Проводы первой любви

 
                Современным юным девочкам    
                посвящаю
               




   Шел 1970 год. После выходных и ноябрьских праздников Наденька приехала в общежитие первой.
 - Завтра на работу,а впереди еще почти половина праздничного дня.Надо пойти прогуляться,иначе я сойду с ума,-решила она.Надя любила иногда гулять в одиночестве,особенно если есть о чем подумать,а может и помечтать.
 - Да,помечтать!Ведь мечтам суждено сбываться.И я обязательно встречу другого:
симпатичного,честного,надежного,лучше чем Митя! - уговаривала себя она.
 - Как же все-таки плохо на душе,так горько,тяжело,хоть удавись!
 Она вспомнила,как одна девченка из их станицы наглоталась таблеток из-за несчастной любви.Ее конечно спасли,но она кажется так до конца и не пришла в себя.Ходит вся какая-то потерянная,потускневшая,с грустными глазами.
 - Но эту девушку бросил парень,а меня никто не бросал.Какая же я дура!Все из-за моей гордости,будь она не ладна.Я уже сто раз пожалела,что сказала ему те прощальные слова.Я еще надеялась,а вдруг он еще раз попробует со мной объясниться,скажет,что я ему дорога.И я вернусь к нему!Но,нет.Сегодня я видела его в автобусе- он меня не заметил.И  выгладел совсем даже не опечаленым,а даже очень жизнерадостным.
 - Нет,все правильно.Если ты сомневаешься в своем парне,в его любви,то у ваших отношений нет будущего.А у меня все будет хорошо,просто отлично, и я буду счастлива!
 - Вот окончу подготовительные курсы,и обязательно поступлю в институт.А потом появится он,-хороший,добрый,родной и, верный! - Надя быстро разобрала сумку,разложила по местам вещи и продукты,привезенные из дома,переоделась,-и вышла из комнаты.
  Она медленно шла по оживленной улице города.Заканчивались ноябрьские праздники,но было еще достаточно тепло.Что такое начало ноября для южного кубанского города?Надюшка была в легком плаще,туфельках,-под стать погоде.
  Впереди показались по праздничному украшенные аллеи парка. Вокруг было полно людей:гуляли родители с детьми,тут и там прогуливались молодые парочки,то и дело раздавались взрывы смеха среди кучки оживленной молодежи.Бывало,в компании подружек Надя так же весело проводила время, и редко кто не затрагивал девченок с желанием пообщаться или познакомиться.Но сейчас никто,на удивление,не беспокоил ее,как будто сам вид девушки говорил:-Я хочу побыть одна.

                -    -    -    -    -    -

  Надя уже два месяца работала на хлопчато-бумажном комбинате,куда устроилась сразу после возвращения домой.Надя поступала в пединститут на математический факультет.Стать учителем математики она решила еще в средних классах школы.Любовь к предмету привил их классный руководитель,заслуженный учитель математики Алексей Иванович.
 - Нас было пять человек в классе,самых сильных в учебе,и среди них одна я девочка.Были и другие девочки в классе,которые неплохо учились,но в "сильной пятерке" была я одна,девченка с математическим складом ума.Я очень любила решать математические формулы,и чем сложнее,тем интересней.Наш учитель и задания давал нашей "пятерке"посложнее,чем остальным.Но вот в чем ирония: Алексей Иванович почему-то поставил мне итоговую"4",перестраховался,а вдруг я не сдам на "5" экзамены.А я сдала,но в аттестате получилась все равно "4".Он потом как бы оправдывался:-Если бы я знал,что ты сдашь экзамен на "5",то поставил бы тебе "5" за год.Тем не менее,эта "4"сыграла свою негативную роль при поступлении.А еще,где-то я услышала,что такая-то девочка в прошлом году поступила в пединститут в г.Саратове,что там небольшой конкурс.И ведь я туда поехала,и никто меня не остановил.Мои не очень образованные родители понадеялись на "сверхспособности" своей умной доченьки,и отпустили меня.А надо было поступать там,где проживаешь,в своем крае.Ирония судьбы-так наверное было суждено.
  На комбинате всем иногородним предоставляли место в общежитии.В комнату заселяли по 4 человека.Другие 3 девочки также приехали из разных районов края.Общежитие было старое,но уже к весне 1971 года,их обещали переселить в новое,светлое,современное общежитие.
  Сразу же Надя поступила на полугодовые Подготовительные курсы для поступления в институт.
  Надюша работала сначала ученицей чесальщицы,но так как была по натуре своей человеком старательным и способным,-"Козерог"все таки,то уже готовился приказ о переводе ее в чесальщицы 3 разряда.Среди самых молодых работников фабрики ее фото уже красовалось на Доске почета.
 - Вся в отца,-смеялись домашние.Фото отца не "сходило"с доски почета.Под фотографией было написано:-Кузнец Морозов Павел Иванович-месячный план выполняет на 200%.
  Надин отец был "классным"кузнецом в Сельхозтехнике.Свое мастерство он приобретал еще с детства,-и дед,и отец,и старший брат,все были молотобойцами,и еще плотниками.Отец был родом из Вологды.Все в роду Морозовых были высокими,сильными,статными-настоящими богатырями.Сначала семья Нади жила на Севере,-там отец работал кузнецом на заводе.Но когда Надюше не было еще восьми лет,они переехали на Кубань,где жили родители Надиной мамы.Переехали в основном из-за здоровья Надюшки.Она росла очень бледной,болезненной девочкой,плохо ела.Климат Севера не подходил ей.Надя на всю жизнь запомнила вкус рыбьего жира,которым мама "подчевала" ее.Южное солнышко Кубани,а также фрукты и овощи сделали свое дело.К 16 годам Надюша превратилась в симпатичную,с хорошей фигуркой девушку,но небольшого роста,-наверное сказалось недоразвитие в раннем детстве,в отличие от младшей сестры,у которой и на Севере и на Юге-всегда были отменное здоровье и прекрасный аппетит.И выросла сестренка Люба почти на голову выше Нади,-вся в отца.Любка росла настоящей деревенской девченкой.Она не ленилась вставать на рассвете вместе с бабушкой,помогала лепить пирожки,училась выпекать хлеб.
  А Надю никто не обременял работой.В семье ее звали "наша ученая".Она всегда учила уроки без напоминания и восьмой класс окончила с одними пятерками.Очень любила читать книжки,и в центральную библиотеку,класса до пятого, ходила за два с половиной километра-каждый день.Книжек за один раз много не давали.Надюшка 
"проглатывала"их за один вечер,и на следующий день шла опять в библиотеку.
  Вообще Наденьке везде было интересно,все хотелось попробовать,все узнать,все успеть.
 - А как я любила бегать в спортивные секции,-продолжала вспоминать она.
 - Ну даже если и ростом не вышла,я очень любила играть и в волейбол и даже в баскетбол,-улыбнулась она своим мыслям.- И еще дома,собирались своей компашкой девчат и ребят,и опять-в волейбол.И не только.Мы и в кино ходили вместе и просто болтались по улицам,общались.
  Здесь-то и начались первые увлечения.Наде очень нравился мальчик Коля-выше среднего роста,симпатичный,с румянцем на щеках.Но,увы,как это часто бывает,Коле нравилась Надина подружка.Зато с Нади не сводил глаз Колин друг,который совсем не нравился ей,хотя  был и симпатичный,и хорошо учился.Вот такой любовный квадрат.
 - Да,что-то я "ударилась" в воспоминания.А ведь золотая была пора!Счастливое детство,потом взросление-первые чистые чувства,пусть и не взаимные.
 - А был еще один мальчик,красивый такой,-за ним все девчонки бегали.Он играл в любовь со всеми по очереди Наконец,обратил внимание и на меня.Пригласил меня на свидание: в школьный двор,на лавочку.Сидим мы вечером на лавоче,говорить не знаем о чем,стесняемся.Потом он обнял меня и поцеловал.А я не знаю,что мне делать и говорить,обижаться или нет.Так посидели и разошлись.Смешно сейчас это вспоминать.
  Закончив восьмилетнюю школу,Надя пошла в 9 класс уже в другую,среднюю школу №1.
 - На меня сразу обратили внимание мальчики.Я ведь была новенькой в классе,  потому что пришла в школу через неделю после начала занятий,-припоминала Надюха.Какие мы глупые в 15 лет!Подруга решила поступать в торговый техникум после восьмого класса,ну и я с ней за компанию.Экзамены сдали очень легко.Началась учеба,и меня даже успели выбрать в старосты.И вдруг моя подружка забирает документы.Что-то там дома случилось.И я не захотела оставаться одна в техникуме-тоже забрала документы.В общим,детский сад!
  Надя сразу же стала первой ученицей в классе.И отношения со всеми сложились ровные и дружелюбные,как с "хорошистами",так и со слабыми учениками.Надюшка сидела за одной партой с троечником Женей,-беззаботным,веселым,но добрым парнем,который не любил учиться,а любил лишь музыку и спорт.Он бессовестно списывал у Нади все подряд,а Наде совсем не было жалко.И позади нее сидели две подружки-рано повзрослевшие девочки,которым учеба "уже на ум не шла",а лишь мальчики из старших классов.Они частенько просили Надю подвинуть ближе тетрадку,чтобы было удобней списывать.Надя не возражала,ведь каждому свое:ей самой пока еще нравилось учиться.Она одинаково хорошо понимала все предметы,и все же предпочтение отдавала любимой математике.

    А потом пришла любовь!
  Надя все бродила по наиболее безлюдным аллейкам парка и вспоминала,вспоминала:
 - Митю я впервые увидела на школьном вечере.Вечера устраивали для девятых,десятых классов еженедельно,в конце учебной недели. Митя жил в центре станицы,в одном из казенных домов,которые заселялись приезжавшей в станицу интеллигенцией,направленной сюда работать,или семьями военных пенсионеров, такими,как семья Мити.В соседнем доме жил мой одноклассник Вася,сын директора школы,один из нашей "сильной пятерки".Остальные трое ребят также жили неподалеку.Митя дружил с ними,хотя учился на год старше.Мальчишки рассказали Мите обо мне,мол умная, симпатичная.
   И вот мой первый школьный вечер.Стоим с подружками.Мальчики отдельно.Играет музыка,мальчики приглашают девочек.
 - Надюх,на тебя вон парень смотрит,ой,идет к тебе приглашать.
 - А кто это?
 - Это же Митя из десятого"а".
  Да,он пригласил меня на танец."Маленький цветок"называется.О,какое танго,как
звучал саксофон!И я пропала!Кажется ему я тоже понравилась.
   Вечера в школе устраивали еженедельно,для девятых,десятых классов.И всякий раз Митя приглашал меня танцевать.А когда объявляли белый танец,тогда я приглашала его.Другие ребята для меня перестали существовать.Да у меня никогда,никого и не было.Но сказать,что мы стали встречаться,нельзя.
   Мне казалось,что Митя похож на актера Алексея Локтева.Какие у него были глаза!Он смотрел на меня,и будто бы заглядывал в самую душу.А я стеснялась смотреть на него,глаза в глаза.У меня тогда сердце "уходило в пятки".Трепыхалось,как у испуганного птенчика.Лишь украдкой я смотрела на него и не могла насмотреться.Митя был выше среднего роста.А какая у него была улыбка!Одним словом,он был для меня красивее и лучше всех!
   Митя жил своей жизнью.Наверное он не хотел никому принадлежать,не хотел никаких обязательств.Хотя всегда выделял меня из других девченок.
   Мы взрослели.Стали ходить на танцплощадки,в ДК на праздники.Но везде я была с подружками.И ждала,ждала,когда он появится.Он приходил,уходил,опять приходил.У ребят свое общение.Часто, в конце вечера подходил ко мне и шел провожать.Но не всегда.Иногда он исчезал с вечера.Я не знала,где он и с кем,но и никогда его об этом не спрашивала.Считала,что не имею на это право.Наверное его это устраивало.
Он был свободен,но знал,что я принадлежу ему.А я не могла назвать его своим парнем.Он не назначал мне свиданий.Наши встречи носили почти всегда спонтанный характер.Выходила следующая картинка: Пришли мы с девчонками на танцы,и возвращаемся с танцев вместе.Я всегда шла с краю.Догоняет меня мой Митя:-Я провожу тебя? - И мы отстаем,отделяемся от других девчонок.Я даже песенку тогда сочинила на манер известной тогда песни"Зачем",которую пела грузинская девочка:
  - Зачем,зачем,я не знаю,
    Домой я шла только с краю,
    Зачем,зачем,я не знаю зачем.
    Зачем меня догонял ты,
    Зачем домой провожал ты,
    Зачем,я не знаю зачем.
  Наверное я была очень стеснительной,неуклюжей,или уж так сильно мне нравился Митя,но я очень мало разговаривала,когда мы были весте.И почему-то не могла назвать его по имени.А он всю дорогу о чем-нибудь говорил,шутил,рассказывал анекдоты,и даже иногда пел:
  -Река реченка,милая девченка,
   Я прихожу к тебе издалека.
   А утки кря-кря-кря,ты парень зря-зря-зря,
   Приходишь счастье здесь искать.
 
  Вообще-то Надя была бойкой и веселой девчонкой, у нее было много друзей, только с Митей она терялась и превращалась в тихую влюбленную пичугу. Она ругала себя, что при Мите она зажимается ,не может раскрыться перед ним, чтобы он увидел, какая она на самом деле. Но Митя все же сумел разглядеть что-то в Надюшке, и она ему наверняка нравилась, иначе зачем ему нужно было каждый раз провожать ее на другой край станицы, а затем одному возвращаться обратно.
   - Постепенно наши отношения стали приобретать какую-то определенность,-улыбнулась Надя. - Как-то Митя пригласил меня в летний кинотеатр. У нас в станице летом часто показывали кино на свежем воздухе,если не было дождя. Я надела короткую узкую юбочку, гипюровую кофточку. Когда мы пробирались на свое место и я шла впереди Мити, то краем глаза я заметила, как кто-то из знакомых ему ребят поднял вверх большой палец и сделал движение руками, показывающее мою хорошую фигурку.
  Провожания, поцелуи у калитки-конечно молодому парню этого мало. Но и мораль в эти годы была еще высока. Или воспитание. Но Мите явно хотелось большего.
 - Однажды под вечер, он привел меня в служебное помещение, где его отец-бывший летчик, проводил занятия по авиамоделизму со школьниками.В комнате стояли столы, скамейки. Откуда-то Митя принес арбуз, разрезал его. Мы ели арбуз и целовались. Мне было с ним так хорошо, я его так любила! В какой-то момент Митя попытался пристроиться со мной на скамейке, но наша молодость и неискушенность все-таки не позволила этого сделать.Потом он на отцовской Волге повез меня домой.
   - Мы остановились недалеко от моего дома, на темной улице. Перебравшись на заднее сидение машины, мы целовались, целовались,  целовались...  Он долго не отпускал меня, и я была абсолютна счастливой! Я, влюбленная девчонка, в этот вечер почти отдалась своему любимому, но... не смогла,- остатки разума наверное перевесили мои чувства. И он не посмел.  Наверное такова судьба!  Кто знает, может она сложилась бы по другому, если бы я стала его женщиной.
   Наутро, после поцелуев в машине, разглядывая в зеркале свои распухшие губы, Надюша млела от счастья.

   Надя присела на лавочку, вздохнула : - Между мной и Митей более близких отношений так никогда и не было. Я так его любила, что в какие-то моменты жизни даже жалела об этом.
   
  - Первый школьный год в новой школе закончился. Надя перешла в последний, десятый класс. А Митя окончил школу и собирался поступать в Художественное училище, ведь он хорошо рисовал. И вдруг у  моего милого появилось развлечение на стороне. - К моему однокласснику Васе, сыну директора школы и Митиному другу и соседу, приехала в гости из города двоюродная сестра - студентка, модная, красивая девица,  года на четыре старше Мити. Звали ее Илона.
  - На танцы они пришли втроем: Вася, Илона и Митя. Митя весь вечер танцевал с  Илоной. А я как-будто перестала существовать для него. Как так можно? Я ничего не понимала. Я даже не могла убежать с танцплощадки. Наоборот, как мазохистка,  наблюдала за ними украдкой. И молча страдала. Я считала, что не имею права выяснять с ним отношения,кто я ему такая?
   С танцев Илона и Митя ушли вместе, еще когда танцы не закончились.
   Надя понимала, что ей не сравниться с городской взрослой девушкой. Что она могла поделать - ничего!
   Все оставшиеся дни, пока Илона гостила в станице, они с Митей не расставались. Надо  полагать, что эта раскрепощенная красотка смогла многому научить его. И конечно, он был без ума от нее, раз забыл обо всем на свете.
   Они почти перестали бывать в людных местах и на танцах.
  - Не передать словами, что я чувствовала,-продолжала вспоминать Наденька. Мне было очень плохо.Я не находила себе места,думая,что мой Митя сейчас с этой девицей. Дома я также не могла находиться.Я собиралась, и одна шла в парк, на танцы,  туда,где люди, молодежь, звучащая музыка.
  У Наденьки, так получилось, но скорее из-за склада ее характера было много знакомых, много одноклассниц-подружек, но задушевных  ни одной и никогда не было. Она никому не могла оголить свою душу, рассказать сокровенное. Все держала в себе, но обладая не по детски сильным характером, она одна,и только одна, без чьих-то советов,переживала свои любовные неурядицы и сама принимала решения.
   Да, одна, она шла по той улице,где жил Митя,в тайне надеясь издали увидеть его.
  И лишь на танцах,встретив знакомых девченок, слушая их пустую болтовню, наслаждаясь магомаевской "Королевой красоты",Надюха немного отвлекалась от той тоски,которая прочно поселилась в ее душе.
  - Почему,где любовь,там и страдания? Оглянись, Надюшка! - уговаривала она себя,- посмотри,сколько мальчиков вокруг.И ты сама - такая молодая и хорошенькая!Ведь стоит тебе "построить глазки"какому-нибудь из них,-и он тут же пригласит тебя танцевать, а потом и провожать пойдет.А вон в стороне, как всегда неподалеку от тебя,стоит твой одноклассник Витя Брызгалов,безнадежно в тебя влюбленный.Он везде и всегда ходит за тобой,как хвостик,сколько ты его не гнала от себя.Вот он бы был всегда тебе предан,если бы ты только его к себе приблизила.
  - Так почему же я не могу немного пофлиртовать,- ругала себя Надя,-  позволить мальчишке проводить себя. Многие девчонки так делают: сегодня с одним, а завтра с другим,- и ничего, не скучают, зато потом друг перед дружкой хвастают, у кого было больше мальчиков. А мне и похвалиться нечем.
  - Ну почему, почему, я способна лишь на сильные чувства? Такая вот верная,однолюбка! Вот только никому не нужна моя верность и преданность.
  Наконец Илона уехала. Митя держался на расстоянии от меня, конечно не подходил,- еще бы, ведь он как-бы меня бросил. И вид у него был невеселый -страдал наверное юноша. А вскоре он уехал поступать в Училище.

   Надя постепенно приходила в себя. Как-бы там не было, но когда тебе шестнадцать лет, а на дворе лето, каникулы и вокруг тебя рай от цветущей и благоухающей природы, а по вечерам повсюду толпы веселой и счастливой молодежи, и ежедневно на летней танцплощадке во всю мощь звучат любимые мелодии, столько танцующих, что "яблоку негде упасть", как говорится, - то психотерапевт был без надобности.
  - Нам не надоедало гулять каждый день,- вспоминала Наденька, - ходить на танцы, в кино,- каникулы все-таки.- И обратно мы шли целой толпой и орали песни на всю станицу.
   А печаль - тоску наша "стойкая" Надюха, сумела спрятать глубоко-глубоко, на самое дно своей души. Такая уж у нее была натура!
  - Митя не поступил,- не прошел по конкурсу. Осенью ему исполнялось 18 лет, и его призывали в армию. А перед Армией, несколько месяцев, он работал на местном сыр заводе, помощником слесаря-наладчика. Там мы с ним и встретились случайно,- я пришла купить молочных продуктов.
  - Надюша,здравствуй,- окликнул он меня,как ни в чем не бывало, - А что ты здесь делаешь?
  - Да вот,покупаю сыр да масло.
   У нас на сыр.комбинате можно было купить продукты напрямую,минуя магазин.Зато была уверенность,что все свежее.
   Я считала,что не в праве укорять в чем либо Митю, а боль и обида мои как-то улеглись.Недаром говорят: - Кто любит, тот простит.
   - Мне показалось, что Митя обрадовался нашей встрече. А я-то как соскучилась по нему!
  - Он провел меня по комбинату,показал, где он работает.Мы еще поболтали с ним какое-то время, даже не помню,о чем. Ему нужно было работать,- и мы расстались.
Просто распрощались - и все. Не знаю, хотел-ли он со мной еще встретиться, куда-нибудь пригласить, во всяком случае он не сделал этого, а может не посмел. Достаточно было и того, что мы просто поговорили с ним, как-будто и не было того случая с Илоной. А какие чувства бушевали у меня в душе, об этом знала только я.
   
  - Я не знала, в какой день Митю забрали в армию. Я бы наверняка прибежала, и хотя бы издали на него посмотрела.
   Моя сестра Люба, учившаяся на год младше меня, дружила с Митиным младшим братом Володей. Ну как дружили? Вместе гуляли всей толпой-девочки и мальчики из разных классов, но близких по возрасту. Вова и дал Любе адрес Мити, а она - мне.
Сначала я написала коротенькое, ничего не значащее письмо Мите. Он с радостью ответил мне. Ну кому из служащих в Армии ребят не хочется получать письма с гражданки. И началась наша с Митей переписка, которая быстро набирала обороты. Я в своих письмах наконец смогла раскрыть свои чувства, написать слова, которые не смела ему сказать раньше: - Митя, милый, здравствуй! Как тебе служится? Я все время думаю о тебе и скучаю. И т.д. Жду, люблю, целую! Твоя Надюха.
  - И он писал мне не менее ласковые письма: - Наденька, моя хорошая...Люблю, скучаю! Твой Митя. - Просил выслать фото. Я ходила в фотоателье,  фотографировалась, высылала ему фотографии. Он присылал мне тоже: Вот он в солдатской форме, с короткой стрижкой, но такой стройный, красивый; а вот - сидит на большой ветке дерева и улыбается своей неотразимой улыбкой.

   Надя после окончания школы и неудачной попытки поступления в институт, не стала жить в станице, а уехала в город. На выходные Надюшка приезжала домой.
   А Митя, отслужив 11 месяцев, тоже вернулся домой. Обнаружили какие-то проблемы с сердцем. Он также устроился на работу в городе, художником-оформителем в каком-то учреждении.
  - Была замечательная встреча по его возвращении. Но в городе мы как-то не встречались. Неделю работали, а потом домой, в станицу, на выходные. Мы как и раньше, стали регулярно встречаться с Митей, ходили в кино, на танцы.
  - Но вскоре меня ждало потрясение. Вова, брат Мити, брал у моей сестры Любы какую-то книгу на время. А когда вернул, то в книге Люба обнаружила письмо из Киева, адресованное Мите. Писала девушка Галя: - Здравствуй дорогой мой Митя. Что-то ты давно мне не отвечаешь. Конечно, ты в настроении демобилизации, но я жду, надеюсь и т.д, и т п. Целую тебя. Твоя Галя.
  - Что же это такое? Значит Митя переписывался не только со мной? И слова "Целую. Твоя Галя" что-то да значат? И как далеко у них все зашло?
  - Я вспомнила, как Митя рассказывал, что ему с армейским другом через полгода службы давали отпуск на несколько дней, и друг позвал Митю к себе в гости,  в Киев.
   Опять Наде пришлось решать ребус: - Говорить ли Мите об этом письме? Спрашивать ли его про Галю? - И как всегда Надюшка решила промолчать. - Он же вернулся домой, он со мной! Значит Митя выбрал меня, и я ему нужна.  - И Надя молчала, тем более что со стороны Мити она как никогда ощущала нежность и теплое отношение.
  - Однажды он пригласил меня пойти с ним на свадьбу к его однокласснику, - вспомнилось ей. -  Он зашел за мной, и я впервые пригласила его в дом. Я была очень взволнована, и по прежнему очень стеснялась. Пока я собиралась, я наугад поставила какую-то музыку - это оказалась песня Высоцкого, не очень пристойная. Митя слушал и улыбался, видя мое смущение.
  - Какая ты красивая, Наденька, -негромко, почти шепотом сказал он, еще больше смутив меня.
  - На свадьбе было шумно и весело, как и на любой свадьбе. Мы сидели рядом, что-то пробовали из закусок, выпили немного вина. Глядя на молодых, на их счастливые лица, Митя как-то шутливо произнес: - А когда мы с тобой поженимся?
  - Что я могла ответить? На предложение руки и сердца это не было похоже. Просто у моего милого этот вопрос возник как-бы между прочим, к текущему моменту.
  - Рано еще об этом думать, - только и смогла я смущенно сказать, хотя больше всего на свете мечтала быть с Митей.
 
   Митя в городе снимал комнату у одной женщины, в частном доме. В один из выходных Надюха решила сделать ему сюрприз - навестить его на квартире. Ей казалось, что встречаясь еще и в городе, они станут ближе друг другу. По простоте и наивности души Надя не понимала, что парню нужна свобода. И если бы он хотел, он бы давно пригласил ее на свидание. В городе ведь есть куда пойти. Митя как-то говорил Надюшке, где он живет в городе. А тут и повод появился: ей удалось купить билеты на концерт "Поющих гитар".
Митя в этот день домой в станицу, также как и Надя, не поехал. Но Мити не было и на квартире. Хозяйка, вышедшая на звонок, оказалась женщиной словоохотливой. Она расспросила Надю, кто она и откуда. Надюша рассказала.
  - А я тебя знаю, - сказала вдруг хозяйка. - Ты ведь Надя? Твоя фотография у Мити на стене висит, Но рядом висит еще и другая. Ее Гала звать.  Знаешь, кажется он все никак не решит, кого из вас выбрать, - огорошила она Надюшку.
   Опять Надя стала себя успокаивать: - Галя далеко,а я близко, рядом.

   Тем временем приближалось день рождение любимого. Надюшка купила Мите скромный подарок, и поехала домой.
Он не приглашал ее на день рожденье. - Может он просто не отмечает его, - подумала Надя. - Но я ведь должна поздравить его.
   Уже смеркалось. На улицах уже зажглись фонари. Наденька шла по направлению к дому Мити. И когда оставалось совсем недалеко, она увидела, что из калитки вышел он, и не один. Надя остановилась, не зная, что ей делать: идти навстречу, или повернуть назад и убежать. Тем временем Митя с девушкой приближались к ней, держась за руки, веселые и розовощекие от выпитого вина.
   Он заметил Надю, когда они подошли друг к другу совсем близко.
   Еще одна Надюшкина особенность - она в острые моменты жизни умела внутренне собираться так, что никто и ни за что не мог догадаться, что в данный момент она испугана, или взволнована. Ни одна черточка на лице не могла выдать ее душевного состояния.
  - Здравствуй, Митя, - сказала Надя, как бы не замечая его спутницы.
  - Здравствуй.
  - Гуляешь?
  - Гуляю, - сосем растерялся он.
  - Ах, да ты не один, - как-будто только заметив девушку, произнесла она.
  - Да...
  - Ну, тогда до свиданья! -добавила Надя.
   Больше она не могла выдержать и кинулась прочь.
   Наденька была в шоке: ее любимый Митя не смог достойно даже ответить ей.
Она бежала и слезы ручьем текли из ее глаз. Благо, уже стемнело и никто не мог их видеть. Да и улицы были пусты - вся молодежь была в центре, где были расположены все места развлечения. Надя уже не бежала, а шла по пустынной улице домой. Она больше не плакала. слезы высохли, лишь тяжесть на сердце не отпускала. Она впервые задумалась: - А зачем, зачем я бегаю за ним. Он же меня не любит. Может благодарен, может и нравлюсь. Но ему и другие нравятся. А я хочу, чтоб меня любили, я достойна любви,-а на меньшее я не согласна. Поэтому я должна заставить себя забыть Митю, выбросить его из головы. Это будет нелегко, но я смогу!

   Надюша правда изменилась, повзрослела. Она также приезжала на выходные домой, ходила с девчонками на танцы. Но она не забывала о своем решении прекратить мечтать о Мите. Надя уже могла заставить себя не искать глазами Митю ежеминутно, среди компании стоящих на танцах ребят.
  - У нас с Митей нет будущего. Я буду страдать рядом с ним от его неверности и недостатка любви, - твердила она себе. Сердце плохо слушалось Наденьку, но ведь она была очень сильная духом девочка.  И момент настал!

  - До самых ноябрьских праздников Митя не подходил ко мне, не приглашал танцевать. И в этот раз было то же самое. Но вдруг он догнал меня, когда мы с девчонками возвращались с танцев домой. Мы отстали и пошли вдвоем. Митя был слегка навеселе. - Для храбрости,-подумала я,- и не ошиблась.
  - Наденька, давай поговорим.
  - А что ж ты так долго собирался? Целых три недели.
  - Да, вот, собирался с духом. Надюш, я переживал. Понимаешь, тогда, когда мы встретились ... Это была просто соседская девчонка.
  - Да что ты говоришь?! А что же ты не остановил меня тогда, и не объяснил сразу?
  - Знаешь, я слишком труслив...Я растерялся, - самокритично ответил Митя.
    И Надю прорвало! Как вспышка молнии, окончательно созрело решение, положить всему конец. Еще одна черта характера Надюшки - долго терпеть, но потом - не остановишь. Сразу куда-то исчезла ее извечная зажатость и стеснительность, которые она всегда ощущала, находясь рядом с ним. Наоборот, она ощутила себя уверенной и знающей себе цену и уже не боялась, что скажет что-то не так, или чем-то не понравится Мите.
  - А что, Митенька, ты действительно переживал? И что, я тебе действительно нравлюсь? А может ты даже любишь меня?  А как же Галя?
   Митя резко остановился, медленно повернулся к Наде и растерянно спросил:
  - Какая Галя?
  - Галя, которая из Киева.
  - Откуда ты про нее знаешь? - удивленно спросил он. - А, наверное моя болтливая квартирная хозяйка рассказала.
  - Все тайное всегда становится явным. Нет, Митя, о Гале я узнала значительно раньше. - И я процитировала ему Галино письмо, которое уже давно знала наизусть.
  - Что скажешь, Митенька, может быть это письмо оказалось в книге не случайно? Простой способ "разрулить ситуацию"?
  - А почему же ты до сих пор молчала, Надя?
  - Я боялась тебя потерять, Митя! Я очень тебя любила! И решила, что если ты со мной, то зачем говорить о Гале.
   А вот хозяйка твоя квартирная как раз и разъяснила, что ты до сих пор не решил, кто тебе нужен, кто тебе дороже - я или Галя?
   Надюшка с грустной задумчивостью посмотрела на Митю, спросила :
  - Когда ты написал мне, что тебя комиссуют из Армии из-за слабого сердца, может быть ты хотел меня напугать, чтобы я от тебя отказалась? Ты ошибся Митенька. Когда любишь человека по настоящему,- ты живешь для него, заботишься о нем, оберегаешь. Я так считаю, Митя, и я так чувствую. А ведь Галя тогда уже появилась в твоей жизни?!
   Митя смотрел на Наденьку, как будто бы видел ее впервые. Такой Нади он еще не знал. А она просто раскрылась перед ним, и наконец-то не зажималась, была естественной и откровенной.
  - Да, Надя, - Митя решил быть также откровенен с ней. - Когда я поехал в Киев в гости к другу, он познакомил меня со своей сестрой Галей. И у нас с ней все было. Я уехал, но обещал вернуться.
    Митя схватил Наденьку за руки, заговорил с горячностью:
  - Но ты мне очень дорога, Надюшка! А сегодня я еще увидел тебя совсем другими глазами. Я не хочу расставаться с тобой!
  - Бедный Митя! Ах, да, ты же у нас Весы по гороскопу. Значит Галя и я - на разных чашах весов? Ну и кто перевешивает?
   Я помогу тебе сделать выбор, Митя. Я устраняюсь. Будь счастлив с Галей, надеюсь она будет любить тебя. Прощай, Митя!   

                -    -    -    -    -    -

  - Что же я наделала, сама отказалась от своей любви! Говорят, за свою любовь надо бороться. Но как бороться, если я не уверена в его любви ко мне?
     Надя повернула обратно и пошла  по аллее. Людей в парке было еще достаточно, но в основном молодежь.
   Вдруг, на соседней тропинке Наденька увидела своих одноклассников: Васю и Сашу, которые стали студентами,  и с ними Митю. Они и в городе продолжали общаться. Ребята шли за стайкой каких-то девчонок, обсуждая их между собой, громко разговаривали, смеялись.
  - Вот и подтверждение тому, что я правильно поступила, расставшись с Митей.
   Не зря говорят, что Первая любовь не счастливая. И я говорю ей: - Прощай, прощай моя Первая Любовь! Ты навсегда останешься в моей памяти, чистая, светлая, несостоявшаяся, детская любовь!
   
   Наденька возвращалась в свое общежитие: - Наверняка все девчонки уже на месте. Сидят, делятся новостями друг с другом, готовятся к завтрашней смене.
   Да, и мне завтра на работу. И не только. Завтра начинается Новая, Взрослая Жизнь! Жизнь без Мити!


                -   -   -   -   -   -   -   -   -   -
   
    
    
    
  .
 
               

               

 


Рецензии