Кафедра - два
Елене Сергеевне Вентцель и
незаурядному писателю
Ирине Грековой
Кафедра - два
Предисловие
Отечественная и мировая литература не обходит вниманием одну из жизненных систем, как образование (сеять, разумное, доброе, вечное…)…этому вопросу посвящено множество сообщений разного рода (статей, монографий, мемуаров, размышлений… ) специального и литературного типа.
Среди написанного есть своего рода сильные произведения, есть и откровенно слабые.
Своеобразной миной взрывного характера явилась в 1977 годы публикация романа Ирины Грековой под звучным названием - КАФЕДРА…
Книга буквально всколыхнуло общество, …особенно оно «задело» лиц в первую очередь имеющих отношение системе высшего образования. Именинниками буквально стали представители инженерных специальностей. Ибо герои произведения были представителями самой модной в то недалекое время специальности - кибернетика.
Язык…понятия и все что там отображалось в той или иной степени было боли знакомо профессорско-преподавательскому составу технических специальностей.
В обыденных беседах разговор постоянно переключался на данное произведение…
Книга была опубликована в журнале (если не изменяет память «Новый мир» ?) и на неё выстраивались буквально длительные очереди, чтобы познакомиться с её содержанием.
Так уж случилось, что я был одним из последних на кафедре-факультете до кого дошло извещение о появлении весьма незаурядной …книги…об ученых и преподавателях вуза.
После всех прочтений желающих и мне наконец достался, если не до дыр зачитанный журнал, то довольно загрязненный со следами потёков ( видно некоторые из читателей данного экземпляра журнала совмещали свою трапезу со чтением, очевидно, не желая терять бездарно свое драгоценное время…).
Получив, наконец, вожделенный номер журнала я отправился домой, чтобы начать свое знакомство с наделавшим большой «шум» в преподавательской среде…романом.
Во многом и для того, чтобы не выглядеть «белой вороной» в среде своих более продвинутых коллег, восхищавшихся отдельными страницами и высказывающими свое авторитетное мнение по тем или иным вопросам, затронутым в произведении.
Очутившись дома и выполнив свои нехитрые вечерние обязанности я как можно поудобнее устроился в своем рабочем кабине…предвкушая знакомство с неординарностью…написанного.
Буквально с первых страниц роман увлек,…заставив забыть, что и у меня завтра занятия, встреча с подобными обучаемыми, которые запечатлевались на отдельных страницах романа.
Чтение затянулось до поздней ночи – вплоть до того момента, когда наступил финал…
Было некоторое разочарование, что так быстро закончилось повествование…а так хотелось снова и снова следить за размышлениями и действия главных героев… восхищаясь одними…поддерживая их во многих вопросах…и негодуя по поводу действий других, …которых в той или иной мере можно было отнести к разряду негативных…
Язык произведения был настолько прост ..легок…четок, что каких –либо застреваний и непонимания не наблюдалось…Нельзя было не отметить мастерство и какие-то сочность языка…и отточенность в изложении отраженных автором формулировок…
Одни позиции, затронутые в записях Энэна поддерживались…другие на наталкивали на дальнейшие размышления, в коем, чем виделась некоторая наивность позитивных героев по сравнению с моими взглядами…
Я был тут бы несколько, если мне было бы позволено, что-то сказать или высказаться – заявил более жестко и решительнее…
Ибо всегда меня волновал вопрос в какой-то мере пересекающийся с моей узкой профессиональной специальностью, когда нужно было при минимуме затрат времени и текущих средств достигнуть максимального конечного результата.
Вспомнились вплыв некоторые отображения в журналах и книгах мысли идеолога изобретательского творчества - Г.С.Альтшуллера, когда при минимуме действий можно было достигнуть ИКР ( для незнакомых с расшифровки терминов - Идеальный конечный результат).
Размышляя попутно думал: «…А как бы я реагировал, если бы вдруг /или не вдруг стал сотрудником данной кафедры…как бы вел себя в той или иной жизненной ситуации.
Вспомнил…что порой сам…порою мои коллеги…дальние (других кафедр) и более близких ( моих прямых сослуживцев) действовали в определенных жизненных и производственных ситуациях…
Попутно вспомнил и свой жизненный профессиональный путь…нелегкую дорогу…обучающего , имеющего к тому моменту уже более 10-летний педагогический стаж.
И мне и моим стоящим рядом коллегам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, встречающимся в рамках произведения…
Порою и с такими моментами, которые у автора даже намеком не были затронуты …они оказались в силу определенного положения автора вне взора её внимания…
Почти тут же созрел план…самому попытаться написать если не продолжение, то дополнению к данному роману…
И спустя определенное время…из-под шариковой ручки возникали отдельные мысли, которые затем перепечатывались на пишущей машинке «Украина- 2».
И в какой-то мере попутно возникло желание назвать и свои «опусы» ( на большее в вряд ли они могли претендовать) под удачно выбранным названием - КАФЕДРА… точнее «Кафедра -2».
На этом порешил - писать, облекая в слова, свои мысли, фантазии, разговор с самим собою, мысленно со своими коллегами…старшего и/ или рядом стоящего возраста…
Потом на долгие годы из-за перестроечных и развальных событий мысли о создании полновесного изосказания отошли на задний план…
И вот многие годы спустя, после первых событий, на основе найденных старых записей, родилось желание продолжить забытое…вспомнить своих старых наставников, друзей…и в какой-то мере и недругов …или временных попутчиков.
И оставить на страницах печатных, а скорее непечатных органов ( в Интернете) свои «столовые» ( в столе) заметки былого характера.
В первую очередь это нужно, чтобы восстановить цепь былых событий. Вспомнить о людях той поры, что вместе со мною ковали создавали сплав образовательно-воспитательных моментов, воспитывая и образовывая определенные поколения инженеров - технических специалистов.
А главное вспомнить своих старших товарищей и коллег, кто вместе со мною прилагал определенные усилия на ниве образования…пестовал молодежь, создавая из непокорных, порою строптивых юнцов, племя работников на ком нынче держится отрасль её отдельные компоненты…учреждения…производства…предприятия…
Хотелось, чтобы вместе со мною не ушли навсегда из памяти мои былые сотоварищи, которые как рядовые и «офицерский состав» несли порою большие производительные и непроизводственные нагрузки ( в силу наскока на них разных проверяющих «компетентных» и некомпетентных органов, которые попросту своими мелочными придирками и предписаниями тормозили по существу творческий обучающе- воспитательный процесс в вузе), внося всеобщую лепту в развитие страны, как Державы..
В результате, что к своим строкам я возвращался в разные годы, …поэтому данное повествование получилась как «эстафета времени», где былое и новое перекликаются друг с другом … а также в силу определенных обстоятельств трансформируются в иное из-за выпадения, как назло, отдельных «кусков жизни» из моей памяти.
Долгое время я не решался выносить на суд обширной читательской аудитории свои видения былого…в сочетании с происходящим в недавнее время…
А так как начиналось написание еще в конце 70-х начале 80-х годов, то многие моменты могут вызвать некоторое неудомевание у читателей моей литературной полки.
Хотелось попутно отметить, что у меня будут перекликаться недалекое прошлое с еще более «недальновидным» настоящим.
Сегодня выношу на «страшный» суд свое накрапленное жизнью…и пониманием происходящего, и посвященное выдающемуся вузовскому ученому-педагогу и писателю Елене Сергеевне Ве;нтцель - Долгинцевой ( Ирине Грековой) вузоПОНИМАНИЕ
Свидетельство о публикации №215012302105