ка, покажите руку.
На  левом запястье женщины  была  маленькая царапина.
- Это ни о чем не говорит, да и  у миллионов людей - третья группа крови.
- Да, конечно. А вы знаете, что Татьяна не была хозяйкой браслета?
Тут Варвара  Сергеевна Романова побледнела, потом в отчаянии закричала:
- Это я - настоящая хозяйка браслета! Долгие годы я искала его, и нашла. Оставался лишь крошечный шаг до цели. Он по праву принадлежит мне, мой род ведет свое начало от сестры Софьи, я могу доказать это.
- Но никто не дал вам право убивать человека,- устало парировал  Степан, и обратился к оперативникам:
- Уведите задержанную.
- Но я никого не убивала,- закричала Варвара!

                *****
       Наталье надела браслет. И сразу же ей привиделось, что она, одетая как боярышня, в соболя и бархат, идет по старой Москве. Заходит в Новодевичий монастырь, и идет к Смоленскому Собору. У Собора стоит монахиня. Наталье показалось, что монахиня помахала ей рукой. Через мгновенье Наталья увидела привычную обстановку своей квартиры.
               
- Как мне нравится этот браслет! Теперь мы всегда будем вместе,- девушка смотрела на амулет  и не могла отвести взгляд.
 
 «Я - лучшая. И  знала, что все получится,- думала Наталья. С тех пор, как бабушка рассказала о браслете, я всегда мечтала о нем. Долгие годы ждала своего часа, и он настал. Только я умела разговаривать с необщительной  Варварой  и многое знала о ней. В день убийства, я «случайно» поцарапала запястье Варвары. Смешно - она возомнила себя потомком русских царей. Потом забрала браслет из сумочки Татьяны и капнула на него капельку своей крови. Ведь у нас с Варварой  третья группа. На всякий случай взяла с туалетного столика изумрудную серьгу Елены. Чтобы навести на нее подозрение, бросила серьгу в своей костюмерной. Чем больше подозреваемых, тем лучше. На следующий день намекнула Варваре, что скорей всего преступник спрятал браслет в костюмерной. И завтра я собираюсь, как следует его поискать. Конечно же, она клюнула на наживку. А воду для королевы я подготовила заранее, все думали, что это сделала Варвара.  А самое главное, я сумела убедить следователя, что это МОЙ браслет! В тот вечер, когда Татьяна зашла ко мне домой, я уговорила ее  дать мне браслет на один день. Как будто бы он необходим мне для судьбоносного романтического свидания. Она согласилась и  обещала принести его на завтрашнюю  репетицию. Наверное,  не знала, что амулет  давать никому  нельзя. Ведь именно браслет дал ей все - славу, поклонение, удачу. Теперь его хозяйка я и меня ждет прекрасное будущее?»
 


Рецензии