История конфликта в Косово

Радио «Радонеж», Москва.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, май 2013.


Ведущий: У нас в студии историк Владимир Махнач.

Махнач: Добрый вечер, братья и сестры! Наша радиостанция, как и все порядочные русские органы массовой информации, которых, конечно, мало, обращалась неоднократно к происходящей сейчас на наших глазах агрессии блока НАТО против единоверной нам и единокультурной Югославии. В отличие от других передач я хочу обратиться к истории вопроса. В самом деле, вы можете получить сведения о происходящем даже с экрана телевизора. В общем, вам всё сообщают. Но вы не знаете, где находится историческая Сербия, вы не знаете, откуда взялись косовские албанцы, в чем причина конфликта. И потому я обращаюсь исключительно к истории вопроса.

Славяне пришли в Иллирию, то есть в приморскую часть нынешней Югославии, в основном, правда, захваченную сейчас хорватами, еще в конце IV века нашей эры. Собственно со славянского переселения славян в римскую провинцию Иллирик и начинается Великое переселение народов. Славяне, напомню вам, в первом тысячелетии нашей эры — это народ, единый народ, а не языковая группа, как сейчас, включающая народы, например, польский, русский, сербский, говорящие на славянских языках.

Сербы как правящий род упоминаются в VII веке. Они были союзниками константинопольского императора Ираклия. Тогда еще, по сути, не было сербской государственности. Частью они попадали под влияние Византийской империи, Второго Рима, частью бывали и под другими влияниями. В XI веке возникла страшная антихристианская ересь, а точнее, антисистема. Наши слушатели должны знать понятие антисистемы. Это — не уклонение от чистоты вероучения, как ересь, а скрытое антихристианство. Так вот, возникла антисистема, ее последователи называли себя «павликианами» в Византии, и «богумилами» в Болгарии. Они привели к потрясениям в этих государствах. И тогда болгары, а особенно византийский император Алексей I Комнин вытеснили павликиан и богумилов, то есть ненавистников христианства, в тогдашнюю Боснию, которая была медвежьим углом, самым захолустным на Балканах местом, в сущности, никому не принадлежавшим. Это уже очень интересно. То есть, население Боснии и Герцеговины частично было сербским, а частично уже в высокое Средневековье XII века представляло собой разноплеменной сброд, ненавидящий христиан. Но все-таки говорили там по-сербски.

Потому, когда турки захватили Балканы, именно в Боснии и Герцеговине возникла значительная категория омусульманенного славянского населения. Но, как предполагал один из выдающихся историков Византии и нашей церкви Федор Успенский, ислам охотно принимали не православные жители Боснии и Герцеговины, а бывшие богумилы. Вот откуда взялся этот анклав. И всё же, повторяю, эта область оставалась сербской землей.

В первой половине XIV века Сербское государство достигает наивысшего расцвета и могущества при короле Стефане Душане. И едва не произошло объединение Сербии, Болгарии и остатков угасающей Византии под сербской короной. Без всякой оговорки можно об этом сожалеть, потому что объединенное православное сербо-греко-болгарское государство выдержало бы турецкий натиск, не допустило бы турок в Европу, где им как азиатскому народу и делать-то в сущности нечего. В конце XIV века происходит следующий печальный этап. Еще стоял Константинополь. Еще полвека оставалось жить ему и формально существовать Византийской империи, а сербское войско во главе с королем уже потерпело поражение и в значительной степени положило головы свои на Косовом поле.

Косово есть место, память величайшей героической трагедии сербов. Косово сопоставимо с Куликовым полем, хотя на Куликове мы победили, а на Косове сербы проиграли. Но и там и тут славяне отдавали свои жизни за православие.

А теперь представьте себе, что у нас на Куликовом поле, в пределах нынешней Тульской области, складывается автономный округ потомков ордынцев. Как вам это понравилось бы? Вы были бы рады? Вы вообще согласились бы с этим? Или если посмотреть в западную Европу, как думаете, немцы согласились бы с тем, чтобы под Веной была создана турецкая автономия? Нет, уверяю вас, немцы не забыли, что в 1683 году турки осаждали Вену, тогдашнюю имперскую столицу. Как кажется вам, братья и сестры, французы согласились бы, чтобы под Пуатье была создана алжирская автономия? Хотя сейчас французы плохо знают историю, но всё же не забыли, что еще в 732 году, в VIII веке, Карл Мартелл отбил арабов в первой битве при Пуатье, и не пустил их укрепиться за Пиренеями. Как вы, наверное, помните, почти вся Испания была тогда оккупирована арабами. Понравилось бы это французам? На секунду допустил бы даже безверный, забывший о собственном католичестве француз, создание такой автономии? Как же может возникнуть такая автономия на священной земле сербского народа?

Что происходит в дальнейшем? В дальнейшем по мере ослабления Турции, некоторые сербские земли в разные времена, частью в XVIII веке, а частью в XIX веке, попадают в состав Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи, как она называлась с 1866 года. Именно Австро-Венгрия, воспользовавшись плодами рук русской победы над турками в 1787 году, при поддержке других западных держав сначала получает протекторат, то есть временное управление в Боснии и Герцеговине, а затем их попросту захватывает. Именно стараниями Австрийской державы Хорватия, будучи тогда просто частью Австрии, а затем Австро-Венгрии, прихватывает земли Сербской Краины, то есть приморскую, адриатическую часть Сербии с сербским населением. Это еще пример, когда православные сербские земли у сербов по сути дела отняли. Тогда это было еще непринципиально: передел Турции продолжался. Он должен был закончиться в итоге Первой мировой войны. Во время войны мы спасали Францию. Франция боялась, она была в тот момент на русской стороне и подписала, а Англия была вынуждена подписать секретный международный договор 1916 года о том, что Турция больше не должна иметь европейских территорий, что исторически вполне закономерно. Россия получила бы протекторат над Константинополем и Проливами, хотя в обсуждаемой теме то не главное. А главное, что Россия должна была стать державой победительницей, и Сербия тоже неизбежно должна была стать державой победительницей, ибо в составе Антанты, вместе с другими европейскими державами, с Россией, с Англией и Францией, она сражалась с державами Центрально-европейского блока. И всё это было сорвано по нашей с вами исторической вине русской революцией. Только благодаря русской революции Турция осталась в Европе.

Что же происходит с Сербией? Сербия — держава-победительница. Турция и Австро-Венгрия как имперские образования в 1918 году прекратили свое существование. Потому согласно Версальскому договору создается новое государство. Оно территориально примерно соответствовало Югославии, какой она была еще 15 лет назад, и называлось сперва Королевством СХС — Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев. Несколько позднее, к 1930-м годам, оно получит название Королевство Югославия. Заметьте, указаны три народа — сербы, хорваты и словенцы! Потому что для любого ученого, любого политика, любого журналиста было ясно тогда, что население Боснии и Герцеговины — это сербы, частью омусульманенные сербы, что черногорцы — это сербы, что хорваты, жившие в Боснии и Герцеговине, переселились туда благодаря австрийцам, благодаря порабощению Боснии и Герцеговины. Они — мигранты конца XIX века. До того хорваты в Боснии и Герцеговине не жили. Разумеется, внутреннего деления не было. Разумеется, территория Хорватия никак не была выделена. Хорваты жили на своих землях, а сербы — на своих. И заметьте, не было никаких албанцев. Никто же не называл это государство Королевством СХСА — Сербов, Хорватов, Словенцев и Албанцев. Не было никакой сколько-нибудь значительной группы албанцев, что конечно не исключало того, что отдельные албанцы могли жить в Югославии, как жили там и русские. И русских было там побольше албанцев. Жили там и немногочисленные итальянцы. Всё это происходило до Второй мировой войны.

Во Второй мировой войне гитлеровский союзник хорватское правительство учинило чудовищную резню сербов, попавших на их территорию. В итоге победили, как вы знаете, державы антигитлеровской коалиции. И руководитель коммунистического повстанческого движения Иосиф Броз Тито приходит к власти в Югославии в границах Югославского королевства. И вот тут началось. Тито — враг сербского народа и православия, враг державной сербской традиции на Балканах — режет Югославию на «республики», но заметьте, что режет так, как это было до Версаля, до создания Королевства Югославия. Он отдает хорватам кусок сербских земель у Адриатики, создает республику Босния и Герцеговина, хотя в отличие от Хорватии эти области вообще никогда не имели государственности. Никогда! Это — искусственное образование. Вслед за тем из самой голодной коммунистической страны, из Албании, в ближайший к Албании округ Косово Сербской республики охотно просачиваются албанцы. Тито в соответствии со своей антисербской установкой охотно поселяет албанцев, и их становится в Косове все больше и больше, пока, наконец, за послевоенные годы их там не становится больше, чем сербов.

Именно тогда Тито создает в Косове автономию, обладающую почти теми же правами, что и республики в Югославии. Причем начальством в Косове становятся почти исключительно албанцы. Как же так? А так же, братья и сестры, как это было и у нас при коммунистическом режиме. Так же и у нас единую Россию расчленили на республики так называемого Советского Союза, так же и у нас области русских, великорусских земель были отданы Молдавской республике, и Украинской республике, и прибалтийским республикам. Так же оказался как бы не нашим основанный на русской земле и всегда принадлежавший русским царям город Харьков. Вот так же произошло и в Югославии. Все коммунистические режимы последовательно антиправославны.

Но ведь Югославия уже преодолела коммунистический режим. И что это значит? Юридически только то, что Югославия вернулась к докоммунистическому периоду. А единственно законный докоммунистический период — это период существования Королевства Югославия. Точно так же и мы должны были вернуться к досоветскому периоду, когда в 1991 году был упразднен договор, создающий Советский Союз. Коммунистический режим в России закончил свое существование. Следовательно, на карте должна была возникнуть историческая Россия. Тем более, напомню вам, что международные договоры, подписанные еще в 1970-е годы, прежде всего Хельсинский договор ОБСЕ, признавали только государственные границы в Европе, границы СССР, а не Эстонской республики, границы Югославии, а не Хорватской республики, тем более не границы автономного округа Косово. Административные границы есть только внутреннее дело государства.

Запад и западные прислужники в Югославии, как и на территории расчлененного Советского Союза — исторической России, бросились продолжать свою расчленительную работу. За что же они так не любят ведущие народы? Ну, Тито просто не был сербом. Биография Тито засекречена. Но для нас совершенно неважно, был ли Тито хорватом или, как некоторые исследователи утверждают, хорватским евреем. Во всяком случае, он, как и многие жители Хорватии, к сербам и к единству Югославии относился неблагожелательно. Естественно, после Тито остались наследники Тито. А у нас революция была совершена ради разрушения России. И потому, когда представители коммунистической номенклатуры, назвав себя «демократами», укрепились у власти, они исходили из того же самого — революционной необходимости разрушения России. Такова историческая картина в самом беглом обзоре.

Обратите внимание на то, что албанцы в Косове есть недавние переселенцы, они иммигранты. Самые первые албанские переселенцы живут в Косове не дольше сорока лет, двух исторических поколений. Потому вполне естественно было бы сказать им: «Вы спаслись от голода в Албании, вас приютили. И вам больше не нравится жить среди сербов. Ну что же, домой, ребята! Домой в Албанию! Тем более, что коммунистического режима там больше нет. И у вас больше нет оснований считаться беженцами, беженцами из Албании».

Задумайтесь над этим. Я хотел, чтобы ваши позиции были тверды, ибо только прочное знание истории любого вопроса позволяет безупречно ориентироваться, поступать по справедливости, выигрывать спор, воспитывать и давать образование, и наконец, победить, как и полагается православным христианам. Давайте будем тверды и в вере, и в знании. И мы, несомненно, победим, яко воистину Воскресе Христос!


Рецензии