Надо уж до конца играть. Николай Робертович Эрдман
Достаевский, продающий одежду беременной женщины, чтобы тут же поставить вырученные деньги на рулетку в баден-баденском казино, Лев Толстой, проигрывающий в карты повесть "Казаки"... Болезнь, болезнь несомненная!
Между тем, история литературы знает писателя, чей азарт имел совершенно иную природу. Странный у него был азарт - не самоуничтожительный, а, наоборот, жизнеутверждающий.
Речь идёт о великом драматурге советских времён Николае Робертовиче Эрдмане. Его судьба удивительна во всём: в его жизни не было ни одного события, которое можно было бы считать ординарным.
Люди большого художественного масштаба, обладавшие особым слухом к русской речи - Маяковский, Мейерхольд, Любимов - отмечали поразительное языковое чутьё Эрдмана.
Его язык - живой, блистательный. А ведь он происходил из семьи обрусевших немцев, и родители его говорили по-русски с заметным акцентом.
Имя Эрдмана - синоним комедийной гениальности.
В начале 20-х годов 20 века Эрдман имел репутацию одного из самых остроумных людей Москвы. Обладая обычной внешностью - невысокий рост, нос уточкой, небольшие глаза - он был очень любим женщинами. Рядом с ним всегда находилась одна из признанных московских красавиц.
Эрдман был незаурядной личностью и это проявлялось во всём - в том числе и в его особенном, ни на кого не похожем азарте. Он был завсегдатаем московского ипподрома, который был для него главным местом реализации азарта. До и после ВОВ Эрдман ходил на бега с такой регулярностью, с какой другие ходили на работу.
Ипподром - мир, где страсти кипели так,как они никогда не кипели в общественной жизни.
До войны на ипподроме были так называемые "актёрские" дни, когда в роли наездников выступали актёры. И, конечно, в эти дни присутствовать на бегах было для Эрдмана святым делом.
О том, что значили для Эрдман бега, ярко свидетельствует письмо с фронта, присланное им любимой женщине, балерине Наталье Чидсон:
- За всю свою жизнь я испытал чувство зависти всего три раза. Один раз к Козловскому, один раз к собаке, и один раз к самому себе. Козловскому я позавидовал на бегах. Выиграв приз в актёрском заезде, он шёл рядом с кобылой мимо трибун и кланялся повизгивающим барышням и аплодирующим лошадникам.
Собаке я позавидовал в детстве. Повели меня на представление в цирк. Выступала собака-математик. Она делала сложение, вычитание, знала таблицу умножения. Когда на вопрос, сколько будет 4х8, она принесла дощечку с цифрой 32, и по одобрению зрителей я понял, что собака не ошиблась, я весь позеленел и меня чуть не затошнило от зависти. В школе мне задавали точно такие примеры, и не было случая, чтобы я мог их решить. Всю дорогу домой я просил купить мне эту собаку, чтобы она вместо меня делала уроки.
Себе я позавидовал, случайно подслушав разговор двух дам, ругавших кого-то. Ругали они так долго, с таким азартом, увлечением и вдобавок - с таких приятных для мужского самолюбия позиций, что я поймал себя на том, что я завидую этому человеку. Когда же выяснилось, что они ругают меня, мне до того стало стыдно, что, на этот раз, я не побледнел и не позеленел, а покраснел и на цыпочках удалился.
О секрете обаяния Эрдмана, которому женщины так мгновенно поддавались, вспоминал его друг, актриса МХАТа Ангелина Степанова. Будучи женой Александра Фадеева, она приезжала к Эрдману в ссылку, несмотря на последствия, которые это могло иметь. Так чем поражал он дам? Тем, что не выпендривался. Он дарил им цветы, конфеты, щедро платил в ресторане за три столика. Это впечатляло, т.к. они знали, что он абсолютно уникальная личность и такое поведение было им понятно. Оно сразу подкупало.
Эрдман, на котором Сталин собственноручно поставил крест как на драматурге, зарабатывал на жизнь тем, что писал скетчи, театральные и цирковые репризы, сценарии к фильмам ("Весёлые ребята", "Волга-Волга", "Смелые люди") и мультфильмам, либретто для оперетт( он - автор текста "Летучей мыши").
С игрой на бегах связана история, ярко свидетельствующая о том, что Эрдман воспринимал бега как противоположность политической мертвечине. Её вспоминал Юрий Любимов:
- Эрдман был замечательной личностью трагической судьбы. Его преследовали, высылали, сажали, а он упорно не желал не только восхвалять Сталина, но даже и упоминать его имя. Как-то пришла к Эрдману группа писателей:
- На даче у Горького будет Сталин. Поехали, он просит тебя.
Знаете, что ответил Эрдман? Он сказал:
- Я занят, сегодня у меня большой заезд.
Все знали, что Эрдман постоянно бывает на бегах, но решили, что на этот раз он валяет дурака. А он говорил абсолютно серьёзно.
Незадолго до своей смерти Эрдман сказал Любимову:
- Ведь я долго играл на бегах, но почему-то вышел из игры в искусстве, а наверное, так суждено - надо уж до конца играть.
В этих словах есть по-эрдмановски живая загадка и есть очевидное указание на то, что азартная игра возникла в его судьбе не случайно. Она была частью его таланта, его обаяния и его глубоко скрытого горя от "запрета на профессию", наложенного бесчеловечной общественной системой. И в этой игре было так много живой незаурядности, как много её было во всей жизни этого замечательного человека.
Свидетельство о публикации №215012501232
Женские Истории 26.01.2015 15:11 Заявить о нарушении
Таким был Оскар Уайльд, которого обожали женщины. Когда дотошный Сомерсет Моэм спросил у одной из его любовниц, в чём секрет его успеха у женщин, она ответила: - Его тело пахнет мёдом...
О вкусах не спорят. Удачи Вам и приятных собеседников. Пусть жизнь идёт по восходящей. С улыбкой. Магда.
Магда Кешишева 26.01.2015 15:45 Заявить о нарушении