Плагиат, у меня шедевр укралиСудиться?

ПЛАГИАТ. СУДИТЬСЯ ИЛИ НЕ СУДИТЬСЯ?

Мне лично очень трудно представить себе ситуацию, когда  я просматривала бы вышедшие в издательствах книги и нашла бы там свое стихотворение или рассказ под чужим именем, просто потому что ленива, никогда не стала бы этого искать, на книги любимых авторов времени не всегда хватает, изданный красиво, ярко, текст хочется прочитать прямо в магазине. А в те  отделы, где наши книги томятся на полках даже и заглянуть часто не успеваю. А если посмотреть на цены, которые в два раза больше, то и вовсе никакого желания нет их смотреть.

Но вот вижу, что некоторые очень пристально следят за тем, что появляется в печати,  и где вдруг мелькнет написанное другим автором произведение. Чаще всего это, конечно, не оригинальные тексты – а экспромты, датские стихи, частушки, тексты песен,  анекдоты, которые так полюбились, что автор их считает своими и на своей странице публикует.

А тут нашли, собрали, напечатали без его имени, и продают под именем чужим, Остапы Бендеры у нас были всегда. Вот как быть в такой ситуации, если книга вышла приличным тиражом? А именно такие и выходят, потому что с хорошими стихотворениями, миниатюрами большого тиража не дождешься, только какая-то прикладная литература, которая продается в помощь массовикам затейникам и школьным учителям.

Но вот ведь в чем беда,  если мы даже  потратив уйму времени, обнаружили, что нас обокрали, в этом случае судиться совершенно бесполезно даже не потому, что мы идем против издательства огромного и мощного, где есть свои адвокаты, а совсем по другой причине.

Как  можно доказать, что роман или рассказ принадлежит мне, кроме того, что он мной опубликован раньше, чем  мистером Миллером( условно, конечно)? Кстати, это не такое уж весомое доказательство, даже когда мы регистрируем рукописи, особенно если регистрируем, сами себе по мылу отправляем, чтобы дату застолбить. Я могла спокойно стащить ее у этого господина, зарегистрировать, пока он там  трудился упорно, и поди, докажи кто у кого и что украл. Тот, кто задумал плохое, тот, кто нападает, всегда надеется на эффект неожиданности, он заранее готовится и к суду тоже. А автор беспечен, уверен в своей правоте, потому и не суетится.

Но в таком случае приглашается специалист-филолог, который, анализируя мои другие тексты,  докажет, что  писала это все-таки я, а не он. Там есть много пунктов, по которым тексты сравниваются и делается вывод, немного похоже на то, как определяют подлинность картины, но конечно, по другим критериям.

Примерно так же мы анализировали стихотворение классиков в  контексте всего творчества, и поверьте, не так трудно определить, кто и что написал. У той же «Незнакомки» А.Блока, есть столько стихотворений с подобными мотивами, образами, а еще  стилистика, лексика, да все работает на этот текст, который стал более яркой звездой в творчестве поэта, чем другие подобные. Как королеву играет свита, так и спорный текст будет в окружении других, созвучных ему текстов, если это работа Мастера, а не ремесленника.

И более-менее приличный филолог( даже у нас в городе не редко обращаются к ним за такой экспертизой) все быстро расставит по своим местам, но если мы хотим отсудить частушки, анекдоты, датские стихотворения, что-то, что собственно к творчеству имеет весьма отдаленное отношение ( Тут у нас появляются у авторов статьи  явно взятые из Википедии  о биографии и творческом пути их любимых писателей и художников, которые они, вероятно тоже считают своими, потому что в финале пару предложений дописали). Так вот в этом случае, на мой взгляд, дело совершенно безнадежное –судиться за авторство, хотя очень хочется с издательства  получить компенсацию, доказать, что они у меня украли, а не я у них. Потому что тот самый эксперт, даже если он ваш сват, брат, отец родной ничего доказать не сможет. Факты -упрямая вещь, и он должен подтвердить и подпись поставить...

К великому сожалению,  сегодня появился кроме авторского стиля, стиль анонима из интернета, это такой обезличенный вариант, что мама не горюй.
Умные ребята изобрели программку «Я пишу как», и вставив свой  отрывок текста, можно посмотреть до какого уровня ты дописался

http://pishu.me/

Проверь, с каким популярным русскоязычным автором совпадает твой стиль письма. При сравнении учитывается выбор слов и характер построения предложений.

Мне она нравится вот почему – вставив кусочек текста, можно проверить в каком направлении ты двигаешься к Булгакову или Т.Толстой, или в сторону Анонима из интернета, интересно особенно последнее, тогда надо бросать этот текст к чертовой бабушке, потому, что для автора можно хуже писать, да уже и некуда. В остальных случаях есть какая-то надежда на то, что получиться может хоть что-то приличное, а может и не получиться, конечно.
Никогда не выбрасываю стихотворение, если мне выдают Т.Толстую или М.Фрай хотя бы, потому что там обязательно что-то есть, если хорошо поработать.

Но к чему я об этом говорю?  Самое большое, что  в украденных текстах сможет определить живой филолог – это то, что они смахивают на анонима из интернета, и значит любой суд бессилен вас защитить и вернуть Вам украденное, опубликованное тиражом в 10 и больше тысяч.

К сожалению, такой вот у нас в последнее время пошел  плагиат, такие у нас издательства, которые публикуют черт знает что, уверенные, что  именно это покупать и станут, а еще они уверены в своей безнаказанности, потому что ничего автор этих шедевров не докажет, даже если обнаружит их напечатанными без его имени.

И хотим мы того или нет, но сегодня, анализируя то, что печатается и может быть раскупается в магазинах, мы должны  признать, что скатились к так называемому народному творчеству, где авторство почти невозможно доказать, не только потому, что у нас суды плохие, и мы не можем издательство победить, а в первую очередь потому, что это недоказуемо, и похожие тексты одновременно  могут родиться у десяти человек в разных местах нашей необъятной страны, независимо друг от друга, в этом смысле они народные, а не авторские.

Как –то племянница попросила найти стихотворение к новому году для сынишки, чтобы он его прочитал в школе. Пошла  в такие вот сборники, мама моя, несите мой гроб осторожнее, три часа совершенно бесплодных поисков, где один текст хуже другого. При этом указанно, что данный сборник издан тиражом в 20 тыс экземпляров, в помощь, скажем так, учителям и родителям. Захотелось только одного – собрать все эти книги и сжечь.

Тут я почувствовала себя настоящим Фамусовым, кстати, очень люблю этого героя комедии «Горе от ума», если забыть о том, что нам в школе рассказывали и начать думать самому, то он просто замечательный тип, кстати, так же и Грибоедов считал.

И тогда появилась у меня в Год литературы печальная мысль о том, что воруют и печатают  самое худшее, что мы можем написать, самое безликое, но то, на чем оказывается можно заработать, и даже очень неплохо.

Но бог с ними с издателями, нам надо задуматься о том, что если украли и опубликовали, значит, дела мои совсем плохи, делаю я что-то явно не так. Потому что если бы так, если бы текст был оригинален, я смогла бы доказать в суде, что это мое,  то воровать бы не стали…

Конечно, это мое субъективное мнение, но разве на самом деле все обстоит не так? Что остается в этом случае? Накопить денег и самому издать частушки, анекдоты, датские стихи, а вдруг это и есть наша нынешняя литература?  А мы просто живем и пишем совсем в другом мире и ничего не понимаем.

Послесловие

Кстати, если верить литературоведам, то комедию "Горе от ума" растащили на цитаты, цитировали еще лет десять назад роман века, особенно о том, что ни у кого ничего не надо просить, рукописи не горят.

Что мы с огромным удовольствием растаскиваем на цитаты сегодня:
Высказывание премьера польского о том, чем они с Обамой занимаются, совсем новая цитата другого поляка про то, что  дверь о Освенциме открыл украинец, вероятно, который до этого охранял лагерь, и там служил, если судить о том, чем они занимались.
Шедевральные высказывания Яценюка о том, как мы вторглись сначала на Украину, а потом в Германию...

Из высказываний Псаки просто целые книги опубликованы, как впрочем из высказываний В.Черномырдина, хотя от Грибоедовских цитат там рожки и ножки остались, это же язык абсурда какого-то.

Когда это все начиналось, никто вероятно, не заметил, забава такая была у филологов, собирать его уникальные фразы, как пример, на лекциях демонстрировали.
Но сегодня, это все, что у нас и осталось. Это уже никакая не забава, злую шутку с нами  какой-то Мефистофель играет.

Выпустили бы сегодня "Горе от ума", никто бы не заметил и не прочитал, какие там цитаты, когда Псаки снова сказанула, вот и  плагиату именно это и нужно, чтобы к народу ближе.


Рецензии
Уважаемая Любовь, спасибо за интересную программку.Поигралась с ней. Выдало мне:Толстая, Маринина,Пехов, Лукъяненко, Экслер.Один раз Аноним и три раза ничего, пустой экран. Как понимать, не знаю.Но было очень интересно с Вашей статьей.

Людмила Канашева   26.01.2015 09:44     Заявить о нарушении
Дорогая Людмила!!!
Пустой экран, это когда текст маленький и ничего определить не могут.
Кстати, у меня лично результаты лучше, когда тексты стихотворений, вероятно там и лексика и стилистика повыше, мне то же самое говорил пару лет назад и лингвист, но я как-то в науку не очень верю, а вот еще раз подтвердилось..
Люба

Любовь Сушко   26.01.2015 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.