Слово, михаил задорнов, морфология и смыслы...

     Прослушал отрывок из концерта М. Задорнова 9 января 2015 года.Задумался о продуманном. Здесь поясню коротко, может быть, допишу до востребованного...
     Верно говорит. Сказка - метакод. И если смотреть вглубь, то морфология пространства (нелокальное - создаёт локальное и изоморфное, как речевой аппарат) и есть СЛОВО, которое было вначале. В "Звёздной книге Коляды" (календарь): ... и был РОД обременён бормотаньем, из бормотанья родился бог Барма... Налицо аллитерация (суть "бормотанья", как описание и создание пространства) как пра и мета-смысл, суперсемантика, корень, закономерно закладываемый в морфологию передающего свой смысл субъекта.
     Далее - ряды и "аккорды" бормотанья, сродни математическим кодам - повтор, чередование (слоги) - законченные единицы (слова) как определения и обозначения, далее - смысловая речь.
     Ещё далее - запутывание первоначальных определений смысла через его подмену либо утрирование (снижение значения). Пример: у Николая Заболоцкого - "Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь..." Но знающие предки специально толкли воду в ступах, изготовленных из разных материалов, - для структурирования воды и придания ей целебных и магических свойств. То же самое и с "ложкой дёгтя в бочке мёда" : дёготь это сильнейшее бактерицидное средство, и кроме незакисания мёда, придавал ему вкупе с ним сами усиленные целебные свойства... Ну и так далее...
     Но главное, мы можем реконструировать эти смыслы, помня основные корневые и морфологические вариации, как это и делает Михаил Задорнов. Только надо помнить, что корни многозначны, хотя и инвариантны по форме и значению: коло - круг, колесо, вращение, календарь (ведь он составляется от вращения Земли), кол - центр круга, и современное отражается в этой морфологии корневого описания смысла: гол, голограмма (объёмная, круговая) и т.п.
     Кроме того, разноуровневые (твёрдые, шипящие, глухие согласные) обозначают цезуру (разделение гласных) и подчёркивают интенсивность и прочность материала, действия, а гласные (а,е,ё,и,о,у,ы,э,ю,я) как бы редуцируют форму "круга": а - полный, е и ё - "сплюснутый, и - "вытянутый, отдаляющийся", о - боковой, находящийся рядом, у - устремлённый в направлении, "вытянутый в трубочку", ы - склонный восходить изнутри, но как бы стелющийся, аморфный и тяжёлый "круг", э - обходящий, как бы изнутри - но со стороны, ю - "танцующий", уходящий и приближающийся, я - растущий и уменьшающийся, заполняющий...
     В других языках есть сложные сочетания: айфтонги и дифтонги, но они подчиняются общему закону морфологического описания пространства. И, в принципе, если морфемы и их основные сочетания разбить на таблицы и ряды - то можно понимать и другие языки. Можно таким образом сделать и компьютерный переводчик языков.
     BING - посмотрите как переводит: основываясь на подстановке заложенных в него многозначных определений, но он использует одно какое-нибудь значение, и получается белиберда смысловая.
     Вообще это интереснейшая тема, над которой надо работать, даст бог, что-нибудь напишу, но не отнимая хлеб у лингвистов, семиотиков и семантологов. Есть ещё "непаханные" дебри в языкознании.
     "О, звуков выцветшее пламя! Я вглубь веков иду за Вами сквозь лепеты и бормотанья..." (Е.Р.)

P.S.: Или вот пример смыслового морфологического уподобления и через него понимание смысла происходящего (здесь наблюдение за птицами "Кар-р!..", Ергений Разин, Проза.ру, - немного с юмором):

http://www.proza.ru/2013/09/22/1018

Тайный смысл сказок. Отрывок из концерта М. Задорнова 9 января 2015 года:


Е.Р. 23-01-2015


Рецензии