Чудище обло, озорно, стозевно, и лаяй

       Изречение Тредиаковского, впервые прочитанное в школе в учебнике русской литературы (в году примерно 1955-57), припомнилось мне в связи с просмотром кинофильма под названием "Левиафан". Об этом фильме есть статья в Википедии, он был показан в 2014 году на Каннском кинофестивале и получил там "Золотого орла".
       И есть этот фильм в Интернете с английскими субтитрами. Вот и поглядел. Поскольку читатель может сам поинтересоваться о нем с помощью монитора своего компьютера, не буду особо расписывать ни сюжет, ни перипетии. Скажу только, что фильм реалистичен, герои и ситуации узнаваемы, фильм вызывает и сопереживание, и целую палитру откликов чувств. Все, что там изображено, встречается в тысячах, в сотнях тысяч житейских историй.
       Но!
       Фильму далеко до высоких кинопроизведений советского времени. А их было немало. Судьи и ценители на Западе были восторженно шокированы текстами и подтекстами. Критики уже отписались, а рядовой зритель еще ничего не видел.
       Я же хочу высказаться об одном очень важном моменте. Неприятно поразил меня отборный мат-перемат в устах героев, который рассыпан по всему фильму. Я впервые такое увидел в российском кинематографе. И могу сказать об этом сюрпризе только одно: ЭТО ПАКОСТЬ, МЕРЗОСТЬ и ГНУСНОСТЬ. Искусство российского кино существенно обеднело, снизило свою значимость, вышло из разряда высоких стандартов. Оно перейдет в низкопошибный хлам, если подобное станет широко распространенным явлением на экране. Повидимому авторы подобных кинолент, кто практикует воспроизведение матерщины в своих изделиях, не понимают в полной мере назначение искусства кино, которое несет в себе в том числе и воспитательное назначение, а не только реализм. И его воспитывающее начало является, может быть, самым важным средством поддержания нравственности человеческого (российского) общества.
       Матерщина на киноэкране сродни порнографии: та ведь тоже, вроде бы, отражение реальной жизни человека, но, слава Богу, порнографию еще (пока что) не показывают в общественных кинотеатрах.
       Деградация российского населения как раз и подтверждается, в частности, безудержной матерщиной в повседневной жизни. Это же дикость, когда я слышу матерщину на улицах городов, когда проходят мимо муж и жена, или даже юноша и девушка, и из уст юнца льётся отборный мат, а женщина (девушка) даже ухом не ведет, слушает, внимает. Могу напомнить, как общественная деградация, нравственная атмосфера в людских беседах постепенно, постепенно, так сказать, медленно, исподволь развивалась.
       Было время, когда в СССР существовали отдельно женские школы и отдельно мужские. Я начинал учиться в мужской школе номер сто пять в городе Одессе. Одним кварталом ниже находилась женская школа номер тридцать шесть. Девочки этой школы представлялись нам существами какого-то совершенно иного мира, существами высшего порядка.
       В 1955 году решением правительства СССР объединили мужских и женских школы. Хорошо ли это, плохо ли, пусть теперь кто-то выскажется. Мне теперь кажется, что отрицательного в этом объединении больше, чем положительного. Не дай Бог, чтобы какой-нибудь мальчик в то время в присутствии девочки употребил какое-то неприличное слово! Его тут же две-три девочки сурово одернут и потребуют, чтобы извинился за оскорбление их чувств. Девочки долго на него обижались за невоздержанность. Помню однажды строгая девочка из нашего класса с размаху влепила Женьке Новикову пощёчину, когда услышала от него рядом с нею парочку крепких матерных слов. Женька тогда ничего ей не сказал... И больше не матерился рядом с девушками.
       Бывало в те времена ругнется кто-то из ватаги мальчишек в трамвае, а стоящий рядом пассажир услышит. Что тут начнется! Весь трамвай обрушится на нарушителей общественной морали, и мальчишек заставят покинуть вагон на ближайшей остановке. Возможно, что сегодня мне кто-то и не поверит, но я могу поклясться, что так было.
       В нашей семье матом не ругались - ни мать, ни отец. Учиться мату автор настоящей миниатюры получил возможность в школе, среди мальчиков. Случилось такое где-то во втором или третьем классе... Сначала матерные слова было даже воспроизводить стыдно (повторять про себя). Кстати, в раннем детстве бабушка наставляла внука, что говорить нехорошие слова - страшный грех, "Боженька накажет".
       Русский мат - вещь серьезная, сложная. Писать о нем, анализировать эту сторону жизни трудно, она требует много времени, и осмысления, всестороннего анализа, как и препарирование общественной морали вообще. Нравственность народа раньше была выше. Вспомните, как гитлеровцы удивлялись, что молодые русские девушки, попавшие к ним в плен, были девственницами. Но она, мораль, постепенно сползала, по кирпичикам рушилась, фундамент растрескался, и вот все здание морали рухнуло. Моральный распад советского общества начинали хрущевцы. "Люди работают", как Никита говорил о своих коммунистах-подельниках, им нужно немного свободы. И свобода спускалась сверху донизу. "Коготок увяз - птичке пропасть". Распад происходил сверху, и исподволь, ржавчина сытого быта и вседозволенности постепенно разъедала души, и плесень стала расползаться сверху вниз. Кстати, и у церкви русской православной рыльце тоже в пушку. 
       Если говорить о фильме "Левиафан", то надо сказать, что фильм несколько сумбурен. Всё как-то уж не очень умно перемешано. События развиваются рваными кусками. Этот внезапный идиотский секс был на экране вообще совершенно неуместен, внезапен, неожидан. Нормальные русские люди, которых мы знали и видели, среди которых прожили годы, десятилетия, три-четыре десятка лет, так не поступали, не поступают, и поэтому "реализм" тут передёрнут. Так что подробно говорить о фильме особо и не хочется. Некоторые критики вставляют сюда даже такой оборот, как "путинская Россия". Причем здесь Путин? А почему не ельцинская? Почему не горбачевско-андроповская?
       Все скороспелые философы должны зарубить себе на носу самую великую мудрость на свете:  "Если характер человека определяется обстоятельствами, стало быть, обстоятельства должны стать человечными". Сталин был великий человек, он сумел прорваться из самых низов через тернии к звездам. Он был человеком страстной идеи, великой мечты, способности его были огромны, но ему недоставало оппозиции. У него было слишком суровое и жестокое детство. Не было противовеса. Он не успел рядом с собой оппозицию создать, подобрать, воспитать достойных учеников и продолжателей, не хватило времени, не хватило собственного критического отношения к себе. Наши недостатки - продолжение наших достоинств. И светлая мечта о новом справедливом обществе растаяла, испоганилась, превратилась в хрономираж.

"И губят песню сытость, ложь и проза.
Спасти ее - задача из задач!".
(Владимир Солоухин)


Рецензии
Вадим, прочла вторую вашу миниатюру, где вы рассуждаете о состоянии родного кинопроизводства. Не удержалась, и вновь обратилась к вам со своим мнением.

В этой зарисовке помимо всего вы коснулись фильма Звягинцева "Левиафан".

Фильм "шибко" понравился "забугорным" друзьям постановщика. Даже наградили его "золотым глобусом". Да и как не наградить! В фильме Звягинцев пооткровенничал о состоянии родной России.

Изобразив ее(Россию) в мифическом образе морского чудовища левиафана, который издавна служил образом государственной власти, уничтожающим человеческую природу и свободу. Постановщик подхалимно показал "друзьям" облик нынешней (Путинской как многие пишут)России.

Однако он тут же их (друзей) успокоил: "Не бойтесь, нынешний левиафан(считай Россия)не страшен. Он погряз в пьянстве, разврате, неприязни и площадном мате".

Нынешнее кино напичкано сплошными драками, убийствами, преступлениями, матом и откровенной порнографией, с низкопробными сюжетами.

Никчемные фильмы о подростках, типа фильма "Каникулы строго режима". Который кроме жалости к режиссеру, и стыда за актеров- исполнителей ничего не вызывает.

В этом ряду фильмы "Школа", "Учитель географии пропил глобус", или притянутый за "ухо" фильм-ужасов "Батальон смерти", о женщинах-смертницах в ВОВ. Ну такая показана глупость, какой не придумает ни один нормальный человек, а тем более постановщик кино.

В свое время в Университете, нам, студентам, вбивал в голову умный профессор:"Запомните, если автору нечего сказать - он пишет пошлости". И еще наставлял: "Читайте современных сочинителей, чтобы учиться на их глупостях, дабы самим не повторять подобного".

Можно долго и много рассуждать о кино, "вроде" как отнесенного к виду искусства, но в настоящем списке, выпущенных российских фильмов, таковые не наблюдаются.

Вадим, ваш текст можно назвать публицистической зарисовкой(статьей). Как автор, вы отлично владение нормами родного языка. Доходчиво и убедительно излагаете собственные мысли.

Судя по вашим произведениям вы благородный человек, небезразличный к предмету высказывания, истинно с душевной болью переживаете за современное российское кино.

С уважением, и желаю удачи, Ант.

Антонина Глушко   07.04.2016 04:58     Заявить о нарушении
Большое Вам, Антонина, спасибо за Вашу высокую оценку. Я в настоящее время уже 25 лет как живу в бывшем русском городе Одессе после 25 лет жизни в Москве. Я всегда с глубокой благодарностью вспоминаю моих школьных (1948-1958 гг.) учителей, которые были высококлассными специалистами своего дела и дали нам глубокие, прочные знания и умения, которые пригодились на всю последующую жизнь.

Вадим Бережной   07.04.2016 09:56   Заявить о нарушении
Средняя моя школа была в Одессе на улице имени русского писателя Короленко, и эту улицу теперь опять переименовали на Софийскую улицу. Они теперь и все бывшие русские города хотят по-новому переименовать... так меняется время...

Вадим Бережной   07.04.2016 10:00   Заявить о нарушении
Вадим, до нынешней, безобразной войны, развязанной самозванцами на Украине, мне посчастливилось побывать в вашем замечательном городе Одессе, по случаю командировки.

Жила я в старой гостинице на Дерибасовской, а напротив, через дорогу, большущий тогда назывался - гастроном. В нем был овощной отдел, и там торговали дынями, и я ими объедалась.

Возвращаясь со службы в гостиницу, заходила в гастроном, покупала - сколько унесу, и сидя у окна номера, любовалась Одесской улицей и объедалась этими прекрасными плодами солнца.

Я не помню улицу, где располагалась воинская часть, куда я была командирована. Но отлично помню, что каждый раз, сойдя с общественного транспорта, я шла мимо еврейского кладбища. Виделся он мне очень ухоженным и красивым(если так можно говорить о погосте). Однако заходить на территорию опасалась.

Утром - спешила на службу, а вечером, возвращаясь, просто боялась идти туда.

Конечно же это замечательный город. Помню собирала прямо на тротуарах плоды каштанов. Да и вообще все было прекрасно. Жаль служба отнимала все дневное время, да и командировка ограничивала во времени.

Приветствую вас в вашем славном городе, и тихонько передайте ему от меня привет и пожелания скорейшего наступления мирной жизни.

Такие же пожелания и вам, Вадим, Ант.



Антонина Глушко   07.04.2016 10:41   Заявить о нарушении
Замечательно, изумительно. Вы были или на предприятии "Кислородмаш", или на Автосборочном заводе, или на Суперфосфатном заводе (есть там и другие) - именно такие заводы находятся в районе Еврейского кладбища, ехать надо на троллейбусе номер Восемь. А гастроном на Дерибасовской переделали на магазин по продаже золотых изделий современным жлобам, которые вешают себе на пузо килограммовые золотые цепи и надуваются при этом от гордости... Моё почтение -

Вадим Бережной   07.04.2016 12:54   Заявить о нарушении
Вадим, спасибо о сообщении об Одессе. Но я была в командировке на военном "закрытом"(в то время предприятии). Там изготовляли какие-то детали в т.ч. и для космических аппаратов, но не оружие.

Но это не важно, главное вы мне написали о городе. Я до глубины души тронута вашим вниманием. С уважением, Ант.

Антонина Глушко   08.04.2016 03:15   Заявить о нарушении
Вадим!
Исправьте опечатку в последнем слове заголовка этой статьи. И сразу удалите это замечание!
Прощайте!

Александр Соханский   09.02.2019 11:39   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр Соханский, это была не опечатка. Изречение Тредиаковского я напечатал так, как я его увидел впервые в учебнике Русской литературы, когда учился в школе, т.е. именно так было написано это слово в учебнике более 60 лет назад... Но, видимо, как вы говорите, так вернее. В любом случае спасибо за внимание и интерес к публикации.

Вадим Бережной   09.02.2019 12:37   Заявить о нарушении
Вадим!

Оставим эту опечатку на совести корректоров школьного учебника и Вашей фотографической школьной памяти. Сейчас везде пишут раздельно, как и предусматривается правилами грамматики: "и лаяй"!

Добра и творческих удач!

Александр Соханский   10.02.2019 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.