О праздниках Мироносицкая, 8 Марта и 1 Мая

Радио «Радонеж».
Отекстовка: Сергей Пилипенко, июль 2011.


Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Третья неделя по Пасхе — Неделя святых жен-мироносиц. И мы рады случаю поздравить всех женщин христианок с их днем, если хотите, с подлинным международным женским днем! Как ответила на замечание «с женщиной в мир пришла погибель» монахиня Кассия, создательница канона Великой субботы «Волною морскою», с женщиной же в мир пришло и вечно спасение, тем самым вспомнив о Богородице. И вот первыми, кто узнал о Воскресении Господа нашего, были женщины — Мария Магдалина, еще две Марии, Марфа, Саломия и Иоанна. Евангельский рассказ, несомненно, всем из вас памятен. А мы хотим обратить ваше внимание на то, что тем, что женщины первыми, раньше апостолов узнали об упразднении смерти (вспомните пасхальное огласительное слово святителя Иоанна Златоуста), женщина была оправдана окончательно. Это замечательный день, и многие века он был женским праздником.

Мы прекрасно понимаем, что женщине вообще всегда хочется праздника, немного более чем мужчине, наверное, в силу ее особой эмоциональности. А современной женщине, замученной семьей, работой, очередями, совершенно безобразной школой, в которой учатся, к несчастью, ее дети, еще больше хочется праздника. И в силу того происходит подмена, подлог: есть хотя бы один день в году, когда женщину поздравляют, а иногда даже дверь открывают, а иногда даже место уступают, и случается, что дарят цветы. Праздник этот не христианский, не православный, не русский. Праздник этот сочинен в XX веке рьяной феминисткой, то есть сторонницей равноправия женщин, актрисой Элизабет Хепберн и рьяной большевичкой Кларой Цеткин. И многие христиане, поздравляя своих близких, свою жену, может быть, дочь с женским днем 8 Марта, разумеется, хотят сделать им приятное, но не представляют себе, как, кем и когда привнесен этот праздник.

О происхождении праздника 8 Марта существует несколько версий. Точные обстоятельства привязки к этому дню, насколько я понимаю, установить никому не удалось. Некоторые полагают, что существует временная близость этого дня с еврейским праздником Пурим, который посвящен подвигу Есфири — избиению персов и триумфу Мардохея. Таким образом, это женский день из-за подвига Есфири. Обе авторши этого праздника не были религиозны. Потому, вероятно, они имели в виду определенный символ — женщину, которая добивается убийства огромного количества мужчин. Вероятно, они видели в этом равноправие женщины. Замечательный праздник, правда же? Я не настаиваю на этой версии, потому что Пурим все-таки празднуется по лунному календарю, следовательно, по нашему, солнечному календарю он фиксированного места не имеет. Просто предлагаю одну из версий.

В любом случае это праздник феминистический, праздник женского равноправия, которое, как известно, приводит к тому, что мы в нарушение библейского запрета начинаем походить друг на друга обликом, поведением, прической, одеждой. Помните запрещение сперва ветхозаветное, а потом у апостола Павла на этот счет? Женское равноправие привело к тому, что женщина у нас до сих пор используется как рабочая сила на тяжелых дорожных работах. А того в России столетиями не бывало. Как у нас говорили, «рабсила»! Хорошее словосочетание — «рабсила», правда?! Притом используется до сих пор, не взирая на то, что нас убеждают, что большевицкая эра миновала. Не думаю, что у нас так уж много сторонниц женского равноправия: мы на него насмотрелись. Праздник этот какой-то недобрый, агрессивный, а мы веками чтили женский праздник добрый, светлый и связанный с самым главным событием в истории человека — с Воскресеньем Христовым. Помните всегда, что третье воскресение по Пасхе — Неделя святых жен-мироносиц. Обычай этот подзабыт. Конечно, из церковного календаря Мироносицкая никуда не уходила, ее помнили, ее праздновали. Но обычай широкого празднования сначала исчез на Западе, а затем и в России. А вот на Балканах православные его сохранили. И до сих пор у болгар существует замечательный, трогательный обычай, теперь, наверное, только в деревнях, когда после службы на Мироносицкую, подобно древним женам-мироносицам, болгарки несут на кладбище маленькие глиняные сосудики с освященным в храме маслом, на могилы своих близких, тем самым лишний раз освящая могилы. Видите, какой замечательный и светлый обычай! Сравните это с нашим советским неоязыческим обычаем бежать на кладбище в день Пасхи, как раз тогда, когда там делать совершенно нечего. Вот видите, какая взаимосвязь. Нас подталкивают праздновать неоязыческий день 8 Марта и подталкивают отмечать неоязыческой тризной Пасху Христову. Еще до «перестройки», когда на Пасху дружинники оцепляли храмы и не пускали в них молодежь, власти даже устраивали дополнительные рейсы автобусов на кладбища. А когда такое было, чтобы наша власть снисходила к интересам христиан, чтобы власть у нас что-нибудь делала для христиан! А тут даже автобусы подают! Не к добру это, правда? Не с добра и не к добру!

Итак, я хотел бы еще раз поздравить наших совершенно замечательных женщин. Они оказались, наверное, самыми верными Спасителю, когда ученики Христа, будущие святые апостолы горевали и вообще не знали, что им делать. А они были здравые, трезвые, достойные мужи, некоторые уже тогда выдающиеся, хоть и простого происхождения. Вспомните апостолов Иакова и Иоанна, прозванных сынами Громовыми. А вот женщины оказались совершенно непоколебимо верны и первыми пошли ко гробнице своего Учителя. И как здесь не вспомнить в Мироносицкую, что женщины спасли, как никто другой, немногие приходы Православной Российской церкви в годы открытых гонений. Ведь все держалось на женских плечах! Может быть, оттого были свои издержки и свои неправильности, и когда приход исключительно женский, то выглядит странно. Помню, как мне довелось в одном городке на Успение стоять в храме, который был полон народу, битком набит, но там были одни платочки! Кроме священнослужителей было только четыре-пять стариков и я один, так на меня все оглядывались. То, конечно, совершенно ненормально в приходской жизни. Конечно, в том была определенная неправильность, но ведь спасли женщины наши храмы. О том тоже следует вспомнить в Мироносицкую неделю, еще раз поблагодарить, еще раз низко поклониться нашим женщинам, современным преемницам замечательных, прославленных, почитаемых церковью, причисленных к святым, находящихся в святцах жен-мироносиц.

Я уверен, что если мы все будем всегда поздравлять в Мироносицкую наших женщин, неоязыческий день 8 Марта вылетит, выпадет сам собою, рассеется, яко исчезает дым.

В эти дни с Мироносицкой сблизился еще один праздник. И я счел бы неправильным, уже как историк, не обратить на него внимания. Это 1 Мая — «День международной солидарности трудящихся». Хороший ли это праздник? Солидарность — чувство хорошее. Она происходит от братолюбия. Это чувство особенно пронизывает средневековый мир и восточного, и западного христианства до разделения церквей, и даже некоторое время после разделения церквей Запад сохранял еще некоторую инерцию своей церковности, своей христианской культуры. Солидарность особенно связана со средневековым городом, а средневековый город совсем не так уж плох.

Но вот в самом названии праздника мы читаем: «международной солидарности трудящихся». А кто такие «трудящиеся»? Это ведь все люди. Все же христиане трудятся, кроме совершенно немощных больных. Но нет, в название праздника вкладывался другой смысл — смысл злобный и разделяющий. Вот ежели ты лопатой машешь или даже метлой, то тогда ты, безусловно, трудящийся, и с тобой солидарность, а если ручкой, даже если ты совершенно драгоценный для нации, страны и церкви человек, тогда ты уже не трудящийся, и никакой солидарности с тобой уже нет. Разве не так? Разве «день международной солидарности трудящихся» — это не день исключительно несчастных рабочих, которые признали себя пролетариями и начали по призыву Маркса и Энгельса и тому подобных соединяться в ущерб всем остальным, для разъединения со всеми остальными? Почему я сказал «признавших себя пролетариями»? А потому что латинское слово «пролетарий» не значит того, что значит достойное русское слово «рабочий». «Пролетарий» точнее переводится на русский как «босяк». Когда проезжаете станцию метро «Пролетарская», знайте, что по-русски на стенке написано «Босяцкая», и ничего достойного в этом нету. Потому праздник 1 Мая тоже день разделяющий, разъединяющий, желающий разъединить христиан.

Есть еще несколько интересных ассоциаций. Есть средневековое поверье, что 1 мая колдуны и ведьмы совершали шабаши на разных «лысых горках» и тому подобных местах. Конечно, к народному поверью надо относиться с осторожностью, не воспринимая его как буквальную передачу истины. Но с другой стороны, ведь какой-то народный опыт был. Откуда-то же взялось это поверье о шабашах. И еще. 1 Мая никуда не перешел после замены календаря. Его праздновали в этой стране и до революции. Помните «маевки» со школы? Его праздновали 1 мая по нашему, православному, Юлианскому календарю, а теперь празднуют по западному, навязанному нам чужому, Григорианскому. 1 мая по Юлианскому календарю — память преподобного Пафнутия, игумена Боровского. Я могу вам назвать город, где никогда никаких маевок не было. Это город Боровск. Преподобный маевки не разрешал. А посему лишний раз напомню, что календарь — это опора вероисповедания, он имеет огромное вероучительное значение. Следствие вероисповедания, охватывающего всю нашу жизнь, есть культура. Следовательно, календарь — один из стержней культуры. Еще один важнейший стержень — это богослужение, и оно связано с календарем. Стержень культуры — это, конечно, язык и шрифт, но в огромной степени календарь.

Давайте будем все-таки внимательными к календарю. И еще, третий раз с огромным удовольствием поздравляя с Мироносицкой неделей наших женщин, призываю наших мужчин — давайте изгонять из обихода чужой календарь и возвращаться к своему христианскому!

От властей надо требовать возвращения украденного коммунистами календаря так же, как и возвращения церковных ценностей. Государство у нас, конечно, светское, но страна — православная. А государство существует для служения обществу, для служения нации. Пока же мы медлим в растерянности, совсем не как мироносицы, безбожники продолжают выдавать день 8 марта за «международный женский день», хотя больше ни в одной стране он ни государственным праздником, ни выходным днем не является. Давайте изгонять из обихода чужой календарь и возвращаться к христианскому.

Христос воскресе!


Рецензии