Приобретенная безграмотность

Существует такое понятие – врожденная грамотность. Конечно же, эта грамотность никакая не врожденная, а приобретенная бессознательно благодаря тому, что человек с раннего детства много читает и имеет хорошую зрительную память. У маленьких детей образная (в основном – зрительная и слуховая) память развита очень хорошо, поэтому чем раньше ребенок научится читать и полюбит это занятие, тем грамотней он будет потом писать. Разумеется, только если человек будет читать «правильные» тексты – написанные без грамматических ошибок и стилистически грамотно. А если маленькому ребенку давать читать тексты с ошибками? Вывод напрашивается сам собой – слова с ошибками станут автоматически откладываться в памяти ребенка, уровень грамотности будет низким.
То же самое, полагаю, происходит, когда в начальной школе дают задания в сборниках для самостоятельных работ «Найди ошибку» (под ред. Т. В. Шкляровой). Дети видят эти дурацкие «шассе», «малышы» и «незабыл», и в памяти непроизвольно фиксируется неправильное написание слов. Конечно, кроме этих заданий дети на уроках учат и правильное написание, заучивают словарные слова, правила. Но дело в том, что произвольное запоминание в младших классах еще очень несовершенно. Логическая память начинает преобладать только в 13–14 летнем возрасте. Зато механическое запоминание видимых образов у детей младшего школьного возраста, как считают многие психологи, преобладает. [Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.]
Кроме того, младшие школьники лучше запоминают зрительные образы – различные наглядные материалы, изображения. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесных образов, тем более — абстрактных понятий, которыми являются орфографические правила. (Поэтому для лучшего запоминания и используются наглядные образы, особенно в младших классах, а учебный материал, не имеющий опоры на наглядный образ, запоминается намного хуже.)
Другими словами, то, что ребенок видит, он запоминает лучше, чем учебные правила или объяснения. А правило ведь еще нужно вовремя и к месту вспомнить и правильно применить, а это — навык, который усваивается ребенком не сразу, а только на опыте, после многолетних и регулярных тренировок.
Поэтому я считаю, что подобные методики (типа «Найди ошибку») вредны для развития грамотности младших школьников. Нельзя детям показывать неграмотные тексты!

Полная версия статьи на моем сайте: http://www.lgromova.ru/?p=979


Рецензии
"Нельзя детям показывать неграмотные тексты!"

Неграмотные тексты не следует показывать никому, только корректору для исправления, если это требуется. Меня возмущает существование т.н. "олбанского" языка, когда "аффтар жжот", когда некоторые люди с филологическим образованием сознательно! делают ошибки и коверкают слова. Для чего? Чтобы угробить русский язык? Тогда зачем? Чтобы быть "прикольным"? А что касается методики «Найди ошибку»... Недавно внук делал летние задания по русскому языку, где было довольно много упражнений на "найди ошибку", и не могу сказать, что это было бесполезно, но вместе с тем, было и много других упражнений по грамотности. А самое главное для грамотности - нужно было читать!, читать замечательные рассказы классиков детской литературы. Спасибо, Людмила, за интересную и актуальную статью!
С уважением,

Галина Кузина   04.09.2020 09:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за единомыслие

Людмила Громова   05.11.2020 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.