Легенда. Продолжение. Гл. 1

Предисловие


      Прошло некоторое время – месяца два, как я закончил написание своей «Легенды о …», хотя мелкие уточнения и ее редактирование продолжаются даже в настоящее время. Многое в голове успокоилось, прояснилось.

      Летом 2014 года я без всякого плана, спонтанно, продолжил свои  уже физические поиски родственников, которых теперь можно довольно точно описать выражением: «седьмая вода на киселе». Но от этого не становятся менее интересными и захватывающими процессы знакомства и познания своей семьи в более широком ее понимании, появление новых людей и общение с ними. Когда перед началом разговора я представляюсь им их же фамилией, то всегда вижу сначала удивление, даже недоумение   на их лицах. А уж если ты сразу, «в лоб», сообщаешь о родственных отношениях, то тем более, уже проверено. Поэтому я стараюсь после знакомства начинать с темы поисков  исторических корней фамилии Абакумовых. Любопытно смотреть после этого на их реакцию, когда они узнают о наших возможно общих, может быть вековых, родственных связях. Вот эти-то огромные временные рамки, непривычные в повседневном быту, сразу же и привлекают к этой теме людей. У них появляется интерес и начинаются воспоминания. Исключений не было.

      Я  не имею пока  какой-то определенной  формы письменного «отчета» о проделанной работе. Поэтому  снова, как и в первой части, решил просто описывать последовательно во времени  подряд все, что связано с моей, ставшей уже навязчивой, идеей поиска дальней родни, а дальше видно будет. Кроме того я предполагаю снова обратиться в Архангельский архив,  с целью получения недостающей информации для окончательного формирования всего древа Абакумовых по деревне Монастырек. Финиш этого древа –  конец девятнадцатого века. Попутно найденная информация о первой половине двадцатого века тоже найдет там свое отражение.

      В течение всего весенне-летне-осеннего сезона 2014 года вне города и в городе я познакомился с десятками  людей носящих или носивших фамилию АбАкумовых (АбакУмовых) и живущих в разных местах нашей области:  Монастырьке,  Моржегорах, Двинском Березнике, Ичково, Ступино,  Шангалах, Архангельске, Северодвинске и расположенных  в основном вдоль дороги на Москву.  Все они оказались  кровными родственниками и все они проявили искренний интерес к своим корням. А несколько человек вызвались мне помогать в меру своих возможностей по месту жительства. Для начала я установил временнЫе рамки древа  максимум до 1970 года, но затем пришлось снизить эти ограничения до 1950-х годов – причина заключается не только в многочисленности и разветвленности  нашего рода, но и в молодости сегодняшних Абакумовых, которые в настоящее время могут и сами узнать и обобщить сведения о своих ближайших предках.

      Вероятность найти большое количество персональной информации по первой половине двадцатого века не велика, по сложившимся условиям жизни в нашей стране. Это возможно только при личных встречах, что по времени становится не реальным. Но самая большая сложность заключается в привязке современных поколений к уже составленному семейному дереву. И причина – отсутствие «длинной» исторической памяти у моих новых потенциальных родственников. Дальше родителей она редко у кого распространена.

      Боюсь только одного, что чем больше я узнаю, тем сложнее и неожиданней оказывается история семьи, а значит и «Легенда о …» требует иного осмысления.


      А сейчас я хочу рассказать …
   


  Глава 1. О летних «приключениях» 2014 года


      Конец весны.

      В среду, 14 мая 2014 года, я выехал на своей ВАЗовской четверке из Архангельска в 5,45 утра. Заправился топливом  и по  автодороге Архангельск – Москва (бывший  почтовый тракт) поехал на юг области в свою деревню Березник, которая находится на реке Устья Устьянского района. По обочинам дороги, в лесу на земле по северной стороне еще лежал снег, но погода была ясной и светило солнце. Около 9 утра я подъехал к левой отворотке на деревню Монастырек  (222км. от г.Архангельска). В сторону деревни от трассы я проехал не более ста метров. Тихо и пустынно. Дороги дальше практически нет, болотина, и я не стал рисковать. Место открытое, деревня видна. Предусмотрительно переоделся в сапоги, оставил машину и метров триста шел по разбитой колее, почти бездорожью, к первому попавшемуся дому. Наконец-то мое желание побывать на земле своих родителей (по отцу) стало осуществляться.

      Навстречу по огороду шел деревенский мужичек, познакомились, оказались тезками и я объяснил причину своего появления. Он сразу же, без лишних слов, провел меня в свой дом. Его жена, Нина Федоровна, в девичестве Лукина 1949г.р., оказалась падчерицей АбАкумова Павла Васильевича (1897г.р.) и одновременно незаконно рожденным ребенком его второй жены  Евдокии Ивановны 1910г.р. (вот ведь какая загогулина). А дом, в котором они сейчас живут (правда только летом, сами же они из Двинского Березника), называли ранее «Кириковским». Имя  довольно необычное и редкое. Значит дому около 150 лет, т.к. на удивление, это имя у меня оказалось в базе данных по последней переписи населения 1897 года, правда я его пока не смог привязать  ни к одной известной мне ветви АбакУмовых.

      Это была моя первая встреча с дальними, пусть и не прямыми, родственниками на земле предков. Я подробно рассказал хозяйке о своей родословной, о  проведенных поисках и результатах расследований, о  перспективе на лето, о своем желании расширить поиски и составить в будущем родословную всей фамилии Абакумовых с Моржегор. Видимо, для Н.Ф. событие такого рода оказалось очень неожиданным и впечатляющим, но приятным по сути. Позднее она сама призналась мне, что ее это чрезвычайно задело и так разбередило душу, что у нее пошли мурашки по телу.

      Эта семья оказалась настолько любезной, что тут же на моторной лодке отправилась со мной на местное монастырско-деревенское кладбище, которое находится на довольно крутом, но небольшом по площади холме, заросшем вековыми елями. А т.к. была весна, то речка Моржевка разлилась и  маленький  холм на  речном полуострове был отрезан от большой земли водой со всех сторон метров на 150-200. Мы стояли на месте разрушенного монастыря, на Моржевской горе, хотя горой здесь и не пахло, просто высокий берег. Зрелище холма посреди воды меня впечатлило. К сожалению я не сообразил сфотографировать его в этот момент. Было утро, солнце стояло уже высоко, эмоции переполняли меня и я мыслями стремился быть там. Мы  переплыли  стихийную преграду в районе затопленного узкого перешейка. Позднее, в следующий приезд, летом, я, уже с женой, снова побывал на этом месте  и снова поразился умению иноков, монахов и отшельников выбирать места для своих скитов, пУстыней, монастырей и  упокоения. Кстати, каждый, кто имеет хоть чуточку воображения, может это проверить и представить себя на моем месте, если посмотрит в интернете на карту деревни, хотя бы в Wikimapia. Некоторые фото можно увидеть на сайте «Места силы. Пятнадцатое – Недума-река». Обратите внимание на лесок в излучине речки – это и есть кладбище.

      Оно  оказалось довольно заброшенным, но очень компактным – буквально несколько соток земли. Сложно представить себе, что на этом месте за 250 лет была похоронена не одна сотня моих предков.  Для будущей идентификации, я сфотографировал шесть табличек  и один надгробный камень на сохранившихся могилах своих потенциальных родственников. Затем мы прошлись немного по деревне. Я удивляюсь этой местности – настолько она заболочена. Монахов можно понять – для скита место идеально, а вот крестьян понять очень сложно – натуральное болото и без сапог просто никуда не выйти.  АбАкумовых в деревне больше не оказалось – все они находились еще на «зимних квартирах» и должны были приехать сюда позже.

      Благодаря  Н.Ф. я узнал много интересных, но отрывочных и эмоциональных фактов из жизни этой ветви семьи АбакУмовых, и т.к. времени у меня было не так уж и много, то мы договорились о будущей встрече. Она обещала в зимний период собрать по возможности информацию обо всех АбакУмовых в Двинском Березнике и о людях, которые приедут на лето в деревню. Мы обменялись телефонами и она дала мне еще один адрес в Моржегорах. Это  было по пути, в семи километрах далее по Вологодской дороге.

      Там я нашел АбАкумова Дмитрия Васильевича 1922г.р., но возраст есть возраст, память подвела (примерно через два месяца он, к сожалению, умер). Тем не менее он все понял и повел меня к своему сыну Александру Дмитриевичу 1956г.р., благо тот жил неподалеку, но неудачно. Его  не оказалось дома и пришлось вернуться. И тут Д.В. вспомнил, что в соседнем с ним  доме живет тоже АбАкумов и тоже Александр, но Викторович. На этот раз повезло – тот оказался дома. Мы познакомились и мне снова пришлось кратко повторить свою историю. Взамен я получил очередную порцию информации. В дальнейшем я установил родство с ним как 14 степень, но он на одно поколение старше, хотя и 1953г.р. Александр дал мне еще один перспективный адрес здесь же в Морже, куда я немедленно и направился.

      И на этот раз мне исключительно повезло. Я познакомился с человеком заинтересованным, инициативным и любопытным по своему складу характера – Ольгой Федоровной Тюкиной 1952г.р.(в дев. АбАкумова). Ранее она уже делала попытку собрать родословную АбАкумовых в Моржегорах, но не совсем удачную, поэтому  рассказ о результатах моих поисков пал на благодатную почву. Она вызвалась мне помочь в дальнейшей работе по Моржегорской округи, тем более что у нее уже были кое-какие материалы.   Я подсказал ей еще одно направление возможного получения полезной для нас информации – это исследование местного кладбища, что она и обещала сделать.

      По ее наводке, проезжая административный центр Виноградовского района Двинской Березник (276км.), я заехал в местную церковь Иоанна Кронштадтского к отцу Виктору в чине дьяка (Абакумов Виктор Владимирович 1956г.р.) и все в очередной раз повторилось.  В итоге я попросил его узнать через Архангельскую епархию о судьбе Абакумова Федора Петровича 1870г.р., бывшего в 1897 году келарем у игумена Красногорского монастыря на реке Пинеге. В дальнейшем он быть может примет участие, как заинтересованное лицо, в поиске информации о нашем монастыре.

      Далее я ехал почти без остановок и к вечеру добрался до райцентра Устьянского района: поселка городского типа Октябрьский. На этот путь в 600 километров мне потребовалось 14 часов.

      На этом мои весенние поиски закончились и начались летние.

      В  старой телефонной книге Устьянского района я нахожу всего одну фамилию АбакУмовых –  в селе Шангалы. Телефон не доступен, но есть адрес, это по дороге из моей деревни Березник в райцентр – пгт. Октябрьский. Нахожу дом, квартиру, знакомлюсь с Татьяной Александровной 1953г.р. (в дев.Попова) женой АбакУмова Станислава Георгиевича 1957г.р. Она сообщает мне, что муж пьет и что он из Смоленска, а его отец родом из под Чебоксар. Увы, но я прекратил это направление поиска из-за форс мажорных причин, хотя мне  было бы чрезвычайно интересно узнать по подробнее о его более глубоких предках. Скорее всего Смоленский след был связан с Великой отечественной войной, а Чебоксарский след – возможно с гражданской войной. Однако и тут все сложилось удачно. Т.А. вспомнила свою одноклассницу Людмилу Константиновну Кошутину 1954г.р., которая вышла замуж за АбакУмова Александра Васильевича 1952г.р. из Архангельска. Она подсказала их «летний» адрес там же в Шангалах. Вообще на Александров мне везло этим летом.

      В очередную поездку нахожу их дом и удача снова на моей стороне – хозяин оказался на месте (на завтра он уезжал в Архангельск). Короткий разговор, обмен информацией, но самое главное, что  у него имеется архивная справка по своей родословной и он готов ею поделиться со мной. Александр делал попытку составить свое древо, но не довел дело до конца – бросил. Почему? Я не понял. Наверное, не каждому это дано. Договорились встретиться в Архангельске. Позднее, вернувшись в деревню, я установил наше с ним родство –  в седьмом колене  у нас был общий предок АввАкумов Иван Михеевич 1753-1802г.г.

      В конце июня я планировал выезд из своей деревни на пару недель в Архангельск по личным обстоятельствам и поэтому договаривался на это время со своими новыми родственниками о встречах. Они обещали подготовить мне всю информацию, которую найдут и вспомнят обо всех АбакУмовых. До встречи я изредка созванивался с некоторыми из них. Мне нужны были  ответы на ряд вопросов, потому что я продолжал работать с данными переписи населения 1897 года, а терпения ждать у меня иногда не хватало. Наше древо уже разрослось до 400 человек (примерно).

      Теперь небольшое лирическое отступление.

      Параллельно всем этим делам и деревенским заботам, в  июне, я прочитал исторический роман Владимира Личутина «Раскол» в трех томах (2008г.), посвященный церковным событиям второй половины семнадцатого века. При этом я обращал свое наибольшее внимание исключительно на биографическую сторону жизни некоторых из главных героев, т.е. на более объективную составляющую канвы романа. Понимая, что роман является художественным произведением, мне все-таки бросилось в глаза несколько разных исторических несоответствий, да и описание автором некоторых персонажей я не смог принять. Наверное, роман рассчитан на  людей, которые совсем не знают историю того времени, житие протопопа АввАкума и его семьи, хотя они и слышали со школьной скамьи что-то о расколе и о Никоне. Честно говоря, я до недавнего времени тоже относился к ним, а значит раньше бы ничего не заметил и все бы принял на веру. Но теперь мне  стало бросаться в глаза не соответствие подходов автора к тем или другим историческим событиям, к описанию некоторых исторических лиц с моими представлениями о них. Я не хочу настаивать на своей точке зрения и не буду приводить здесь примеры из истории того времени, просто предлагаю всем, кто читает эти записки самим составить свое мнение о романе, прочитав его. Будьте готовы к своеобразному и «тяжелому языку» автора.

      Затем, так уж совпало, буквально через месяц, я с большим удовольствием посмотрел на компьютере художественный фильм Николая  Досталя под тем же названием «Раскол», в двадцати сериях (2011г.). Фильм снят не по роману В.Личутина. В целом фильм понравился, но замечания те же, что и  по книге. Только ляпы другие, свои. Кроме того, лично у меня есть претензии к подбору некоторых женских персонажей, их однотипности по «фактуре» и одежде, мне было сложно быстро и однозначно их идентифицировать по ходу сюжета. Но все равно рекомендую посмотреть.

      В моей голове к этому времени уже сложилось определенное представление о жизни и характерах протопопа АввАкума, его детей, боярыни Морозовой, юродивого Федора, поэтому-то оба произведения мне были чрезвычайно интересны с точки зрения показа их «биографической» жизни и описания их как личностей. Духовную составляющую я здесь опускаю.

      Возвратимся к теме.

      В конце июня в Архангельск мне пришлось вернуться поездом, а не на машине, поэтому все запланированные встречи я передвинул на вторую половину июля, когда мы с женой Галиной (в период ее отпуска) будем возвращаться в деревню.

      По приезду в город, 30 июня я, предварительно созвонившись, встретился с Александром Васильевичем АбакУмовым. Мы пообщались, сфотографировались, посмотрели его архивные документы и тут я понял недостатки его справки – у него были архивные данные только по исповедным книгам. Ни ревизских сказок, ни метрических книг - экономия денег или другие обстоятельства привели к недостатку информации из архива. Хотя  даже тех данных ему вполне хватило бы для построения его семейного древа до Власа включительно. Но и то, что я увидел, помогло устранить уже мою ошибку в идентификации его ветви.

      В этот же период я решился и опубликовал результаты поиска своих корней в интернете на сайте «Проза.ру». Мне подумалось, что это будет наилучшим вариантом распространения  и более простого ознакомления моих потенциальных кровных родственников с  нашей «Легендой о …».

      В субботу 19 июля 2014г. я, с женой Галиной, на машине снова выехал из Архангельска в Устьянский район. По дороге заехали в Монастырек, где мы встретились и познакомились  с новыми родственниками: Дубровиной Галиной Никандровной (в дев. Абакумова, 1946г.р.) и Абакумовой Татьяной Гурьевной (в девичестве  тоже Абакумова, 1931г.р.) Я подробно  расспросил и записал все их воспоминания о своей родне для дальнейшей работы. У меня в древе добавилось еще несколько кровных браков – их стало уже 14! Очень коротко мы повстречались и с Ниной Федоровной Лукиной – надо было ехать дальше.

      В Морже меня уже ждала Ольга Федоровна Тюкина (в дев.Абакумова). Она приготовила мне всю найденную информацию по Моржегорам, которую позже я обработал. Еще несколько белых пятен удалось проявить, а одна из записей с кладбища Монастырька нашла свое место в древе. Там же впервые я увиделся с Александром Дмитриевичем Абакумовым (весной не удалось с ним познакомиться), который предоставил мне свою родословную, составленную ранее его отцом по памяти. В дальнейшем я проанализировал этот документ – к сожалению, он имел довольно много недостатков – у него полностью отсутствовали какие-либо даты, были ошибки в именах и присутствовали разветвленные женские линии. Тем не менее, даже такие несовершенные данные дают много информации и помогают разобраться в родовых связях. А в Двинском Березнике я получил от Виктора Владимировича Абакумова (дьяка церкви)  вариант списка его семьи. Всего же добавилось более 50-ти новых имен.

      В разговорах со своими новыми дальними родственниками я обратил внимание на ударение, которое они ставят в фамилии АбАкумов – на втором слоге, а не на третьем как я! Другими словами, в течение трехсот лет ударение от имени АввАкум передавалось в глубинке из поколения в поколение без изменений. В городском же варианте, уже в двадцатом веке, это ударение перешло на третий слог.

      В конце июля (25-го) я решился написать письмо в деревню Ичково Холмогорского района. Дело в том, что  там, в нескольких рядом стоящих деревнях: Копачево,Пятково,Ичково, Ступино и Орлецы сегодня компактно проживают многочисленные АбакУмовы и я задумал на этом примере попытаться выяснить истоки появления нашей фамилии в этом месте. Пришлось отправить послание почти по А.П.Чехову «на деревню дедушке». В письме я кратко рассказал о своей работе, указал для ознакомления источник информации в интернете, свой телефон и попросил передать это письмо тем Абакумовым, кто заинтересуется своей родословной. Ровно через месяц в конце августа, день в день, раздался телефонный звонок. Мне позвонила Калинина Антонина Павловна 1959г.р. (в дев.Абакумова) из деревни Орлецы, которая расположена относительно недалеко  от Ичково. Оказывается, ей передали мое послание, она заинтересовалась нашей общей историей семьи и вышла на меня. Она  рассказала все что знала о своей семье до деда включительно, причем с годами жизни. Ее дед – Петр Григорьевич Абакумов проживал в Ичково в 1879-1949г.г.

      Однако, этих данных, к сожалению, оказалось не достаточно для привязки ее семьи к какой-либо  нашей ветви.  Другими словами ее прадед Григорий не мог быть рожденным в д.Монастырек. Либо он  родился в той ветви, которая пока мной до конца не изучена. Надо копать глубже. А.П. согласилась  выяснить все, что можно по нашей фамилии в этих  деревнях. Мы договорились о поддержании дальнейшей связи.

      Дело в том, что хотя д.Ичково и стоит вроде бы на Холмогорском тракте, но расположена она относительно дороги за рекой Северная Двина, поэтому добраться туда довольно сложно. Моста нет, а на переправу туда и обратно, на поиски и встречи, знакомство с местом жизни Абакумовых и местами их захоронений требуется очень много времени. Попутно такие вещи не делаются. Если возникнет необходимость, то возможно придется запланировать специальную зимнюю поездку из Архангельска – расстояние то небольшое.

      В Устьянском райцентре я решил заказать визитки в местной типографии с указанием сайта, на котором опубликована  моя работа «Легенда о происхождении фамилии и рода Абакумовых». В них же приведены мои: электронный адрес и номер телефона. Буквально перед самым отъездом в Архангельск я их получил. Они помогут потенциальным родственникам проще и быстрее найти опубликованную «Легенду о …» в интернете  и при желании дадут им возможность  связаться со мной.

      20 сентября, закончив все с/х работы в деревне и нагрузившись припасами на зиму, я на машине выехал в Архангельск. По дороге  заехал на Моржевское кладбище и  часа два ходил по нему. Мне удалось найти 16 захоронений под фамилией Абакумовых, которые я и сфотографировал. К сожалению, у меня не было в провожатых ни кого из местных старожилов и я наверняка пропустил много своих прямых родственников по женской линии, т.к. при замужестве они меняли свою семью и были захоронены под другими фамилиями, знание их для меня было бы более ценно. Однако, и из этих найденных захоронений в большинстве своем оказались женщины: кто они? Чьи жены? Надо устанавливать.

      В Морже я зашел к Александру Дмитриевичу, познакомился с его женой Валентиной Владимировной 1959г.р. и мы проговорили около часа. Я отдал ему пару своих новых визиток.

      К большому сожалению из Монастырька все жители в этот день разъехались по своим делам и я ни с кем из них не смог в этот год больше увидеться.

      По возвращению в Архангельск я продолжил свою летнюю исследовательскую работу уже на компьютере. Подготовил несколько новых заявок в Архангельский архив. Начал составлять в табличной форме список всех Абакумовых с привязкой их к семейному древу. Это поможет мне в будущем облегчить поиск имен в электронном варианте древа семьи, исключить ошибки, повторения и делать,  при необходимости, различные аналитические сортировки и выборки. Как оказалось, работа заняла много времени и закончить ее до окончания составления древа мне не удастся. Кроме того я продолжил поиски на военных сайтах.

      Приходится снова ждать результаты запроса из Архангельского архива. А «ждать и догонять» хуже не бывает. Заявку примут только в декабре, ответ, в лучшем случае, получу весной 2015 года. Окончание работы – конец года. Вот такой получается расклад на сегодня. Но у меня выбора уже нет.

      Если подвести итог этого периода, то он оказался очень плодотворным. Он принес мне огромное удовлетворение и надежду на удачное завершение моих замыслов. Боюсь только, что возникнут новые цели и остановиться будет сложно. Но я попробую.

Продолжение следует.


Рецензии