Аскольд и Эдгард Запашные выбрали Трезвость

Аскольд и Эдгард Запашные – заслуженные артисты России, обладатели национальной премии “ЦиркЪ”, дважды обладатели международных призов “Золотой лев” и “Золотая тройка”. Трюк “Прыжок верхом на льве” занесен в Книгу рекордов Гиннесса: «Меня никто и никогда не поймает за бокалом вина. Я не пью», «Я не пью принципиально. Для меня нет надобности, нет ни одной причины, которая побудила бы меня отравить себя алкоголем».

Интервью из номера журнала "Трезвое слово"

— Я прочитала в ваших интервью, что вы стоите на трезвеннических позициях.

— Я бы сказал, на радикально трезвеннических.

— Как вы пришли к этому?

— Сложно ответить на этот вопрос. Мне его часто задают. Почему-то некоторые Россию называют страной алкоголиков и этим вроде гордятся. Люди удивляются даже, как здесь можно не пить? Меня спрашивают: “Ты не пьешь, потому что болеешь? Или у тебя какое-то другое увлечение? Ты, наверное, наркоман?” То есть разные глупости говорят, так как не могут принять и понять моего такого отношения к спиртному. Просто это моя позиция. Я не пью принципиально. А как я к этому пришёл? Прежде всего, это, конечно же, воспитание. Мой папа был прекрасным примером того, что можно жить и не пить. Я считаю, что родители, которые своим примером показывают хорошее, правы больше, нежели те, которые дают детям умные книжки и при этом ведут себя так, как им хочется. Как часто бывает: человек, который сам курит, рассказывает своему сыну или дочери, что курить – это плохо. Поэтому первично воспитание – то, что заложили в нас родители. С того времени, как начал анализировать жизнь и понимать, как и что устроено, я получил огромное количество примеров, которые подтвердили мне мою правоту. Правоту в том, что нет для меня ни одного повода, чтобы выпить. Я искренне расстраиваюсь по поводу алкоголизации нашего народа. Регулярное употребление спиртного рождает внутреннюю недисциплинированность человека. Каждый находит себе оправдание: “А что страшного? Я расслабился и всё”. Но к чему это расслабление может привести? Мой друг сидит в тюрьме, потому что он сбил пьяную девушку, которая так расслабилась, что перебегала на красный сигнал светофора.

— То есть день рождения или любой другой праздник для вас не является поводом выпить? Вы не видите в этом смысла?

— Признаюсь честно, для меня нет надобности, нет ни одной причины, которая побудила бы меня отравить себя алкоголем. Мне говорили, что алкоголь якобы успокаивает, расслабляет. Я научился за свою жизнь успокаиваться и расслабляться без спиртного. Видел, как люди калечились. Мой дедушка погиб от когтей хищников, потому что немного выпил. Выпившие люди доставляют массу неприятностей окружающим. А я уважаю людей, уважаю и себя в том числе. Когда на вечеринке кто-то выпивает и начинает портить мне настроение, хотя бы тем, что, например, раздражает повторяющимися поступками и рассказами, я понимаю, что этот человек потерял контроль над собой. Он совершенно беззаботен, но это неуважение ко мне. В моей жизни был и такой случай, когда пьяные люди чуть не проломили мне голову, а однажды меня чуть не застрелил на улице пьяный человек, который просто в таком состоянии достал пистолет, перепутав меня с кем-то.

— Как окружающие отнеслись к вашей трезвой позиции?

— Были различные жизненные ситуации. Я прошёл через всё. От простых убеждений, когда мне говорили: “Да выпей, ничего страшного”, – до чуть ли не требований, когда на тебя давит компания, давит статус. Я был в компании очень уважаемых людей, где по умолчанию нужно выпить, и я умудрялся там не пить. Для самозащиты от тех, кто активно предлагает мне выпить, говорю, что животное не переносит запаха алкоголя, тогда от меня быстро отстают.

— Каково ваше отношение к антиалкогольной рекламе?

— К сожалению, качественной, талантливой антиалкогольной рекламы практически нет. Когда социальная реклама, либо слишком навязчива, либо слишком наигранна, то она начинает вызывать отторжение. Молодёжь воспринимает её иронически. Пропаганда трезвого образа жизни, безусловно, нужна, но качественная, профессионально сделанная. Чтобы дать злу победить, нужно просто быть инфантильным человеком. Есть и поговорка на этот счёт: единственное, что нужно для триумфа зла – это чтоб хорошие люди ничего не делали. То есть когда хорошие люди закрывают глаза, то пагубные привычки быстро захватывают молодёжь. Пивные корпорации заинтересованы в увеличении количества потребителей. Рекламные компании для продвижения спиртных напитков очень хорошо просчитывают, как действовать на подсознание, на психологию человека, на желания.

— Как сформировать основы трезвенного воспитания?

— Прежде всего, конечно, в семье. Через пример са мих родителей. Должна быть также грамотная антиалкогольная государственная политика, не для отчётности, а на деле. Хорошие тенденции – появление изданий, подобных вашему “Трезвому слову”. Но, естественно, они не коммерческие, не поддерживаются в полной мере ни государством, ни влиятельными людьми. Пока не будет поддержки людей, действительно заинтересованных в том, чтобы это работало, до тех пор инициативных людей будут просто гасить. Трудно сказать, как победить это алкогольное зло, потому что оно слишком всеобъемлюще. И, конечно, нужно начинать с себя. Если человек не уважает окружающих, то с ним вообще не о чем говорить. Он руководствуется совершенно другими жизненными критериями.

— И все же, как можно привлечь людей к трезвой жизни?

— Я считаю, что есть очень простое правило: если хочешь изменить мир, начни с себя.

Беседовала Екатерина Трефилова


Рецензии