Волки и лоси

   
  В начале 50 х годов прошлого столетия, когда телевизоров еще не было, взрослое население Нарьян – Мара развлекало себя пересказывая один другому всевозможные были и небыли. Одной из них был леденящий душу рассказ, как жители Архангельска, случайно оказавшиеся на территории кладбища, услышали детский плач, издаваемый заживо похороненным ребенком.   
 Не менее жуткую историю, я услышал от профессионального охотника. Город в то время был наполнен паническими слухами о нападении волков и песцов, зараженных бешенством, на людей и собак. Этот охотник рассказывал всем, что он сам подвергся нападению бешенных волков, когда ехал по тундре на собачьей упряжке. Его спасло только то, что волки набросились сначала на собак. Пока они пожирали его собачек, он сумел залезть под сани, предварительно набросив на них брезент, придавив края его полозьями саней. Учитывая, что охотник вернулся из тундры без своих собак, таща на себе сани- утицы, то многие верили его рассказу. Хотя и не все. Утицами русские жители Нарьян – Мара называли сани длиной около 1.5  метров, шириной 60-70 см и высотой от 20 до 60 см., под которые, действительно, можно было залесть.   
Вскоре мне, что называется,  на собственной шкуре, пришлось убедиться в реальности угрозы нападения волков. Об этом случае я написал в рассказе «Лысан», выдержку из которого, касающуюся волков, приведу: 
Управляя  лошадками, я приобрёл опыт, как их погонять, особенно в тех случаях, когда путь лежал за черту города. Плети возчика-профессионала у меня не было. Зато вдоль проложенных по льду санных дорог стояли вехи, от которых не возбранялось отломить подходящую вицу.
Особенно много вех я переломал в морозную ночь января 1952 года. Работая в школе деревни Оксино, сестра Татьяна с подружкой на Новый год и зимние каникулы пришли в город, преодолев путь около сорока километров. К моменту их возвращения нагрянули крещенские морозы, путешествие в такой холод становилось проблемой, но невыход на работу в те времена мог привести к непредсказуемым последствиям.  Поэтому мать пошла к завхозу техникума Андрияну Носову просить лошадь подвезти девушек до деревни Бедовое, то есть до половины пути. Он ответил, что рано утром собирается  ехать за сеном, поэтому может выделить только Упрямца, которого все возчики отказались брать наотрез. Маме ничего не оставалось, как согласиться и собрать в дорогу Татьяну и меня, в качестве кучера.
Упрямец был не простым, а умным упрямцем. Знал, что от детской руки ему много не достанется. Поэтому мне пришлось прибегнуть к помощи виц, отломленных от вех, сразу после спуска с горки рыбозавода. Одной вицы мне хватало от вехи до вехи.
Не помню, то ли вицы кончились, то ли моим пассажиркам стало жаль Упрямца,  но,  не доехав  километра три до деревни Бедовое, они заявили, что дальше пойдут пешком.
Погонять Упрямца домой уже не требовалось. Он тут же припустил бодрой рысью,  мне осталось только вцепиться в передок саней, чтобы не вывалиться из них. А после того как,   напротив Тельвиски сани спустились на лед Городецкого шара, и я  услышал душу раздирающие завывания волчьей стаи, доносившиеся со стороны Бабьего моря, ленивый коняга вдруг превратился в резвого скакуна и помчал галопом почти до самого дома.
   Во время учебы в Ленинградском университете  из-за тяжелого материального положения (такая запись была сделана в студенческой книжке)  меня освобождали от поездок в колхозы  летом. А на последних курсах позволяли возвращаться из дома не к 1 сентября, а к 1 октября. Поэтому весь сентябрь я посвящал рыбалке и охоте. Однажды, набродившись досыта с ружьем за плечами по озерам и берегам Сенокосной курьи в поисках уток, остановился утолить голод у кустов черной смородины. И вдруг  тишину нарушили какие то звуки. Одни из них напоминали  злобное рычание собаки, другие - хорхание  северных оленей. Осторожно двинувшись в сторону, откуда доносились звуки, увидел периодически припадавшую на задние ноги лосиху, и перед ней  волка с оскаленной пастью. Позади лосихи на некотором удалении виднелся второй лось меньших размеров. Судя по всему, лосенок, к защите которого от волка и приготовилась его мать – лосиха. Сцена была  живописная, и очень хотелось узнать, чем закончится это противостояние. Но, руководствуясь принципом: двое дерутся, третий не мешай, я решил убраться по добру, по здорову. Т.к. из рассказов бывалых охотников знал, что может случиться со мной, если лосиха решит защищать свое дите от меня.  Нападение волка  у меня были шансы отразить дуплетом из двухстволки. Но от стремительного броска и всесокрушающего удара передней ноги лося, мой дробовик вряд ли спасет. 
Впервые в жизни реальную возможность  повстречаться с лосем я имел за десять лет до того, помогая маме на сенокосе.  Об этом случае я рассказал в главе «Лапыш» своих воспоминаний о детских годах:
У владельцев коров, а, значит, и у  нашей матери, в те годы была еще одна причина заводить собак. Это периодически распространяемые в городе слухи о побегах заключённых из лагеря для власовцев и их набегах  на  стоянки сенокосчиков. Поэтому Лапышу вменили в обязанность охрану нашей стоянки на сенокосе. Её он исправно исполнял за исключением одного случая, который можно списать на его молодость и неопытность.   
Случилось так,  что из-за холодной и дождливой погоды мы надолго застряли на сенокосе, и у нас кончались продукты. Мать решила нас с Лапышем оставить на пожне, а сама поехала в город за провиантом. Дождь не переставал. Пришлось впустить  собаку на ночь в балаган. Вдруг среди ночи вместо того, чтобы негромко залаять, как  обычно при появлении посторонних, он заскулил и полез ко мне под одеяло. Я проснулся, услышал, как кто-то гремит нашей посудой и, решив, что нагрянули к нам те самые беглые заключённые, замер от страха. Было мне тогда девять или десять лет. Через некоторое время всякие звуки замерли, но мы с Лапышем еще долго боялись перевести дыхание.
Настал день. Набравшись  мужества, я вылез из балагана. После осмотра следов выяснилось, что  нас, действительно, ночью посетил «бандит» и уничтожил все остатки продуктов. Но не двуногий, а четвероногий бродяга ; лось, с ним псу в своей короткой жизни  встречаться ещё не приходилось. Видимо, поэтому он  испугался.   
  Следующий раз с лосем изготовившимся нанести сокрушительный удар передней правой я столкнулся в компании с 6 летней Олей. Дочка бойко скользила по лыжне в лесном парке Клебонишки в Каунасе, а я, задумавшись о том, как довести параметры разрабатываемого прибора до полного соответствия требованиям ТЗ (технического задания), катил за ней вслед. Вдруг Оля остановилась и произнесла: папа,  посмотри, оселина впереди. Оселиной она называла лосей, которых многократно видела в зоопарке, по соседству с которым мы жили. Для меня  встреча с лосем в лесопарках Литвы была тоже далеко не первой. Во время предыдущих встреч я усвоил, что лоси при встрече обычно убегают, уступая дорогу человеку. А этот безрогий, вероятно лосиха, стоял в 30 метрах от нас и наблюдал за нами. Обойдя дочь стороной,  по лыжне двинулся вперед и махнул на зверя палкой. Однако он не только не убежал, но издал в ответ угрожающий звук. После того, как я сделал еще пару шагов вперед, лось  занял уже  знакомую мне стойку для нанесения удара передней правой. Пришлось мгновенно развернуть свои лыжи, схватить Олю под мышку, отступить и начать поиск обходного пути к своей машине.
 Когда на работе рассказал о неадекватном поведении лося члену общества охотников, он ответил, что это была лосиха и рядом с ней, скорее всего, был маленький лосенок.      
Из своих встреч с лосями пришел  к заключению, что они не только готовы нанести удар правой, но и легко преодолеть любую водную преграду на их пути. В чем убедился, сидя на берегу Голубковского шара в родных краях в ожидании лодки сенокосчиков, обещавших в этот час перевести меня.  Но вместо лодки, увидел лося с роскошными рогами,  который зашел  в реку и поплыл в моем направлении. То ли течением его унесло, то ли он меня заметил. - На  берег он вышел  в сотне метров от меня.
 Ширина шара в том месте была не менее 300-400 метров.
   Тему о волках  хотел закрыть, рассказав, как 4е года назад у соседа на даче волки оставили от собачки только череп и ошейник на цепи.
Но придется закончить  поступившим сообщением БЕЛТА (Белорусского телеграфного агенства):
5 часов назад | События / 15:46, 23.01. 2015.
Покусавший жителей Светлогорского района волк страдал бешенством
Хищник напал на трех жителей деревни. Сначала его атаке подвергся сельчанин, вышедший вечером на улицу. После того как сосед помог пострадавшему отбиться от волка и прогнать его, зверь отправился в другой двор, где держат коз.
Здесь он покусал хозяев — мужа и жену. При помощи еще одного сельчанина им удалось справиться с волком и убить его.
 В первые часы после случившегося голову хищника отправили на обследование в областную ветеринарную лабораторию. Проведенные анализы показали, что животное болело бешенством. Этим и объясняется неадекватное поведение лесного зверя, который пришел в деревню к людям. В настоящее время в населенном пункте реализуются необходимые противоэпидемические мероприятия. Пострадавшие от хищника проходят полный курс лечения в центральной районной больнице.
 По официальным данным сегодня в лесах Беларуси обитает  2е тысячи волков и около 100 медведей.   О медведях следующий рассказ.               


Рецензии