Бабушка

   Моя бабушка, приходится мне бабушкой, а сыну естественно прабабушкой. Так уж получилось, я рос без отца и матери, и воспитывала меня она. Правнука своего она любила неимоверно. Как все нормальные добрые бабушки. После жизни с такой бабушкой на всю жизнь остается добрый свет в душе. Еще лучше она относилась и к нему. Скорее даже более трепетнее чем ко мне, я же внук, а мой сын ПРАВНУК. Она в своем преклонном возрасте свое звание прабабушки исполняла с большой любовью.
   Постоянно, всю жизнь вспоминается нужное и надёжное, переданное мне без всякого принуждения. А сколько по глупости не впитал, пропустил мимо ушей!!!
   Будучи студентом, мне случилось ехать в строй отряд старшим квартирьеров. Сыну было уже два с половиной годика. Работать мне приходилось всегда даже во время дневного обучения в институте. Да это и понятно был уже женат. Сына растил, выплаты за кооперативную квартиру и поесть, попить и одеть, обуть, и т.д., и т.п.. Надо было крутиться. Чтобы больше заработать мне удалось пристроить в строй отряд свою жену поваром. Как она распорядилась заработком отдельная и очень противная тема.
   Как я говорил, меня воспитывала бабушка и к тому времени, родителей жены тоже не было в живых. Пришлось с малышом оставаться бабуле. И она, не смотря на свой возраст, это с честью выдержала. Только сейчас, вспоминая какой уставшей ее увидел, приехав из Якутии, понимаю насколько ей это было тяжело. И ведь от нее одни добрые слова, не звука жалобы. Революцию, войну, голод, разруху чего только она не пережила! В войну и после неё, поднимала оставшихся из семьи в живых. Сколько она пережила! Сколько перетерпела! И от меня не отказалась, выучила, подняла на ноги. Какие мы в молодости глупые. Не ценим настоящего.
   Сын сейчас живет в другом городе. Иногда приезжает. Много раз и много лет я ему напоминаю, что нужно посещать могилку бабули. К сожалению, постоянно находит причины уклониться от посещения. Он появлялся очень редко. Чтобы не прерывать связь с предками я более настойчиво предлагал посетить бабулю. Этой-то настойчивостью он и был недоволен во время телефонного разговора. Из-за того, что мы видимся редко, да и заходит он на десять пятнадцать минут перед отъездом из города, у меня нет возможности с ним нормально пообщаться. Поэтому между нами и стоит проблема отцы и дети, предки и будущее.
Ну, никакой возможности поговорить. Когда появится, от радости, что увидел, от желания все сразу ему сказать, внутри меня ступор и только глупая тупая улыбка на лице. Вот такие вот дела. Не очень, правда?
   Мы жили при советском времени, где был лозунг семья первичная ячейка общества. Лозунг лозунгом, а по сути все иначе. Революция, гражданская война, репрессии, отечественная война, все это приходило в семьи, никого не спрашивая, жестоко уничтожая членов семьи. Отечественная война прошлась по каждой семье, некоторые уничтожила полностью. Революция разделила семьи на красных и белых, капиталистов и коммунистов и опять заставила уничтожать семьи. Репрессии уничтожая семьи, заставляли выживших молчать о своих предках.  А ведь это погибшие люди, которые не передали своим потомкам то, что могли и должны были передать.
   Как не крути прошедшие события и бывший строй все сделали, чтобы прервать связь поколений. За это время только некоторым семьям удалось сохранить свои корни, традиции, то есть память о своих предыдущих поколениях. Они известны в России. Подумав, приходишь к выводу, что эти фамилии и выжили благодаря традициям, твердой своей памяти к предыдущим поколениям и уважению к старшим.
   И что мне отцу делать? Да досталось нашей семье. Выбиты все. Бабуля много чего не рассказывала. Видно защищала меня лишая информации о предках. И она была права, время такое было. Сейчас время другое и есть возможность собрать те крохи, которые еще остались, чтобы будущие носители фамилии не были оторванными листочками в жизни.
   Если листок оторвать от дерева, жизнь его коротка, потому что лишен соков от корней своих. Если живет с деревом, век его долгий, сам красивый не пожухлый и вместе с деревом и корнями опять возродится к новой жизни, как только придет время. А попробуй его найти для обиды среди братьев листьев! Замучаешься искать! А попробуй сломать крепкое дерево, вырвать его. Замучаешься потому что корни мощные и крепкие. Так и человек как листик, не долго живет без семьи дерева и корней крепких, корней рода своего.
   Сколько раз просил заехать к родным в города, где он бывает по командировочным делам. Один ответ - некогда. А ведь эти люди сегодня живы, а завтра их может и не быть. Такова жизнь. К живым не идет, время нет, а на могилки тем более, они же при жизни не спросят.
   Поэтому возникает вопрос? Насколько он чувствует и понимает свое появление в этой жизни?  И отсюда какова его внутренняя необходимость посещения могилок предков? Какова его благодарность за то, что они для нас в своей жизни сделали. Почему ему нужно бережно относится к своим родителям? Придет время, он сам будет в моем возрасте и будет чаще задумываться о будущем. И ему нужно своим примером воспитывать это в своих детях. Просто словами детушек не обмануть.  Тогда и они понесут отношение к предкам в будущее. Это одна из важных  традиций крепкой семьи. Ведь слово семья это еще не семья, как от слова халва во рту слаще не становится. Это крепкие отношения, взаимная ответственность, взаимопомощь, и многие, многие традиции которые накапливаются и передаются потомкам.
   Как донести хоть что-то до него? Как это обсудить с ним? Как с ним по рассуждать на темы жития-бытия. Вот тебе и телефонная фраза - Опять будешь приставать с бабушкой…

фото из инета.


Рецензии