Каменев - напарник Зиновьева

КАМЕНЕВ (РОЗЕНФЕЛЬД) ЛЕВ БОРИСОВИЧ (1883, Москва - 1936, Москва), В ноябре 1917 - председатель ВЦИК. В 1918 - 1926 - председатель Моссовета, заместитель председателя СНК СССР, директор издательства “Academia”.

К концу 1918 года... я очутился сотрудником Тео, т.е. театрального отдела Наркомпроса... Им заведовала Олга Давыдовна Каменева, жена Льва Каменева и сестра Троцкого, существо безличное, не то зубной врач, не то акушерка.
                В. Ходасевич

«В 1923 – 24 вместе с Зиновьевым участвовал в борьбе с троцкизмом. В 1925 сам стал в оппозицию, в 1926 вступил в блок с Троцким и до 1928 был одним из активнейших вождем оппозиции». МСЭ, 1929

Был в Москве у Каменева, говорил ему о “свинстве”, а он в каких-то забытых мною выражениях вывел так, что они-то (властители) не хотят свинства, и вовсе они не свиньи, а материал свинский (русский народ), что с этим народом ничего не поделаешь.
                “Дневник” Пришвина, 1920

...Каменев омерзительнеший из людей, падаль человеческая... Что расстреляли собаку - страшно рад.
                Н. Бухарин в письме к К. Ворошилову

На свое несчастье, Лев Борисович Каменев находится на поводу у Зиновьева, который увлекает его и затягивает во все политические комбинации... Человек он умный, образованный, с талантами хорошего государственного работника... Женат он на сестре Троцкого, Ольге Давыдовне (расстреляна в 1941). Сын его, Лютик, еще очень молод, но уже широко идет по пути, которые в партии называются “буржуазным разложением”. Написана даже пьеса “Сын Наркома”, в которой выведен Лютик Каменев.
____________________
…В области интриг, хитрости и цепкости Каменев совсем слаб. Официально он «сидит на Москве» — столица считается такой же его вотчиной, как Ленинград у Зиновьева.
                Б. Бажанов - секретарь Сталина

- А какой самостоятельный - вы и представить себе не можете! В прошлом году пристал, чтобы мы его отпустили на Волгу с товарищем Раскольниковым. Мы не хотели пускать - опасно все-таки - но он настоял на своем. Я потом говорю товарищу Раскольникову: “Он, наверное, вам мешал? И не рады были, что взяли?” А товарищ Раскольников отвечает:Что вы! да он у вас молодчина! Приехали мы с ним в Нижний. Там всякого народа ждет меня по делам - видимо-невидимо. А он взял револьвер, стал у моих дверей - никого не пустил!” Вернулся наш Лютик совсем другим: возмужал, окреп, вырос... Товарищ Раскольников тогда командовал флотом. И представьте - он нашего Лютика там, на Волге, одел по-матросски: морская куртка, матросская шапочка, фуфайка такая, знаете, полосатая. Даже башмаки - как матросы носят. Ну настоящий матросик!
                В. Ходасевич (монолог Ольги Давыдовны Каменевой)

Вполне вероятно, что Лютика Розенфельда одевали  в матросские одежды убитого царевича Алексея, так как Раскольников плавал по Волге на царской яхте “Межень”. 

Оба сына Каменева от брака с О. Д. Бронштейн — лётчик Александр Каменев (1906—1937) и Юрий Каменев (1921—1938). Эти сыновья не просто сыновья Каменева, они еще и племянники Троцкого. Этим родственным фактом  судьба мажора Лютика и его брата была предрешена. (Прокурат)

* * *
2 мая 1921. Вдруг идет к нам в шолковом пребезобразном шарфе беременная и  экзальтированная г-жа Коган. “У меня машина. Идем”. Машина - чудо, бывшая Николая Второго, колеса двойные, ревет как белуга. Добыли у Каменева. Сын Каменева с глуповатым и наглым лицом беспросветно испорченного хаменка.
___________________________
20 декабря 1934. В “Academia” носятся слухи, что уже 4 дня как арестован Каменев. Никто ничего определенного не говорит, но по умолчаниям можно заключить, что это так. Неужели он такой негодяй? Неужели он имел какое-нб. отношение к убийству Кирова? В таком случае он лицемер сверхестественный, т.к. к гробу Кирова он шел вместе со мной в глубоком горе, негодуя против гнусного убийцы. И притворялся, что занят исключительно литературой.... а между тем...
________________________
18 января 1935. …А я-то верил, что Каменев и вправду волнуется по поводу перводов Шекспира, озабочен юбилеем Пушкина, хлопочет о журнале Пушкинского Дома и что вся его жизнь у нас на ладони. Мне казалось, что он сам убедился, что в политике он ломаный грош, и вот искренне ушел в лит-ру - выполняя предначертания партии. Все знали, что в феврале он будет  выбран в академики, что Горький наметил  его директором Всесоюзного Института Литературы...

....Приятная его манера обращения с каждым писателем (на равной ноге) сделала то, что он расположил к себе: 1. всех литературоведов, гнездящихся в Пушкинском Доме; 2. всех переводчиков, гнездящихся в “Academia” и проч., и проч., и проч. Понемногу он стал пользоваться в литер. среде некоторым моральным авторитетом - и все это, оказывается, было ширмой для него, как для политического авантюриста...
                К. Чуковский
* * *

Каменев предпочитал погибать именно как бандит без политической программы…
                Радек (из заключительной речи на процессе)

Враг коварен! Коварного врага щадить нельзя. Весь народ поднялся на ноги при первом сообщении об этом кошмарном злодействе. Весь народ трепещет и негодует. И я, как представитель государственного обвинения, присоединяю и свой возмущенный, негодующий голос государственного обвинителя к этому гулу миллионов!
…Взбесившихся собак я требую расстрелять — всех до одного!
                А.Я. Вышинский «Судебные речи»


Рецензии