Трагически непонятый властью

               

                о главном герое сериала «МОСГАЗ»





















После жуткого впечатление от «Палача» стало интересно посмотреть «МОСГАЗ», как первую в ряду детективных историй с теми же следователями. Героиня Марины Александровой в «Палаче» была упомянута как влюбленная в убийцу по имени Влад и из-за этого теперь не доверяющая мужчинам. Так что убийца «МОСГАЗа» зрителям был известен заранее, потому что в этом году сначала показали «Палач».

Когда я увидела этого Влада с живописно разрисованным лицом, артиста театра оперетты, который по идее, видимо, должен разбивать все сердца, мне стало не по себе. Я не знаю, как должны выглядеть маньяки, но если убивает маньяк, детективная история не очень интересна в принципе, потому что у него нет мотивации, понятной другим людям. И трудно найти хоть какую-то логику.

У Влада, судя по его характеру и напыщенному трагическому тону некоторых высказываний, мотивация обязательно должна была быть. Какая? Не понимали? Не ценили? Не выпускали за границу петь оперетту? Может быть, это роковое непонимание длиной в целую жизнь, и его еще в детстве каким-то образом притесняли? Он явно не убивал просто так.

Для тех, кто фильм «Палач» не видел, был выбор, кого подозревать: художника Стаса или Влада. Так же, как в «Палаче», зрителей пытались сбить с толку, делая подозрительным поведение сразу двух персонажей, потенциальных преступников. Художник Стас явно производил более вменяемое впечатление.

На власть обижен. Не ценят. Навязывают сюжеты для картин в духе соцреализма. А он не хочет рисовать девушек с веслом. Трагедия художника ясна. Но юмор, живость актера, чуждого пафосу и слащавости, перчинка заставляли проникнуться к нему симпатией. Совсем не ангел, но и не опереточный демон. Живой человек. Мне он понравился больше всех в этом фильме. Как и его милая, уютная девушка Наташа. Они были украшением сериала.

Убийца по идее должен вызывать ужас, но, глядя на Влада, у меня была одна реакция – нервный смех. И ощущение несерьезности происходящего. Хотя вроде как все реально, и жертвы реальны. Но совершенно не страшно. Все остальные персонажи, впрочем, тоже не вызывали подобных эмоций.

Преступники в детективных романах бывают похожими на Влада – они без ума от себя, ни во что не ставят других, и считают, весь мир им что-то должен. Не прощают, если считают, что кто-то что-то им недодал. Вот я и думала на протяжении всех этих серий: чего же этакого недополучил этот Влад? А то получается как в известной пародии: «Все, что я недоел. Все, что я недопил…» На мой взгляд, довольно средненький, рядовой вокалист. Не будь у него таких «роковых», демонических внешних данных, возможно, он вообще пел бы в хоре. У Стаса, вполне возможно, реальный талант – я не судья в живописи.

Но оперетта – это вообще особый жанр, убивающий всякий намек на серьезность. Там все с пафосом страдают, преувеличивая свои проблемы, потом пляшут по сцене, и хэппи-энд. Влад в итоге и получился опереточным мстителем – смесью Айзенштайна и Этьена Вердье, если бы они перешли от слов к действиям, но те благоразумно ограничились только мрачными восклицаниями. У каждого свое восприятие, но для меня артистические муки Влада сделали историю похожей на пародийный детектив вроде «Призрака замка Моррисвиль». Стоило ли делать героя именно опереточным артистом? Не знаю. Это внесло оттенок карикатурности. Вряд ли нужный этому фильму.

О чем мечтал Влад? Набрать драгоценностей на большую сумму, поехать за границу на гастроли, остаться там и изображать из себя опереточного аристократа? Очень многие во времена «железного занавеса» жили в заблуждении, их питали иллюзии, что за рубежом их якобы очень ждут, и они там всем нужны. Оказалось, нуждаются в наших представителях, главным образом, как в орудиях в информационной «холодной войне», которая для нас в какой-то момент прекратилась.

 Когда рухнул «железный занавес», от этих иллюзий представителей творческих профессий мало что осталось. И они стали возвращаться обратно. И из белой эмиграции когда-то возвращались, потому что будь человек хоть десять раз гением, не чета Владу, никто его там не ждал. Здесь не доверяли, подозревали, но и там не особо нуждались. Марина Цветаева с семьей это хорошо усвоили на своем примере. И никакой эйфории у наших соотечественников по поводу попадания на Запад и счастья быть замеченными там сейчас уже нет.

Что-что, а «Летучую мышь» здесь никто не мешал исполнять. Правда, графских апартаментов не предоставляли. Но не факт, что и на Западе они бы были.


Рецензии
Анекдот есть хороший на эту тему. Говорит другу писатель-диссидент, уехавший на Запад: "Там меня хоть КГБ читало. А здесь вообще никто не читает".

Галина Богословская   24.01.2015 17:41     Заявить о нарушении
Вот именно. :)

Наталия Май   25.01.2015 20:53   Заявить о нарушении