Приобретенная безграмотность
То же самое, полагаю, происходит, когда в начальной школе дают задания в сборниках для самостоятельных работ «Найди ошибку» (под ред. Т. В. Шкляровой). Дети видят эти дурацкие «шассе», «малышы» и «незабыл», и в памяти непроизвольно фиксируется неправильное написание слов. Конечно, кроме этих заданий дети на уроках учат и правильное написание, заучивают словарные слова, правила. Но дело в том, что произвольное запоминание в младших классах еще очень несовершенно. Логическая память начинает преобладать только в 13–14 летнем возрасте. Зато механическое запоминание видимых образов у детей младшего школьного возраста, как считают многие психологи, преобладает. [Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.]
Кроме того, младшие школьники лучше запоминают зрительные образы – различные наглядные материалы, изображения. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесных образов, тем более — абстрактных понятий, которыми являются орфографические правила. (Поэтому для лучшего запоминания и используются наглядные образы, особенно в младших классах, а учебный материал, не имеющий опоры на наглядный образ, запоминается намного хуже.)
Другими словами, то, что ребенок видит, он запоминает лучше, чем учебные правила или объяснения. А правило ведь еще нужно вовремя и к месту вспомнить и правильно применить, а это — навык, который усваивается ребенком не сразу, а только на опыте, после многолетних и регулярных тренировок.
Поэтому я считаю, что подобные методики (типа «Найди ошибку») вредны для развития грамотности младших школьников. Нельзя детям показывать неграмотные тексты!
Полная версия статьи на моем сайте: http://www.lgromova.ru/?p=979
Свидетельство о публикации №215012502482
Неграмотные тексты не следует показывать никому, только корректору для исправления, если это требуется. Меня возмущает существование т.н. "олбанского" языка, когда "аффтар жжот", когда некоторые люди с филологическим образованием сознательно! делают ошибки и коверкают слова. Для чего? Чтобы угробить русский язык? Тогда зачем? Чтобы быть "прикольным"? А что касается методики «Найди ошибку»... Недавно внук делал летние задания по русскому языку, где было довольно много упражнений на "найди ошибку", и не могу сказать, что это было бесполезно, но вместе с тем, было и много других упражнений по грамотности. А самое главное для грамотности - нужно было читать!, читать замечательные рассказы классиков детской литературы. Спасибо, Людмила, за интересную и актуальную статью!
С уважением,
Галина Кузина 04.09.2020 09:06 Заявить о нарушении