Артист

                Артист
           (на конкурсе «Большой финал 2013» в шорт- листе)
       
        Артист c удовольствием вдыхал влажный теплый воздух, радуясь весне, сухим тротуарам, залитому солнцем голубому небу. Он был доволен собой – невысокий, крепкий, плотный, густые седые волосы; поношенный, но чистый и выутюженный костюм отлично сидит на нем, белая рубашка, начищенные до блеска ботинки – он, по привычке, очень чистоплотен. Зашел в подъезд, поднялся по лестнице. Впереди шла высокая, молодая женщина. Он ускорил шаг, чтобы догнать ее. Она обернулась на взгляд, увидала пожилого мужчину и равнодушно отвернулась. Невнимание к нему не царапнуло по самолюбию – что делать, возраст - но он хорошо помнил то – еще недавнее - время, когда интересовал женщин и они страстно интересовали его; и он жалел о том, что чувство притяжения между мужчиной и женщиной, наполнявшее его энергией и будившее в нем желания, теперь ушло от него.
        Дверь открыл товарищ. Он показался артисту больным и старым; и он передумал звать его с собой на прогулку – ему хотелось прогуляться по городу с веселыми мыслями, чувствуя себя еще молодым и здоровым. Заговорил по существу – попросил денег. Приятель, бывший тренер по плаванью – худой, высокий, с бледным желтоватым лицом ходил по комнате, переставляя мелкие предметы с места на место, как-будто не слыша его. Он закашлялся – нельзя было стоять перед открытым окном – таки простыл; и заметив, что тренер отступил подальше, боясь инфекции, усилил кашель, направляя его в сторону товарища – авось, чтобы скорей выпроводить – поторопится с деньгами.  Тренер приподнял бесцветные брови над маленькими карими глазами:
        «Ты знаешь, я как-то прочел роман одного писателя, который болел туберкулезом в годы, когда лекарств против этой болезни еще не было. Он сумел выздороветь и написал о себе. Важным правилом для выздоровления было то, что он не позволял себе кашлять, потому что во время кашля бронхи трутся и инфекция проникает глубже в легкие. Я это выполняю при простуде – сдерживаю кашель, как могу - и выздоравливаю намного быстрей. Ты попробуй, это отличный совет.»
        Артист барабанил пальцами по столу:
        «Я пятьдесят три года проработал в нашем театре русской драмы. Я был ведущим артистом. А теперь, на старости лет, я голодаю – это как, а? Это пенсия, а?!»
        Он вызывал у тренера сильное раздражение. Артист брал взаймы небольшими суммами, но часто, и почти каждый раз у него, – и долги он не отдавал. Тренер давно разорвал бы с ним отношения, но они были приятелями еще с юных лет - он хорошо знал артиста и мог легко с ним общаться – и это было важно для него, потому что при его желчном характере он трудно сходился с людьми, тем более теперь, когда он уже далеко не молод.
        «Он бедный... Он был бедным в институте, и в годы своего расцвета, и в зрелом возрасте. У него не было, а у других было. И к женщинам пристраивался к тем, у которых было... А, когда он состарился, они его выгнали. И теперь – он бедный, а я богатый...»
        Тренер неприязненно смотрел на приятеля:
        «Не плачь. У бедности в старости тоже есть свои преимущества.»
        «Это какие же?!» - полюбопытствовал артист.
        «А вот... Разговаривал я недавно с отличными специалистами хирургами  о своей проблеме. Один говорит, что нужна операция, а другой, что может лучше не рисковать. И я тут уже какой день в раздумье – решиться мне на операцию или может лучше не надо...? А вот не было бы у меня денег на операцию – то и думать было бы не над чем, и решение принимать не надо - идет как идет -  нормально.»
        «М-да...» - протянул артист.
        «А вот еще. Я замечаю, что у меня теперь нет желаний. А наличие желаний – это мощный стимул для человека. Они  необходимы ему также, как труд. Хотя, наверное, это взаимосвязано –  «будем трудиться ибо труд отец удовольствия.» А бедный человек имеет желание – досыта наесться - и это желание не проходит... Хотя желание любви тоже не проходит – и это не зависит от возраста.»
        Артист кивнул, соглашаясь.
        «Но желание любви в старости остается на уровне чувствования, оно не требует реального воплощения. А желание вкусно и досыта поесть – реально и постоянно. Мне вот из дому выходить не хочется. А угроза голода вынуждает человека действоать, бороться; и, главное, что он забывает о том, что он уже старый, ненужный... и это важно.»
       Артист понял, что сегодня он деньги у приятеля не получит. Он встал, распрямил плечи, выгнул колесом грудь и снизу вверх сердито посмотрел на товарища:
        «Скажи, а ты хотел бы оказаться среди преимуществ бедности в старости?»
        «Что...?  Нет, ни в коем случае.»
        Артист направился к двери.
        «Подожди - тренер достал деньги и протянул артисту. – Я тут наговорил... глупость. Это весна. Знаешь у Пушкина – «весной я болен».
        «Спасибо. Ты не хандри.»
        «Угу...»
        Тренер смотрел в окно, как артист идет по улице,  держа прямо спину и высоко подняв голову, и насмешливо улыбался: «Молодец.»


Рецензии