Воспитание гуманитарной личности
К проблеме гуманитарности подвела меня чисто практическая, профессиональная задача. Некоторое время тому назад у меня в классе училась одна девочка. При не блестящих, но очень хороших способностях она имела (скажем так) проблемы с учебой. Хотя по всем педагогическим расчетам выходило, что такого быть не может. Коллеги сходились во мнениях: виной всему характер. Размышления над этим характером и привели к неожиданному выводу: при математиче¬ском складе ума девочка обладает ... гуманитарной на¬турой...
Формула была произнесена, но прошло около десяти лет, прежде чем я почувствовал себя готовым написать эту статью. Можно сказать, что до поры сама жизнь не давала достаточного материала для конечных выво¬дов. Необходимо было проследить развитие судеб да¬леко за пределами школьной скамьи.
Итак, в результате десятилетних наблюдений я при¬шел к заключению, что среди всего многообразия лю¬дей можно выделить особый тип личности — гумани¬тарный. Даже простое знание этого факта, не осмыс¬ленное в каких-то приемлемых терминах, помогло мне в работе, в общении с учениками.
Словом, можно говорить теперь о структуре лично¬сти этого человеческого типа. В этой структуре я расс¬матриваю три составных элемента: гуманитарный спо¬соб. мыщления, гуманитарную натуру, гуманитарный образ жизни (стиль поведения).
ГУМАНИТАРНЫЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ
Обстоятельства сложились так, что я более десяти лет работаю в школе с углубленным изучением мате¬матики. Многолетнее общение с учениками математи¬ческих классов убедило, что такие классы — при суще¬ствующей системе отбора—примерно на треть состоят из детей, которых с различной степенью уверенности можно отнести к гуманитарному типу личности. Вме¬сте с тем сравнение гуманитариев с иным типом (условно называю его „инженерным") помогло лучше понять особенности гуманитарного мышления. Основной принцип гуманитарного мышления — то-лерантность. Хочу пояснить свою мысль таким приме¬ром. Формально-логическое мышление утверждает: если А равно В, а В равно С, то А равно С. Гуманитарий же убежден, что если А равно В, а В равно С, то А может быть равно С, а может быть не равно.
Переводя эту мудреную формулу на бытовой уро¬вень, можно сказать, что математик убежден: дважды два — четыре. А гуманитарий, решая этот пример, ска¬жет: это смотря какое было настроение. (В скобках за¬мечу, что это напоминает рассуждение тургеневского Пигасова о женской логике, но об этом позже.)
В сжатом виде я формулирую различие между фор¬мальной и гуманитарной мыслью так. Человек с инже¬нерным складом ума убежден, что всякая задача имеет только одно правильное мышление (или строго определенное их число). Человек гуманитарного склада, если бы он мог сформулировать свою мысль, сказал бы, что некоторые задачи имеют неопределенное количество приблизительно верных решений.
Как видим, основные категории гуманитарного мыш¬ления — приблизительность и неопределенность. Практически особенности гуманитарного мышления ярко высвечиваются при их столкновении с математи¬ческим мышлением. Совсем недавно у меня в самом начале урока литературы ученик (весьма выраженный негуманитарий) тяжко вздохнул:
— Какая тоска, опять целый урок будем о чем-то спо¬рить, но так ни к чему и не придем.
Гуманитарная часть класса (кстати, математического) отреагировала на такую непосредственность веселым смехом, в котором слышалась известная доля превос¬ходства. Эта-то часть класса уже привыкла и к зыбкой терминологии, и к размытости характеристик, и к бес¬конечному числу возможных трактовок литературных произведений, каждая из которых имеет свои обосно¬вания.
Сфера деятельности гуманитарного разума — это океан неточностей, неопределенностей и приблизительностей, который и образуют наша жизнь, челове¬ческое существование. Кажется, сама природа не тер¬пит абсолютностей: абсолютной справедливости, аб¬солютной последовательности, а также абсолютной точности. Значит, должен был возникнуть и такой тип мышления, который чувствует себя спокойно и уве¬ренно в этой безбрежности с размытыми очертаниями. Натура, которую я и называю гуманитарной.
ГУМАНИТАРНАЯ НАТУРА
Психологи утверждают, что состояние неопределен¬ности отрицательно воздействует на психику, быстро изнашивает нервную систему. Смею утверждать, что это наблюдение не универсально. Напротив, гумани¬тарии — это люди, которые во многих жизненно важ¬ных ситуациях предпочитают именно состояние неопределенности. Особенности гуманитарной натуры во многом вытекают из специфики гуманитарного мыш¬ления. Рассмотрим эти особенности, выстроив их, если можно так сказать, по шкале „обязательности присут¬ствия".
Любовь к неопределенности и понимание приблизительностей. Эта особенность натуры вытекает из типа мышления, о котором уже было сказано. Может быть, пояснения требует понимание приблизительностей. Это означает умение чутко уловить тот момент, когда стремление к точности и определенности начинает уводить в сторону от решения задачи, от познания.
Своеволие. Иначе говоря, внешний импульс, внеш¬нее побуждение к деятельности имеют неизмеримо меньшее значение для гуманитария, чем побуждение внутреннее. „Надо" в борьбе с „хочется" всегда прои¬грывает в душе такого человека. Когда Пушкин писал в сонете «Поэту»:
Ты царь. Живи один. Дорогою свободной
Или, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум.
Не требуя наград за подвиг благородный... —
то он обращался, разумеется, к поэту, к артистическому типу личности. Однако важно иметь в виду, что гума¬нитарный тип личности весьма близок к артистическому.
Сильно выраженное женское начало. Надо сказать, что мужское и женское начала присутствуют в той или иной пропорции в любой личности. Женское начало мы обычно связываем с нежным, теплым, эмоциональ¬ным, интуитивным. Мужское — с грубым, рассудоч¬ным, рациональным. Говоря о преобладании женского начала в личности, я не имею в виду женоподобных мужчин. Они так же неприятны, как и мужеподобные женщины.
Хорошую иллюстрацию к этому наблюдению нахо¬дим в повести Гоголя „Тарас Бульба", где Остап обла¬дает сильно выраженным мужским началом, а Андрий — женским. И в то же время оба — замечательные бойцы. Правда, каждый по-своему.
Кстати будет заметить, что выраженное женское на¬чало — одна их причин, почему мальчики неохотно идут в гуманитарные классы: отбор происходит в тот период жизни подростка, когда для него важно под¬черкнуть свои мужественные черты и замаскировать женственность.
Лень как проявление любви к dolce far niente, то есть к тому особенному состоянию души, когда в человеке осуществляется огромная духовная работа. Кажется, Гете принадлежат слова, что есть люди, к которым культура приходит во сне. Нечто подобное происходит и с гуманитарной личностью. Человек, казалось бы, ле¬жит и созерцает потолок, а в это время в его сознании проносятся миры...
Совершенно несомненно, что состояние dolce far niente необходимо гуманитарной личности по крайней мере не менее, чем корпение над книгами. В этот мо¬мент происходит осмысление сведений и впечатле¬ний, приобретение ими специфически гуманитарной формы.
Резкие, размашистые колебания эмоциональных со¬стояний непосредственно связаны с выраженным жен¬ским началом. Ее, эту черту, особенно важно учиты¬вать при работе классным руководителем в гуманитар¬ных спецклассах.
Острый, жгучий интерес к другому, к тому, кто „не-я", проявляется в стремлении к общению, к неформаль¬ному контакту, к постоянному обмену мнениями при избыточной откровенности.
Таковы важнейшие, на мой взгляд, черты гуманитар¬ной натуры. Надо ли говорить о том, что у конкретных людей эти черты перемешаны в самых разнообразных соотношениях? Все они в той или иной мере влияют на стиль поведения гуманитария.
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ГУМАНИТАРИЯ
Самой трудной проблемой, возникающей при фор¬мировании гуманитарных спецклассов, остается, без сомнения, проблема отбора. Пока чаще всего мы дей¬ствуем по принципу: Читать любишь? — Люблю! — Ну, иди к нам! (Что-то вроде того, как принимали казаков в Запорожскую Сечь у того же Гоголя. А если кандидат в гуманитарии еще и задачки по алгебре решать не умеет — тогда точно свой!)
Но предположим, что на основании каких-то дейст¬венных методик нам удалось сформировать гумани¬тарный спецкласс. И что же мы получили? Преимуще¬ственно девический класс, где редкие мужские фигуры тушуются и робко прячутся за спины представитель¬ниц прекрасной половины. Мы получили класс свое¬вольных, гиперэмоциональных, по видимости — лени¬вых учеников, чья способность мыслить научными ка¬тегориями внушает серьезные сомнения. Мы полу¬чили класс капризных, непостоянных в дружбе, крайне необязательных, неисполнительных детей с чересчур завышенной или заниженной самооценкой. У них бу¬дут вечные проблемы с учебой, причем не только по естественно-научным дисциплинам. К тому же эти дети слишком рано стремятся познать жизнь в самых разнообразных ее проявлениях...
Кто рискнет пойти в такой класс и взять на себя за¬боты его классного руководителя? В связи с этим вспо¬минается замечание директора одной из петербург¬ских школ, заявившего, что он допускает существова¬ние класса любой ориентации; кроме гуманитарной;
Конечно же, я окарикатурил картину, намеренно усу¬губил отрицательные черты, присущие гуманитариям. Признаюсь, я люблю такой тип личности. Сочувствую гуманитариям, видя у многих из них плохую приспо¬собленность к деловой жизни, столь необходимую в наш прагматичный век. Насмешками, если не издева¬тельствами сопровождаются их школьные годы. Если в школе параллельно с гуманитарным существует ма¬тематический спецкласс, то гуманитариям неизбежно достаются только вторые и третьи места в конкурсах и состязаниях. Окружающие смотрят на них с удивле¬нием, а то и с осуждением.
Гуманитарий не терпит необратимостей, поэтому слишком часто кажется нерешительным в поступках. И самое главное — результаты на вступительных экза¬менах в вузы у учеников гуманитарных классов за¬метно ниже, чем из математических. А какому класс¬ному руководителю это может понравиться?! Гумани¬тарий же предпочитает выяснять свои отношения с жизнью, нежели учиться в университете. Да и в самом деле, не всем же становиться филологами...
Далее я мог бы ограничиться замечанием: поскольку, мол, существует специфический гуманитарный тип личности, то не мешало бы этот факт учитывать при создании специализированных учебных заведений, формировании соответствующих программ. Ведь если мы хотим, чтобы в школе учитывалась личность ре¬бенка, неплохо было бы для начала научиться ее распо¬знавать.
Но тогда дело выглядело бы таким образом, словно гуманитарии — это дети с какими-то существенными отклонениями от нормы, требующие к себе повышен¬ного внимания педагогов. Однако это не так. Ибо что есть норма — мы не знаем. Между тем гуманитарии об¬ладают такими свойствами характера, которые делают их чрезвычайно полезными обществу людьми.
Я хотел бы особо отметить умение их мыслить неопределенностями. Специфика гуманитарного созна¬ния в том, что оно действует в тех областях, где точ¬ность и категоричность выводов принципиально не нужны.
Именно ненависть к необратимостям заставляет гу¬манитариев ценить больше всего человеческую жизнь. Ибо смерть нельзя исправить, она создает предельно необратимую ситуацию.
Своевольная натура гуманитария сопротивляется на¬силию и, как правило, не допускает насилия над лично¬стью другого. Мышление гуманитария плюрали¬стично по самой природе. Думается, такой набор свойств при определенных внешних условиях суще¬ственно повышает общественную значимость лично¬сти гуманитарного типа.
ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА
Каким же должно быть среднее учебное заведение для гуманитариев? Какова его специфика? Разумеется, я могу предложить только основные принципы, не вдаваясь в сколько-нибудь подробную детализацию.
Главное, чтобы гуманитарии чувствовали себя там психологически достаточно комфортно. Где учителя-предметники и педагоги с пониманием относились бы к особенностям гуманитарной натуры, терпеливо — к гуманитарному стилю поведения. Очень важно, чтобы педагоги в такой школе не просто проявляли чуткость, но и умели бы помочь ученикам понять себя, в чем-то примириться с собой. А если надо — подсказывали, как активным самовоспитанием устранить те недостатки гуманитарной натуры, которые затрудняют приспо¬собление человека к требованиям цивилизованного общества.
Может быть, из моего рассуждения видно, почему я ставлю вопрос именно о воспитании личности в гумани¬тарной школе. Воспитание гуманитария — это процесс развития лучших сторон его личности, о которых речь шла выше. С другой стороны, гуманитарий как никто другой нуждается в воспитании у него деловитости, обязательности, трудовой, в том числе исполнительской, дисциплины, точности, корректности в деловой сфере...
Таким образом, гуманитарное образование — меньше всего подготовка, скажем, будущих филологов, кото¬рых на самом деле обществу нужно не так уж много. Гуманитарный человек — это человек высокой куль¬туры, с правильной системой ценностных представле¬ний. С хорошо развитым эстетическим вкусом. Он в ладах со своим языком, владеет и чужими. В высокой сте¬пени контактен, обращен к другим людям, понимает их. Так что не только профессии, требующие высшего образования, но и вся сфера услуг — поле профессио¬нальной деятельности гуманитариев.
Не следует опасаться и того, что гуманитарное обра¬зование — по преимуществу женское. Получившая хо¬рошую гуманитарную подготовку девушка, став матерью, сможет лучше понять своего ребенка, больше подарить ему сердечного тепла, да и обычных знаний (элементарное знакомство с иностранными языками, начатки эстетического воспитания, любовь к слову).
Я надеюсь, что читатель, одолевший этот материал, согласится с автором, что хорошо поставленное гума¬нитарное образование — залог будущей высокой культуры общества в целом.
1993 г.
Свидетельство о публикации №215012500182