Шотландский мотив в тамплиерской судьбе

+NON NOBIS DOMINE NON NOBIS+

Впервые роль королей Шотландии в спасении рыцарей Храма (храмовников, или тамплиеров) после разгрома их Ордена королем Франции Филиппом IV Красивым из династии Капетингов, при поддержке зависимого от Филиппа папы-француза Климента V, в 1307-1314 гг., как и роль уцелевших тамплиеров в защите независимости Шотландского королевства от английской агрессии была связно изложена в  таинственном документе, авторство которого приписывается шотландскому рыцарю (кавалеру) Рамзаю (Рамсею, Рэмсею, Рэмси) – так называемом "Дискурсе" (Discours).

В "Дискурсе" был дан сжатый очерк истории Ордена Храма, пережившего свое официальное упразднение королем Филиппом Красивым и папой римским Бенедиктом V. После катастрофы 1314 г. уцелевшие рыцари Храма спаслись бегством в Шотландию, где и продолжали тайно проповедовать тамплиерские идеи.

В исторической для судеб Шотландии битве при Баннокберне в роковом для тамплиеров 1314 году, всего через три месяца после гибели Великого Магистра Жака де Молэ в пламени инквизиционного костра, не признанный папой римским за убийство своего соперника в храме во время причастия (!) самозваный шотландский король Роберт Брюс во главе 6000 шотландцев сразился с 20 000-ным войском английского короля Эдуарда II Плантагенета.

Численный и материальный перевес был однозначно на стороне англичан. Однако в самый разгар битвы, когда чаша весов стала уже склоняться в сторону Эдуарда, в тыл англичанам ударил засадный отряд Роберта Брюса – колонна неизвестных рыцарей, которая смела английских (а в действительности, главным образом, валлийских, т.е. уэльских) лучников, опрокинула и обратила в паническое бегство английского короля и 500 его рыцарей. Многие из бежавших в ужасе с поля битвы англичан утверждали потом, что видели развевавшееся над неизвестными рыцарями, обратившими их в бегство, черно-белое знамя – знаменитый тамплиерский "Босеан".

Между тем, всего несколькими годами ранее (до осуждения и упразднения Ордена Храма) английские тамплиеры участвовали в боевых действиях против шотландцев на стороне короля Англии (тогда еще не подвергавшего "своих" храмовников репрессиям под давлением папского престола).

Тамплиеров роднило с королем Шотландии, отлученным от церкви папой римским то, что и они находились с ним в аналогичной ситуации. Папский интердикт, наложенный на Шотландию, запрещал священнослужителям этой страны проведение церковных треб, включая крещение, венчание, отпевание умерших и даже колокольный звон. А тамплиерские священники, не считая себя связанными какими-либо предписаниями и запретами отвергшего их папского престола, охотно взяли совершение в Шотландии церковных треб на себя.

Во всяком случае, именно после битвы при Баннокберне червленый лев с королевского герба Шотландии своей могучей лапой прикрывал остатки Ордена Храма, разгромленного на континенте и нашедшего себе прибежище на древней земле Каледонии. В Шотландии было основано тайное командорство Ордена Храма – "Геродом (Гередом)-Килвиннинг", по-английски: Herodom (Heredom)-Kilwinning, лежащее в основе современного "шотландского обряда" франкмасонства, причем входившие в него тамплиеры, осуществляли свою деятельность под прикрытием "ширмы" франкмасонства исключительно из чувства предосторожности, опасаясь новых преследований.

Впоследствии среди "братьев" ложи "Гередом" числилось немало видных представителей британского истэблишмента - например, Дэвид Ллойд-Джордж, лидер партии либералов-вигов, спикер (ритор, оратор или вития) Английской ложи шотландского обряда, премьер-министр Великобритании и британский представитель в составе Большой Четверки при заключении Версальского мира 1919 г., с редкой даже для профессионального предсказателя точностью заявивший после его подписания: "Прекрасно! Этот мирный договор гарантирует нам новую мировую войну через 20 лет!"), и др.

В разыгравшемся более чем через 300 лет после битвы при Баннокберне сражении при Бойне (1689) войска восставших за дело свергнутой династии Стюартов (шотландской по происхождению, но долгое время правившей также и Англией) ирландских католиков и шотландцев сошлись с протестантской англо-голландской армией короля Уильяма - голландского штатгальтера (статхоудера) Вильгельма (Виллема) III Оранского, объявленного, после свержения Иакова (Якова, Джеймса) II Стюарта  - между прочим, приходившегося штатгальтеру родным дядей, да вдобавок еще и тестем! - в результате так называемой "Славной Революции", одновременно и английским королем. После битвы, окончившейся сокрушительным разгромом ирландско-шотландской армии католиков, на теле ее павшего в бою предводителя Джорджа Грэма Клеверхауза (между прочим, введенного сэром Вальтером Скоттом в один из своих лучших исторических романов - "Пуритане") был обнаружен...командорский крест Ордена рыцарей Храма!

Кстати, именно эта победа английских протестантов над шотландскими и ирландскими католиками - "бойня при Бойне" - положила начало существованию главной опоры английского владычества в Ирландии – организованной по масонскому образцу "Великой Оранжистской Ложи" (или "Ордена Оранжистов"), названной так в честь того самого короля Уильяма - Вильгельма III Оранского.

С тех пор ежегодно в Дублине (а после освобождения большей части Ирландии от британского колониального ига – в оставшемся под властью английской короны Ольстере) в день годовщины победы протестантов (главным образом, потомков переселившихся в Ирландию шотландцев) происходили торжественные шествия "оранжистов" с оранжевыми орденскими лентами и другими парамасонскими регалиями, во главе с их Великим магистром верхом на белом коне, в цилиндре, в оранжевом фартуке-запоне с золотой бахромой, с серебряным молоточком в руке, громогласно возглашавшим (если верить, например, воспоминаниям английского писателя Арчибальда Кронина в его известной дилогии "Детские годы. Путь Шеннона"):

 Эй, псы! Эй, псы, водой окрещенные!
 Эй, псы, святой водой окропленные!
 Король Вильгельм весь папистский сброд
 Сбросил при Бойне в водоворот!
 
Обычно шествие оранжистов сталкивалось в этот день с шествием ирландской католической организации "Священный Орден Гибернийцев" ("Гиберния" или "Иберния" - древнее название Ирландии) под зелеными знаменами с изображением ирландского национального символа – золотой арфы, предшествуемым оркестром трубачей с сумками зеленого (национального ирландского) цвета через плечо, и столкновение переходило в кровавые уличные побоища.

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии
Что ж, мне, как историку, не по воле своей, недоучке, было интересно. А поскольку я не имею диплома, то по словам Валентина Саввича, должен учиться каждый день, вот и буду посещать вашу страничку для "подпитки" эрудированности, а может быть и нахождения тем для обсуждения. С уважением к проделанной вами работе, Шореев.

Дмитрий Шореев   25.01.2015 15:24     Заявить о нарушении
Вольфганг, если позволите реплику... Прочитывая список ваших любимых авторов был удивлён, сильно удивлён его обширностью. Из перечисленных вами писателей и мыслителей я прочёл работы процентов семидесяти - остальные дожидаются очереди. И вряд ли дождутся. Одно "Красное колесо" сколько времени потребует для прочтения и последующего осмысления. Кстати поразило одно имя - Алехо Карпеньтьер. Я не слышал чтобы его упоминал кто-либо в последние двадцать лет. Забывать стали. А зря, автор интересный, самобытный. Так вот, на мой взгляд,такое количество любимых - это некоторый перебор. Понятно, что это мнение частное и всё-таки... Мне стало, даже как-то неуютно, а сколько же тогда вами прочтено всего тех, кто не попал в этот огромный перечень. Поделитесь. Шореев.

Дмитрий Шореев   25.01.2015 15:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитрий! Спасибо Вам за благосклонный отклик! Читать я приучился с самого раннего детства (научился - "с вывесок", как Маяковский, мимо которых проезжал на 39-м автобусе в детский сад Художественного Фонда на беговую - прочтя, к удивлению мамы, "Соки-Во-Ы" на вывеске в окне кулинарии "Праги" -в слове "ВОДЫ" отвалилась буква "Д"!; бегло читать стал в возрасте четырех лет в "лесном детском саду" Худфонда под Тарусой, где прожил год - в частности, лежа там в изоляторе с двусторонним воспалением легких, прочитал прозаического "Доктора Айболита" Корнея Чуковского, а также "Генриха Пятого" и "Ричарда Третьего" Шекспира; писать - с семи лет). Папа ежедневно задавал мне, с первого класса, прочитать энное количество страниц прозы по-русски и по-немецки, списыать и выучивать наизусть либо то или иное стихотворение по-русски и по-немецки, либо по куску более крупного стихотворения, на обоих языках, если произведение было крупным - например, "Василий Шибанов". "Князь Михайло Репнин", "Песнь о походе Владимира на Корсунь", "Поток-богатырь" графа А.К. Толстого, до сих пор остающегося, наряду с А.С. Пушкиным и И.А. Буниным, одним из моих самых любимых русских поэтов и писателей; по-немецки - об
ычно Шиллера - например, "Das Lied von der Glocke", "Der Taucher", "Der Handschuh"; Гейне - например "Belsazar", И, конечно Гете (у нас в семье царил настоящий культ Гете и, в несколько меньшей степени - Шиллера). Обычно папа сидел на диване с книгой в руках, я стоял перед ним на табуретке и внимал. Он зачитывал первую строчку, например: "Князm Курбский от царского гнева бежал, С ним Васька Шибанов стремянный..." или: "Schwer gemauert in der Erden, Steht die Form, aus Lehm gebrannt...". Я повторял на слух первую строфу. Тогда папа зачитывал вторую строфу. Я повторял первую и вторую - и так на протяжении нескольких вечеров, пока не запоминал все. Многое помню наизусть до сих пор. В жизни меня это не раз выручало. Когда во время учебы в Иенском университете в тогдашней ГДР мне предложили на экзамене по немецкой литературе прочесть какое-либо стихотворение Шиллера, а "засадил наизусть "Песню о колоколе" - естественно, меня не дослушали и до половины, придя в восторг, и сказав: "А вот в наших учебных программах ее нет, она считается реакционной по содержанию..." Но это так, к слову. Так что книги сопровождали меня с детства. Кстати говоря, папа побудил меня еще до школы выучить древнеегипетское "Поучение Ахтоя, сына Дуау, своему сыну по имени Пепи, когда он ехал на север, чтобы отдать его в школу": "И он ему сказал: "Обрати же свое сердце к книгам! Смотри, НЕТ НИЧЕГО ВЫШЕ КНИГ..." и далее по тексту. С тех пор моим идеалом стал и остается человек образованный, если хотите, homo literatus)))С Алехо Карпентьером я познакомился в шестом классе, когда папа подарил мне его "Век просвещения", проятя который я впервые заинтересовался масонством как движущим фактором революций (хотя "Войну и мир" прочитал еще в пятом классе, но выведенные Львом Толстым масоны вокруг Пьера Безухова меня особо не заинтересовали, возможно, в силу возраста), который у меня зачитал мой одноклассник и друг детства Виктор Милитарев. Не смейтесь, я до сих пор помню, кто из моих друзей какие книги у меня зачитал))) Не знаю, уважаемый Дмитрий, что мне еще Вам написать, кроме того, что "книги суть реки, напояющие Вселенную", но это Вы, слава Богу, знаете и без меня. рад буду Вашим посещениям - и всех Вам благ)))

Вольфганг Акунов   25.01.2015 16:13   Заявить о нарушении
Знаю, Вольфганг, знаю. Я чертовски рад встретить человека с таким же отношением к книгам, как у меня. Читать меня научил отец. И я так же был в детском саду. К сожалению моему мне не посчастливилось выучить ни одного иностранного языка. Так сложилось моё детство. А позднее выяснилось, что я к тому же и бездарен. У менгя хорошая память, стихотворения и сейчас запоминаю на слух. Возможно этому способствует моя специальность - я тренер по шахматам, но чего-то явно не хватает Одной памяти для изучения языков явно недостаточно. Меня так же приятно удивило большое количество античных авторов в вашем списке. Сразу скажу, что эти "товарищи" на меня большого впечатления не произвели и я познакомился с их творчеством поскольку это должен сделать любой человек, считающий себя интеллигентолм. А вот римские авторы - это да. Это то, что я люблю, особенно меня заинтересовал несколько недооценённый Гай Светоний Транквилл. Где-то от кого-то даже слышал, что он плохой пи сатель. Мне он таковым вовсе не показался. Язык его лёгок для восприятия, хотя, думается, здесь велика заслуга переводчика. Сдаётся мне, что информации для первого нашего знакомства было уже достаточно. Не смею более надоедать. Шореев.

Дмитрий Шореев   25.01.2015 16:32   Заявить о нарушении
Правильно))) "Эст модус ин ребус" - говорили древние римляне, т.е. "Все должно быть в меру"))) А древние греки выражали аналогичную мысль несколько иначе "Пан мЕтрон Аристон" ("Все, что в меру - благородно") ))) С уважением,

Вольфганг Акунов   25.01.2015 21:26   Заявить о нарушении