История великой и трагической судьбы

               

   Будущей знаменитой на весь мир американской танцовщице Айседоре Дункан не повезло с самого начала. Ещё до рождения (в 1877 году) её постигло первое несчастье - не выдержав испытаний банкротством, из семьи ушёл отец, оставив мать с четырьмя детьми.

 Пятилетнюю малышку, скрыв её истинный возраст, мать отдаёт в школу. Характер проявляется рано: поняв всю бесполезность учения, Айседора в 13 лет уходит из школы, с тем, чтобы заняться музыкой и танцами, самостоятельно продолжив образование.

 Её увлёк свободный танец, не скованный границами условностей классического подхода. Девушка часами изнуряла себя замысловатыми па, смысл которых улавливала на интуитивном уровне, они приходили откуда-то свыше, извне; тело само находило нужные движения, выражающие ту или иную идею. Это стало смыслом жизни, это и была сама жизнь.

 Необыкновенная судьба, невероятная личность - такой её увидели и представили зрителю  постановщики и артисты спектакля "Айседора...  Айседора... Айседора...".
 Этот спектакль впервые был поставлен Великолукским драматическим театром 29 ноября 1913 года. Нелегко было воплотить на сцене этот уникальный и многогранный образ, удивительную судьбу. И всё же постановка удалась.

 Балет, древнегреческая пластика, собственные подсказки тела соединились в творчестве Айседоры в уникальную систему, которую много позже назовут модерном. Костюм заменил хитон, обувь была отброшена. Всё для окружающих было ново и непривычно, и несмотря на всю красоту свободного танца, принятия его обществом не было. Подобное исполнение было диковинкой - и именно в таком качестве танец и танцовщица преподносились на площадках ночных кафе Чикаго, куда девушке с большим трудом удалось пробиться.

 Об этих и других жизненных перипетиях танцовщицы трогательно и убедительно рассказали зрителям артисты с малой сцены.

 Айседору Дункан, ставшую знаменитой, много лет спустя назовут гением, новатором, основоположником нового, свободного танца. И именно свободный, полный смысла танец, талантливо исполненный трио актрис, мы наблюдали со сцены совсем близко.

 Счастье и трагедия шли по жизни Дункан рядом. Всепоглощающая любовь - и трагическая смерть самых дорогих людей, - обожаемых детей; трагическая  гибель Есенина, а вскоре -  и  самой Айседоры...

 Мы увидели воплощённый трагизм и величие хрупкой и одновременно сильной, нежной, страстной и одновременно настойчивой и отчаянной женщины, чем-то неуловимо русской и близкой нам по духу (может, отсюда её тяготение к нашей многострадальной, голой и нищей в те годы, стране?)...

 Тонко и бережно, грамотно и тактично, без ложного пафоса и надрыва артисты ведут свои роли. И этим образам веришь, срастаешься с ними, переживаешь и страдаешь, радуешься и негодуешь.

 Необычен и, как оказалось, оправдан замысел режиссёра: главную героиню в разные периоды её жизни  на сцене одновременно играют три актрисы. Они исполнили свои роли великолепно, с любовью подойдя к пониманию сути персонажа. Пластика и грация, с которыми танцевали актрисы, так же как и сам танец, тщательно продуманный и поставленный балетмейстером Алиной Демидовой, удивляют и восхищают.
 
 Малая сцена, на которой был поставлен спектакль, исключает любую фальшь, ошибку,- и тем более удивительным становится попадание в цель. Костюмы, как и полагается, элегантны и безукоризненны, всё продумано и оправдано - зритель не разочарован, и артисты вознаграждены. Они достойны бурных аплодисментов и того, чтобы назвать поимённо каждого из задействованных лиц.

                Постановку осуществили:

               режиссёр-постановщик - заслуженный артист РФ Павел Сергеев
               художник-постановщик - Галина Антоненкова
               художник по свету - Александр Сидоров
               балетмейстер - Алина Демидова
               помощники режиссёра - Екатерина Волкова, Олеся Гусева.

                Роли исполнили:

Айседора Дункан - Людмила Бортко, Светлана Кузнецова, Елизавета Пономарёва
Отец  Айседоры - Павел Сергеев
Преподаватель танцев - Владимир Иванов
Вернон - Борис Ефремов
Менеджер заведения - Игорь Николаев
Огюстин Дейли - Павел Сергеев
Менеджер Берлинского мюзик-холла - Василий Владимиров
Гордон Крэг - Максим Лачков
Станиславский - Павел Сергеев
Парис Зингер - Евгений Петров
Аргентинец - Борис Ефремов
Луначарский - Игорь Николаев
Красноармеец - Борис Ефремов
Сергей Есенин - Александр Тузиков.


Рецензии