Варфоломей
К счастью я уже знал ответ на каверзный вопрос моего друга и не смутился в сложившейся ситуации.
- Имя Сергий было дано при постриге. А до этого молодой человек носил имя Варфоломей. Поэтому и картина называется: «Видение отроку Варфоломею».
Мы стояли в музее имени Николая Рериха и внимательно рассматривали репродукцию картины, принадлежавшей кисти знаменитого художника Михаила Нестерова. Величественный старец в чёрном, похожем на одежду монаха одеянии, изображённый на ней, протягивал светлорусому голубоглазому юноше, сложившему руки так, словно бы он о чём-то просит, ковчежец с неким содержимым. Рядом находилась ещё одна репродукция – эскиз этой картины. Монах и юноша на ней поменялись местами. В отличие от оригинальной картины, на эскизе отчетливо было видно лицо старца (и одеяние у него вовсе не чёрное), а вот лицо отрока, наоборот, видно не было, поскольку он обернулся к монаху. Оригинальная картина смотрелась куда как более строго и даже величественно, а первоначальный вариант грешил тем, что был похож на иллюстрацию к некой сказке. Видимо, поэтому художник и решил не останавливаться на достигнутом и попробовал написать картину иначе.
- А что такое постриг? И что ты вообще знаешь о Сергии Радонежском? Ты же что-то знаешь? – друг заинтересовался увиденным и услышанным и теперь наскакивал на меня с вопросами.
Я попробовал вспомнить всё, что мы проходили в рамках школьного курса, оживить в памяти то, о чём я читал в журнале «Монастыри России», в книгах о православных святых и собрать всё это в единую картину.
- Значит, слушай, - наконец-то собрался я с мыслями. - Преподобный Сергий Радонежский, а тогда ещё мальчик по имени Варфоломей родился в семье благочестивых родителей – Кирилла и Марии. Отец состоял на службе у ростовских князей и владел достаточным состоянием. К моменту рождения Варфоломея он с семьей жил в своём имении близ Ростова.
О том, что Варфоломей будет особенным ребёнком с весьма необычной судьбой, стало понятно практически сразу. Когда родители его были на литургии, ну, то есть, на церковной службе, произошёл невероятный инцидент – прямо во время богослужения младенец издал троекратный крик во чреве матери, чему крайне удивились все присутствовавшие. Мария же после этого во время беременности перестала употреблять мясо, молоко, рыбу и вино.
- Так прямо и закричал? – в глазах друга читалось недоверие к моему рассказу.
- Так нам повествует Симон Азарьин. Именно благодаря ему мы знаем многие факты из жизни преподобного, - я улыбнулся и продолжил. - Когда же младенец появился на свет, чудеса продолжились. Оказалось, что мальчик не употреблял материнское молоко, если Мария накануне питалась мясом. По средам и пятницам, то есть в постные дни, он вообще ничего не ел.
- Совсем ничего? – снова с сомнением посмотрел на меня друг.
- Да, представь себе! Совсем ничего!
- А что же необычного случилось с ним? Причём же тут сюжет этой картины? – ему не терпелось узнать, что же было дальше.
- Сейчас расскажу! Когда Варфоломею исполнилось семь лет, пришло время отдавать его на обучение. Но вот незадача – грамота мальчику не давалась совсем. Это вызывало насмешки других детей, чем крайне огорчало его.
Но, как говорится, нет худа без добра. Бог всё видит. Вот и произошла с Варфоломеем история, которую Михаил Нестеров изобразил на этой картине.
Однажды Варфоломей отправился в поле искать пропавших жеребят. Внезапно он увидел благообразного, похожего на ангела старца, который молился под дубом. Мальчик подождал, пока тот окончит молитву и обратит на него своё внимание. Старец, видимо, знал о приходе мальчика, он разглядел духовными очами в Варфоломее «сосуд Божий» и подозвал его к себе. Монах благословил отрока и спросил, чего тот хочет. На что отрок открыл старцу свою самую сокровенную мечту: научиться грамоте и владеть в совершенстве ею. Монах принялся молиться за Варфоломея, а потом дал ему небольшой кусочек белого пшеничного хлеба, похожий на анафору, разновидность просфоры, которую дают в церкви. Затем, поучив его на пользу души, старец хотел было идти по своим делам, но мальчик очень просил старца зайти в дом со словами: «Мои родители любят таких, как ты, Отче». Старцу не оставалось ничего, кроме как согласиться посетить дом, в котором жил мальчик.
Едва войдя в дом, он благословил хозяев, а затем начал петь часы. Отроку он велел прочитать псалом, на что удивлённый отрок возразил, что он не умеет. Однако старец повторил своё веление: Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения!» И, о чудо! Варфоломей начал стихословить Псалтырь очень внятно и стройно к великому удивлению всех домочадцев.
После этого старец отобедал у родителей мальчика, а потом вышел из дома, предсказав, что «отрок будет велик пред Богом и пред людьми» и стал вдруг невидимым. Теперь-то ни у кого не осталось и сомнения, что это был вовсе никакой не старец, а самый настоящий ангел Божий. Такая вот история этого картинного сюжета!
- Интересно очень! – друг слушал мой рассказ теперь более внимательно, не перебивая, - И что же, сбылось предсказание старца?
- А то как же! На то он и старец, что наперёд знал. Через какое-то время отроку Варфоломею захотелось в монастырь, чтобы и словом, и делом устремиться к Богу. Остальные дети Кирилла и Марии женились уже к тому времени, а мальчик во всём помогал родителям. Когда же они узнали о его желании, то были рады выбором сына, но просили его дождаться их смерти, чтобы не лишаться единственного помощника в семье. И Варфоломей исполнял свой сыновий долг, до тех пор, пока под конец жизни Кирилл и Мария сами не приняли монашеский постриг, а чуть позже тихо скончались. По преданию, преподобный Сергий Радонежский завещал богомольцам, чтобы они, прежде чем идти в Троице – Сергиеву обитель, заходили в Покровский Хотьков монастырь – поклониться могилам его отца и матери. Тем самым он как бы напоминает нам одну из самых важных ветхозаветных заповедей: «Почитай отца своего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
- А что же было дальше?
- Сергий передал своё имущество младшему брату, а сам вместе с другим братом Стефаном отправился искать пустынное уединённое место. Много времени ушло у них на поиски, но место такое всё же нашлось – холм в десяти верстах от Хотькова, который был назван Маковецким. Место это было необычное – люди часто видели там словно из ниоткуда появляющийся яркий столп света, а иногда и чувствовали чудесное благоухание, приятный аромат. Сергию это место вполне приглянулось, там он и решил совершать свой монашеский подвиг. Брат же лишь немного помог ему, но затем покинул это место, а святой остался совсем один.
Бог видел стремление Сергия стать иноком, поэтому послал к нему черноризца, от которого тот принял постриг. Вот теперь-то мальчик Варфоломей и стал преподобным Сергием Радонежским.
- А как же он в лесу один жил? – друг задумчиво рассматривал репродукцию иконы 17 века.
- Конечно же жизнь в лесу была очень опасна и инок испытывал большие трудности, тем более, что он был совсем один. Приходилось бороться с унынием и голодом, святой постоянно сочетал молитву с тяжёлым физическим трудом. Вокруг кельи, в которой он жил постоянно рыскали дикие звери, но Сергий молился о заступничестве Богу, и звери не причиняли ему вреда.
- А вот на этой картине рядом с Сергием изображен медведь, - друг показал мне на одну из репродукций. – Он тоже не тронул святого?
- А с этим медведем получилась одна забавная история! Зверь каждый день приходил к келье Сергия и оставался там на некоторое время. Инок понял, что зверь вовсе не представляет опасности, он приходит не с тем, чтобы разрушить келью или как-то повредить преподобному, а потому что голоден. И святой стал его подкармливать, иной раз, оставаясь голодным сам.
- Ничего себе! – воскликнул друг. - А это что за картина? – он показал на центральную репродукцию.
- А такой вид картин, насколько мне известно, именуется триптихом, ну то есть состоящая из трёх частей. Она называется «Труды преподобного Сергия» и была написана Нестеровым в 1896-1897 годах. Дело в том, что как ни старался Сергий уединиться от людей, чтобы остаться наедине с Богом, люди сами находили его. Более того, преподобный даже в каком-то роде против воли принял участие в государственной политике! Но обо всём по порядку!
Люди прознали, что на Маковецком холме живет отшельник и, конечно же, им было интересно посмотреть на него. Кто-то даже оставался, желая так же удалиться от суеты мира и устремиться к Богу в молитве и посте. Как ни досадно было Сергию лишаться своего уединения, но по своей доброте он позволил пришельцам селиться рядом. Святой решил, что так угодно Богу, а одной из главных иноческих добродетелей является смирение. Поэтому Сергий оставил всё как есть, а через некоторое время здесь появилась одна из самых известных российских православных обителей – Троице - Сергиева лавра.
- Получается, что он пожертвовал собой ради других?
- Ну да, получается так. Вообще нужно сказать, что почти все русские святые 14 – начала 15 века были учениками и собеседниками преподобного. Впоследствии они основывали новые монастыри, распространяя православие по всей Руси. Ты только представь себе весь этот масштаб – как от одного человека, словно от горящей свечки, от которой впоследствии зажигают другие, пошло распространение веры по всей стране?! Именно поэтому святого всегда так почитали, именно поэтому он так известен, а его самого прозвали «игуменом земли Русской».
- Погоди, а как же ему пришлось стать политиком? – удивлённо пожал плечами друг. – Ты же сам говорил.
- Ну да, говорил. Уединение Сергия и становление монастыря пришлись как раз на очень тяжёлое время, одну из самых чёрных страниц русской истории, когда на Руси установилось иго Великой Орды. Страна стонала от гнёта захватчиков, многие города и селения были захвачены, разграблены или даже стерты с лица земли. Но русский народ никогда не признавал над собой никакой власти, кроме власти Божьей и государя. Именно поэтому князь Дмитрий Донской задумал сражение с Мамаевым войском. Но как победить столь сильного и хитрого врага? Тут на себя надежды мало, да и сомневался тогда князь, не обернется ли подобная борьба ещё большим злом для Руси, ведь в случае проигрыша хан только усилил бы гнет и грабежи в отместку за неповиновение. Единственным верным решением для победы над собственным смущением князь избрал обращение к иноку, которого считал своим духовным отцом. Надо сказать, что в те времена вообще ни одно серьезное дело не затевалось без благословения, будь то благословение родителей или батюшки из местной церкви. А уж получить благословение от самого старца считалось большим счастьем!
Старец внимательно выслушал князя, помолился и благословил – таки его на поход. А помимо этого, в войско князя он ещё выделил двух своих иноков – Ослябю и Пересвета.
8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы началось известное сражение на Куликовом поле. А началось оно именно с поединка Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея. Перед началом битвы меж ними состоялся ожесточенный поединок, но, увы, оба богатыря в нем пали замертво. Между русскими и татар – монголами началось великое сражение. Нужно сказать, что второй инок тоже активно проявил себя в ходе сражения и как его сотоварищ по мечу и вере, пал на поле боя смертью храбрых. А сама битва завершилась победой русского войска, первой победой, доказавшей, что противника можно победить и что Бог на нашей стороне. Но до окончательного освобождения Руси от ига было ещё далеко. Ровно через сто лет, в 1480 году стоянием на реке Угре завершилось освобождение русского народа. Так преподобный Сергий, благословив князя на бой, сыграл большую роль в русской истории. Кстати, во время боя он поименно поминал каждого павшего воина и молился за его душу перед иконами.
- Но откуда же он знал это? Он же не был на поле?
- Не был. Но, видишь ли, он был святым, ему было открыто многое, что недоступно простому человеку. Именно поэтому он совершал то, что мы бы назвали чудесами и что нам не совсем понятно и привычно…
Когда мы вышли из музея уже смеркалось. Меня не покидало странное чувство: казалось, что только что мы прикоснулись к чему-то великому и непостижимому, но несомненно важному. Будто мы сами стали соучастниками тех великих событий, ощутили самое дыхание истории. И все эти иконы, картины – пусть даже и репродукции, необходимо увидеть, рассмотреть, чтобы получить тот заряд, тот импульс, что они несут в себе, чтобы подумать о тех вещах, о которых мы, к сожалению, задумываемся столь редко.
Преподобный Сергий, князь Дмитрий, прозванный в народе Донским, были реальными людьми, жившими в нашей стране и так сильно повлиявшие на ход нашей истории. А мы их соотечественники. Приемники, можно сказать! И теперь уже от нас самих будет зависеть, какой станет история нашей могучей необъятной страны. От одной этой мысли у меня захватывает дух!..
Наш поход в музей получился чисто случайным, и я очень благодарен моему другу, что он поддержал меня и заставил вспомнить столь важные вещи, которые затерялись в глубинах памяти и хорошо ещё, что не безвозвратно. Мне очень досадно наблюдать, как многие молодые люди моего возраста относятся к церкви, как к какому-то пережитку прошлого, чему-то столь ветхому и древнему, что теперь уже и вовсе необязательному и ненужному, достойному лишь вниманию стареньких бабушек. В Советском Союзе церкви закрывались большевиками, ходить в них было официально запрещено, но, тем не менее, люди всё равно крестились или передавали друг по дружке иконы – не смотря на запрет, люди хоть и тайно, но всё же тянулись к вере. Теперь же получилась обратная картина: ходить в церковь не запрещает никто, но число тех, кто туда ходит, значительно сократилось. В дореволюционный период люди даже не могли вообще представить себе жизнь без церкви!
Я часто задумываюсь, почему так происходит. На мой взгляд, отчасти это обусловлено навязанными нам западными ценностями ложной свободы и демократии, ну а в чём-то есть и наша вина. Согласно основному закону нашей страны – принятой в 1993 году Конституции ни какая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Но можно ли стране жить без идеологии? Как двигаться кораблю, который не знает своего конкретного направления?
В СССР не смотря на запрет веры, существовала ведущая роль партии, был объявлен курс на построение коммунизма. В России имперского периода считалось, что власть государя дарована Богом свыше, а воля государя есть воплощение Божьей воли на земле. Человек мог не верить в такую концепцию происхождения власти, но он осознавал, что жить нужно ради Бога и ради Отечества.
Нужно ли говорить, что пустое место бывает пустым совсем не долго. Брешь в идеологии заполняется ценностями, навязанными извне, идеями о свободе. Но если присмотреться внимательно, то под так называемой «свободой» западный человек давно понимает распущенность и вседозволенность. Вместо того, чтобы человек интересовался религией, политикой и социальными проблемами, ему предоставляется огромное множество развлекательных «глупых» передач по телевидению, культивируется общество потребления, высмеиваются и рушатся на глазах общепринятые моральные устои…
Поэтому когда мой друг выразил желание сходить на эту выставку, я очень обрадовался. Я видел в его глазах живой интерес, и мне передавалось его восторженное состояние, радость открытия…
И как же всё – таки всё взаимосвязано! Порой мне кажется, что искусство – это низшая ступень религии. Стремление к прекрасному. А откуда? Воспоминания согрешившего человека об утерянном Рае.
Само по себе искусство никуда не ведёт. Оно, как бы, не первостепенно. А живо оно бывает лишь в том случае, если заставляет нас верить. Про такое искусство говорят, что оно вечно.
Подумать только! Все эти великолепные картины, замечательные иконы словно призывают нас обратить свой взор к небу, поверить в то, что находится за гранью привычного нашего понимания. Как всё это странно… И как это прекрасно!
Простой поход в музей оставил столько мыслей и впечатлений… Друг поинтересовался потом, когда будет ближайший православный праздник. Меня это очень удивило и обрадовало – значит, наш поход не прошёл без следа!
Преподобный Сергий считается покровителем всех учащихся. Но ведь можно сказать, что учимся – то мы всю нашу жизнь! Так и получается, что он молится о нас пред небесным Отцом, просит Его о нашем спасении и заступничестве России. И как знать, быть может, со временем, мы сможем вернуться к своим первоистокам, снова обратим свой взор на небо и на церковь – дом Божий на земле, сбросим с себя всё налипшее, чужое и ненужное…
Преподобный Сергий Радонежский, моли Бога о нас!
В день памяти святого Сергия Радонежского у меня получилось написать небольшое стихотворение, которым я и хотел бы завершить свой рассказ:
Отрок старца повстречал,
Отрок старца вопрошал:
Дай мне, Отче, твой совет,
Как вместить ученья свет?
Головою покачал
Старец и просфору дал:
Сам поймёшь, других учи,
Свет в сердца на Русь неси!
Так и повелось с тех пор,
Кто попросит у него,
Тот получит и ответ,
Что в ученье жизни – свет.
Свидетельство о публикации №215012501347