Размышления о пользе занятий музыкой

          Мой давний приятель, многие годы проработавший преподавателем в музыкальной школе, при очередной встрече со мной поделился историей из своих педагогических будней. Его незамысловатый рассказ послужил мне поводом к штурму более абстрактных сфер, а именно: я серьёзно задумался над смыслом музыкального образования как такового. Но прежде, чем познакомить вас с выводами, к которым я пришёл, будет целесообразным изложить вкратце упомянутый рассказ.
          «В последнее время мне почему-то всё чаще становится грустно, – так начал своё повествование мой приятель. – Вот на днях ко мне заглянул папа одного из моих горе-учеников, и обратился ко мне с "личной просьбой": научить его чадо "аккордам", дабы с помощью оных чадо начало осваивать песни "для дружеской компании". В родительском желании я не увидел ничего предосудительного. Более того, я сам всегда с удовольствием занимаюсь аккомпанементом с учениками (если, конечно, позволяют обстоятельства). Словом, всё было в рамках дозволенного, кроме одного "но". Мой слух неприятно резанула фраза, вскользь брошенная моим гостем. "Ведь согласитесь, – произнёс папа, – умение петь под аккорды пригодиться моему сыну в дальнейшей жизни, а вот игра классических пьес…" Тут он деликатно умолк и лишь развёл руками, сделав на лице удручённую гримасу, видимо, давая этим самым понять, что серьёзная музыка не пригодиться ни в туристическом походе, ни в армии, ни на вечеринке, словом, занятие это – почти пустяшное и уж точно бесперспективное, с одной лишь радостью – получить аттестат выпускника музыкальной школы. Я, признаться, в первый момент растерялся и не нашёлся чем ответить, хотя всем своим существом чувствовал неправоту своего собеседника...»
          На этом месте мой приятель сделал артистическую паузу, хитровато улыбнулся и вдруг огорошил меня вопросом: «А вот что бы ТЫ ответил ему, оказавшись на моём месте?»
          Я не был готов к такому "полицейскому развороту", поэтому недоуменно пожал плечами и отделался некоей дежурной фразой. Когда же мы расстались, то всерьёз задумался над вопросом о пользе музыки. И пришёл вот к каким выводам.
          Музыка в чём-то сродни религиозной практике. А значит, ответ на поставленный вопрос нужно искать именно в этой плоскости.
          Какая польза от того, что человек посещает храмовые богослужения? Разве не разумней было бы потратить воскресное время на более полезные занятия, в числе коих: работа на дачном участке, рыбалка, охота, футбольный матч, ресторан, эстрадный концерт и т.д.? Тем не менее, верующий человек по воскресеньям, а то и чаще, ходит именно в храм, а не в указанные места. Почему? Наверное, потому, что понимает: польза от всего перечисленного касается лишь нашего смертного естества, а польза от участия в богослужении касается бессмертного – души. Действительно, главная цель религиозной практики – СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУШИ через совокупное воздействие на неё благодати Святого Духа, силы нашей разумной воли (благочестия) и волшебства церковного искусства (музыки и живописи). Эту же цель можно выразить по-другому: она состоит в возрастании человеческого духа от силы к силе, его пробуждении из глубокого сна, его реанимации, если хотите.
          Проведём теперь параллель с занятиями академической музыкой в школе. У них та же самая цель. Штудируя высокохудожественную пьесу, ученик в первую очередь работает не над исполнительским аппаратом, а над собственной душой. Все сопутствующие плюсы: сценический успех, укрепление своего авторитета в компании сверстников, возможный будущий заработок и прочее – всё это второстепенно, как второстепенен меркантильный интерес от посещения храма.
          Перефразируя чью-то известную мысль, можно сказать, что пользу от музыки нельзя пощупать (как денежную купюру), но её можно ОЩУТИТЬ. И если плод духовный, по слову апостола Павла, есть "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22), то плод музыкальный есть большинство из того, что перечислил Апостол языков, плюс гармоническое развитие всех психических функций личности: мышления, памяти, восприятия, воли, эмоций, – своего рода, общая психокоррекция личности. Мы часто удивляемся, почему в нашей современной "рыночной" жизни всё чаще встречаются люди с психопатическими наклонностями, неуравновешенные, необузданные, агрессивные, неумеющие общаться и понимать друг друга. Одна из причин этого явления кроется в том, что занятия серьёзной музыкой стали не в чести. Их заменило либо пение "шансона" под рюмку, либо "хочу-в-шоу-бизнес". О душе, к сожалению, вспоминают всё реже и реже. Душа стала лишней…
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
         
          Когда при очередной нашей встрече я поведал вышеизложенные мысли моему приятелю-музыканту, тот, изобразив на лице комично-глубокомысленную гримасу, театрально воскликнул: «О Горацио, ну почему же тебя не было рядом, когда я отбивался от моих печенегов!»
___________________

P.S. Интересную статью о музыке нашёл вот здесь: http://www.pravoslavie.ru/119740.html


Рецензии
Спасибо за такие, с моей точки зрения, очень актуальные и правильные рассуждения. Совершенно с Вами согласна.
С уважением, Ирина.

Ирина Шатуновская   10.07.2015 08:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Очень рад, что встретил единомышленника.
С низким поклоном, Патрикей )))

Патрикей Васильков   10.07.2015 09:05   Заявить о нарушении