Психоархитектоника. Часть II. Природный дух

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Введение во вторую часть.

С развитием организма происходит его дифференциация на органы и системы органов. Среди этих систем выделяется  нервная система, которая также дифференцируется на периферическую и центральную, т.е. головной мозг. Говоря старинным языком, внутри тела формируется интеллект, то есть то, что находится в теле и пронизывает его целиком. Интеллект – управляющая подсистема тела, которое является системой, т.е. целым, с различными степенями целостности. Здесь можно вспомнить и греческое понятие энтелехии (Entelechie; от греч. en — «в», telos — «цель» и echein — «иметь; то, что имеет цель в самом себе»), и латинское понятие интеллигенции (Intelligentia), как способности понимать, и т.п.

Деятельность интеллекта и есть психическая деятельность, или просто психика. Первоначально это психика больше природна, чем социальна. Хотя и в своём природном, диком, состоянии, в ней наблюдаются признаки социальности (взаимодействия с себе подобными, общения, рассудочной и разумной деятельности,  социальной иерархии, и т.д.). Но поскольку первоначальная психическая деятельность направлена на непосредственное выживание, сохранение вида и индивида,  и непосредственное, больше пассивное (нетехническое) приспособление к среде, то мы и называем эту психику природной, или животной. Она есть у всех животных, в том числе  и у человека.

Психика раздваивается на две сферы: ту, которая обслуживает непосредственный контакт организма с внешней средой (экстеропсихика), и ту, которая обслуживает внутренние последствия  этого внешнего контакта, т.е. внутренние состояния комфорта и дискомфорта, мотивационные состояния и процессы (интеропсихика).  Экстеропсихика развивается из второго уровня соматопсихики, т.е. из тетрады «жизнь - сохранение - воспроизведение - интерес». А интеропсихика – из третьего уровня соматопсихики: «интерес – состояние - влечение - склонность». Здесь же необходимо сказать, что социопсихика, надстраивающаяся над соматопсихикой, создаётся через объединение экстеропсихики и интеропсихики, и является развитием четвёртого уровня соматопсихики - тетрады  «склонность – потребность – способность - ориентировка». Если основанием соматопсихики была деятельность (жизнедеятельность) как простое взаимодействие организма со средой, то основанием социопсихики является труд (трудовая деятельность) как взаимосодействие (кооперация) людей в опосредствованном различными орудиями взаимодействии с природой. 

Экстеропсихику я называю духом, точнее, природным духом.  Интеропсихику – душой, природной душой. Поскольку дух и душа здесь находятся в непосредственной связи с телом (Corpus animalis, Animum), то и природный дух предстаёт перед нами как Animus, а природная душа – как Anima. Это несколько роднит мою концепцию со взглядами Юнга, который делил психику на мужскую (animus) и женскую (anima). Здесь также можно вспомнить и концепцию Геодакяна о половой дифференциации психики. В ней утверждается, что мужская роль в основном была связана с внешним пространством, в ориентации в нём и поиске добычи (охоте), а женская – с внутренним пространством семейного очага, рождения и воспитания детей, ориентацией на отношения. Психика каждого живого организма, таким образом, оказывается бисексуальной. В этом кроется возможность неадекватного акцента в деятельности и развитии индивида на том, что не является традиционным в культуре.  Эта неадекватность в развитии приводит к несоответствию внешнего пола индивида и его внутренней половой идентификации. Внешне человек может быть мужчиной, а внутри – женщиной. И наоборот.

Следовательно,  предметная деятельность дифференцируется внутри себя на ориентировочно-поисковую и оценочную.
С помощью ориентировочно-поисковой деятельности животное обследует окружающую среду, ищет в ней необходимые для жизни предметы и находит их, решая сложные интеллектуальные задачи. А с помощью оценочной деятельности соотносит найденное со своим внутренним состоянием. (Это похоже на то, как муж собрал в лесу грибов, а жена выкинула половину из них как несъедобные).  Оценка, проба на вкус, наблюдение за собственным состоянием и состоянием других сородичей, попробовавших то же самое блюдо, вырабатывает отношение к нему, как: вкусному, безвкусному, противному; как к полезному, бесполезному, вредному; положительному, нейтральному, отрицательному; добру, никакому, злу; напрягающему, спокойному, расслабляющему; волнующему, безразличному, депрессивному; и т.д., и т.п.

То есть основной (лежащий в основании) процесс или функция Природного Духа – это Ориентировка, развитая форма Отражения. Основная функция Природной Души – это Отношение, развитая форма Выражения. Поэтому можно выписать следующее сопоставление двух триад:

       Тело ------------- Природный дух --------------- Природная душа
Деятельность ------    Ориентировка    ---------------    Отношение

Надо сказать, что "экстеропсихика" и "интеропсихика" - весьма условные, или приблизительные, термины. Если говорить точнее, то оказывается, что природный дух, основывающийся на ориентировочно-исследовательской деятельности, экстеро-интеропсихичен. Ведь ориентировка, как развитая форма отражения, осуществляет переход из внешнего во внутренее, так сказать, идеализацию материального, или отображение объектов внешнего материального мира во внутренних образах субъекта. Природная душа, в свою очередь, оказывается интеро-экстеропсихичной, поскольку она есть развитая форма выражения внутренних состояний субъекта, т.е. перехода изнутри наружу, или обнаружение вовне того, что он испытывает внутри себя. По-другому это можно назвать материальным воплощением идеального (образного). Выразить своё отношение к какому-либо предмету или явлению внешнего или внутреннего мира можно только с помощью телодвижений (жестов, мимики, звуков, знаков, слов и речей).   

В следующих четырёх главах мы и займёмся рассмотрением уровней иерархии природного духа, или, как говорят, невербального интеллекта. Его ещё можно назвать эмпирическим интеллектом, т.к. он непосредственно связан с эмпирической (опытной) деятельностью. 


Рецензии