Чудище обло, озорно, стозевно, и лаяй
И есть этот фильм в Интернете с английскими субтитрами. Вот и поглядел. Поскольку читатель может сам поинтересоваться о нем с помощью монитора своего компьютера, не буду особо расписывать ни сюжет, ни перипетии. Скажу только, что фильм реалистичен, герои и ситуации узнаваемы, фильм вызывает и сопереживание, и целую палитру откликов чувств. Все, что там изображено, встречается в тысячах, в сотнях тысяч житейских историй.
Но!
Фильму далеко до высоких кинопроизведений советского времени. А их было немало. Судьи и ценители на Западе были восторженно шокированы текстами и подтекстами. Критики уже отписались, а рядовой зритель еще ничего не видел.
Я же хочу высказаться об одном очень важном моменте. Неприятно поразил меня отборный мат-перемат в устах героев, который рассыпан по всему фильму. Я впервые такое увидел в российском кинематографе. И могу сказать об этом сюрпризе только одно: ЭТО ПАКОСТЬ, МЕРЗОСТЬ и ГНУСНОСТЬ. Искусство российского кино существенно обеднело, снизило свою значимость, вышло из разряда высоких стандартов. Оно перейдет в низкопошибный хлам, если подобное станет широко распространенным явлением на экране. Повидимому авторы подобных кинолент, кто практикует воспроизведение матерщины в своих изделиях, не понимают в полной мере назначение искусства кино, которое несет в себе в том числе и воспитательное назначение, а не только реализм. И его воспитывающее начало является, может быть, самым важным средством поддержания нравственности человеческого (российского) общества.
Матерщина на киноэкране сродни порнографии: та ведь тоже, вроде бы, отражение реальной жизни человека, но, слава Богу, порнографию еще (пока что) не показывают в общественных кинотеатрах.
Деградация российского населения как раз и подтверждается, в частности, безудержной матерщиной в повседневной жизни. Это же дикость, когда я слышу матерщину на улицах городов, когда проходят мимо муж и жена, или даже юноша и девушка, и из уст юнца льётся отборный мат, а женщина (девушка) даже ухом не ведет, слушает, внимает. Могу напомнить, как общественная деградация, нравственная атмосфера в людских беседах постепенно, постепенно, так сказать, медленно, исподволь развивалась.
Было время, когда в СССР существовали отдельно женские школы и отдельно мужские. Я начинал учиться в мужской школе номер сто пять в городе Одессе. Одним кварталом ниже находилась женская школа номер тридцать шесть. Девочки этой школы представлялись нам существами какого-то совершенно иного мира, существами высшего порядка.
В 1955 году решением правительства СССР объединили мужских и женских школы. Хорошо ли это, плохо ли, пусть теперь кто-то выскажется. Мне теперь кажется, что отрицательного в этом объединении больше, чем положительного. Не дай Бог, чтобы какой-нибудь мальчик в то время в присутствии девочки употребил какое-то неприличное слово! Его тут же две-три девочки сурово одернут и потребуют, чтобы извинился за оскорбление их чувств. Девочки долго на него обижались за невоздержанность. Помню однажды строгая девочка из нашего класса с размаху влепила Женьке Новикову пощёчину, когда услышала от него рядом с нею парочку крепких матерных слов. Женька тогда ничего ей не сказал... И больше не матерился рядом с девушками.
Бывало в те времена ругнется кто-то из ватаги мальчишек в трамвае, а стоящий рядом пассажир услышит. Что тут начнется! Весь трамвай обрушится на нарушителей общественной морали, и мальчишек заставят покинуть вагон на ближайшей остановке. Возможно, что сегодня мне кто-то и не поверит, но я могу поклясться, что так было.
В нашей семье матом не ругались - ни мать, ни отец. Учиться мату автор настоящей миниатюры получил возможность в школе, среди мальчиков. Случилось такое где-то во втором или третьем классе... Сначала матерные слова было даже воспроизводить стыдно (повторять про себя). Кстати, в раннем детстве бабушка наставляла внука, что говорить нехорошие слова - страшный грех, "Боженька накажет".
Русский мат - вещь серьезная, сложная. Писать о нем, анализировать эту сторону жизни трудно, она требует много времени, и осмысления, всестороннего анализа, как и препарирование общественной морали вообще. Нравственность народа раньше была выше. Вспомните, как гитлеровцы удивлялись, что молодые русские девушки, попавшие к ним в плен, были девственницами. Но она, мораль, постепенно сползала, по кирпичикам рушилась, фундамент растрескался, и вот все здание морали рухнуло. Моральный распад советского общества начинали хрущевцы. "Люди работают", как Никита говорил о своих коммунистах-подельниках, им нужно немного свободы. И свобода спускалась сверху донизу. "Коготок увяз - птичке пропасть". Распад происходил сверху, и исподволь, ржавчина сытого быта и вседозволенности постепенно разъедала души, и плесень стала расползаться сверху вниз. Кстати, и у церкви русской православной рыльце тоже в пушку.
Если говорить о фильме "Левиафан", то надо сказать, что фильм несколько сумбурен. Всё как-то уж не очень умно перемешано. События развиваются рваными кусками. Этот внезапный идиотский секс был на экране вообще совершенно неуместен, внезапен, неожидан. Нормальные русские люди, которых мы знали и видели, среди которых прожили годы, десятилетия, три-четыре десятка лет, так не поступали, не поступают, и поэтому "реализм" тут передёрнут. Так что подробно говорить о фильме особо и не хочется. Некоторые критики вставляют сюда даже такой оборот, как "путинская Россия". Причем здесь Путин? А почему не ельцинская? Почему не горбачевско-андроповская?
Все скороспелые философы должны зарубить себе на носу самую великую мудрость на свете: "Если характер человека определяется обстоятельствами, стало быть, обстоятельства должны стать человечными". Сталин был великий человек, он сумел прорваться из самых низов через тернии к звездам. Он был человеком страстной идеи, великой мечты, способности его были огромны, но ему недоставало оппозиции. У него было слишком суровое и жестокое детство. Не было противовеса. Он не успел рядом с собой оппозицию создать, подобрать, воспитать достойных учеников и продолжателей, не хватило времени, не хватило собственного критического отношения к себе. Наши недостатки - продолжение наших достоинств. И светлая мечта о новом справедливом обществе растаяла, испоганилась, превратилась в хрономираж.
"И губят песню сытость, ложь и проза.
Спасти ее - задача из задач!".
(Владимир Солоухин)
Свидетельство о публикации №215012501817
В этой зарисовке помимо всего вы коснулись фильма Звягинцева "Левиафан".
Фильм "шибко" понравился "забугорным" друзьям постановщика. Даже наградили его "золотым глобусом". Да и как не наградить! В фильме Звягинцев пооткровенничал о состоянии родной России.
Изобразив ее(Россию) в мифическом образе морского чудовища левиафана, который издавна служил образом государственной власти, уничтожающим человеческую природу и свободу. Постановщик подхалимно показал "друзьям" облик нынешней (Путинской как многие пишут)России.
Однако он тут же их (друзей) успокоил: "Не бойтесь, нынешний левиафан(считай Россия)не страшен. Он погряз в пьянстве, разврате, неприязни и площадном мате".
Нынешнее кино напичкано сплошными драками, убийствами, преступлениями, матом и откровенной порнографией, с низкопробными сюжетами.
Никчемные фильмы о подростках, типа фильма "Каникулы строго режима". Который кроме жалости к режиссеру, и стыда за актеров- исполнителей ничего не вызывает.
В этом ряду фильмы "Школа", "Учитель географии пропил глобус", или притянутый за "ухо" фильм-ужасов "Батальон смерти", о женщинах-смертницах в ВОВ. Ну такая показана глупость, какой не придумает ни один нормальный человек, а тем более постановщик кино.
В свое время в Университете, нам, студентам, вбивал в голову умный профессор:"Запомните, если автору нечего сказать - он пишет пошлости". И еще наставлял: "Читайте современных сочинителей, чтобы учиться на их глупостях, дабы самим не повторять подобного".
Можно долго и много рассуждать о кино, "вроде" как отнесенного к виду искусства, но в настоящем списке, выпущенных российских фильмов, таковые не наблюдаются.
Вадим, ваш текст можно назвать публицистической зарисовкой(статьей). Как автор, вы отлично владение нормами родного языка. Доходчиво и убедительно излагаете собственные мысли.
Судя по вашим произведениям вы благородный человек, небезразличный к предмету высказывания, истинно с душевной болью переживаете за современное российское кино.
С уважением, и желаю удачи, Ант.
Антонина Глушко 07.04.2016 04:58 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 07.04.2016 09:56 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 07.04.2016 10:00 Заявить о нарушении
Жила я в старой гостинице на Дерибасовской, а напротив, через дорогу, большущий тогда назывался - гастроном. В нем был овощной отдел, и там торговали дынями, и я ими объедалась.
Возвращаясь со службы в гостиницу, заходила в гастроном, покупала - сколько унесу, и сидя у окна номера, любовалась Одесской улицей и объедалась этими прекрасными плодами солнца.
Я не помню улицу, где располагалась воинская часть, куда я была командирована. Но отлично помню, что каждый раз, сойдя с общественного транспорта, я шла мимо еврейского кладбища. Виделся он мне очень ухоженным и красивым(если так можно говорить о погосте). Однако заходить на территорию опасалась.
Утром - спешила на службу, а вечером, возвращаясь, просто боялась идти туда.
Конечно же это замечательный город. Помню собирала прямо на тротуарах плоды каштанов. Да и вообще все было прекрасно. Жаль служба отнимала все дневное время, да и командировка ограничивала во времени.
Приветствую вас в вашем славном городе, и тихонько передайте ему от меня привет и пожелания скорейшего наступления мирной жизни.
Такие же пожелания и вам, Вадим, Ант.
Антонина Глушко 07.04.2016 10:41 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 07.04.2016 12:54 Заявить о нарушении
Но это не важно, главное вы мне написали о городе. Я до глубины души тронута вашим вниманием. С уважением, Ант.
Антонина Глушко 08.04.2016 03:15 Заявить о нарушении
Исправьте опечатку в последнем слове заголовка этой статьи. И сразу удалите это замечание!
Прощайте!
Александр Соханский 09.02.2019 11:39 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 09.02.2019 12:37 Заявить о нарушении
Оставим эту опечатку на совести корректоров школьного учебника и Вашей фотографической школьной памяти. Сейчас везде пишут раздельно, как и предусматривается правилами грамматики: "и лаяй"!
Добра и творческих удач!
Александр Соханский 10.02.2019 11:15 Заявить о нарушении