Церковь и государство

Радио «Радонеж», Москва. Год 1991 или 1992.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, май 2013.


Ведущий: Беседы о русской культуре. Цикл ведет историк Владимир Махнач. Тема сегодняшней беседы — современные взаимоотношения церкви и государства.

Махнач: За последнее время мне довелось два раза обращаться к вам, дорогие братья и сестры, с историко-публицистическим разбором сначала положения православной культуры в нашей стране, затем отношения западных христиан к нам, христианам восточным. И внимательное наблюдение за выступлениями в печати, устными по телевидению последнее время побуждает меня обратиться к еще одному вопросу. Как же собственно относится русская церковь к русскому государству? Что в этом современно? Каково современное каноническое положение? Есть разные точки зрения, но по преимуществу, нецерковные.

Одни упрекают церковь в том, что она недостаточно патриотична, и не возвышает свой голос в защиту русских людей. Чего закрывать глаза на истину! Да, в нашей стране сейчас множество гонимых русских людей. Это верно и вместе с тем неверно. Не церковь защищает людей и даже народ, а народ есть защитник и хранитель церкви. Нельзя поставить вопрос о долге церкви перед русским народом, ибо церковь никому и ничего не должна, кроме как главе своему — Господу Иисусу Христу. А вот христианский народ церкви должен. Государство же должно церкви в том случае, если оно христианское, ну а если нехристианское, тогда, естественно, не должно. А говорить о долге церкви перед государством — просто смехотворно! Государство — сущность более низкого порядка, чем народ, и неизмеримо более низкого, нежели церковь Христова.

Другая точка зрения весьма распространена в кругах радикально-демократических. Она стремится навязать церкви непрестанные дела благотворительности, долг церкви перед обществом. Но если церковь ничего не должна государству, не должна она ничего и обществу. Семьдесят лет нас грабили, лишили нашего имущества, достояния, наших храмов. Теперь вместо надлежащей компенсации возвращают наши храмы в руинах, и мобилизуют нас в госпитали, дома престарелых, к больным детям, то есть заниматься тем, чем отказывается заниматься не только потерпевшее фиаско государство, но и сами радикально-демократические круги. То есть, они сами хотят заниматься политикой, они сами будут навязывать нам ту Россию, которую захотят. На это у них хватит денег. Они будут заниматься просвещением, а христиане заниматься им не должны. Христиане должны заниматься только сплошь делами благотворительности. Тут что-то тоже не так. Это еще одна ложная посылка — мнимый долг церкви перед обществом.

Что же можно сказать о действительном отношении церкви к властям? Вот известные фразы Священного Писания, в том числе и прямо произнесенные Спасителем: «Начальник не напрасно носит меч» (апостол Павел); «Все существующие власти от Бога» (сам Спаситель). Можно найти еще аналогии. Церковь всегда была лояльна, то есть выполняла свои обязанности подданного. В том числе терпела, когда ее били, платила налоги в лице своих братьев и сестер, в лице своих членов. С этим всё в порядке, здесь нет разногласий. Христианство лояльно.

Но не лояльности от нас хотят. От нас все хотят поддержки, от нас все хотят даже службы! Но помилуйте, братья и сестры, церковь никому не служит. Мы, христиане, служим Богу. А вот нам служить не мешало бы. Вам ведь знакомы, несомненно, тексты из Великого Повечерья: «С нами Бог! Разумейте языци и покоряйтеся, яко с нами Бог!» Или Водосвятный, он же Крестильный Прокимен: «Господь — защититель живота моего. От кого устрашуся?» В самом деле, имея такую защиту, кого может устрашиться христианин? Неужели земной власти? Да он ее просто терпит Бога ради, и готов терпеть всю свою жизнь, из поколения в поколение. Но терпеть, а не поддерживать!

Мне уже доводилось цитировать чеканную формулировку Феодосия Киево-Печерского. Преподобный учил: «Живи в мире не только со своими друзьями, но и с врагами своими. Но только со своими врагами, а не с врагами Божьими». И мы по-разному относимся к разным проявлениям властей, которые, например, нас угнетают, а представителей других вероисповеданий, как когда-то представителей коммунистической веры, а сейчас различных, необычно прогрессивных вроде последователей Рериха или почитателей Кришны, поощряют и поддерживают.

Огромный соблазн для христиан есть представление о том, что существует русская церковь. Но церковь не может быть не только государственной, но даже и национальной. Православная экклесиология (учение о церкви) исходит из того, что есть только вселенская церковь и ее отражение в каждой общине епархии во главе с первым молитвенником — епископом. То есть, церковь Римская, Коринфская, церковь Московская, церковь Тамбовская, каждая из них есть отражение вселенской церкви и потому есть реальность. Церковь Тверская — это реальность. Церковь, скажем, Хабаровская — это реальность. А церковь русская — это условное понятие. Есть великая русская христианская культура. Есть русская церковность. Есть принципы русского монашества и мирской жизни, но нет русской церкви. Это — условное название, это Вселенская церковь на земле России.

А теперь посмотрим на этот вопрос церковно-юридически, но не покидая ни в коем случае правильную православную экклесиологию. Разве Московский патриархат ограничен территорией РСФСР? Или СССР? Нет. Ну, сейчас с территорией нашей страны вообще ничего непонятно: где наша страна, что есть наше государство, какая у нас территория. Но возьмем положение год назад, когда все территории были в порядке. С одной стороны были территории вне юрисдикции Русской церкви. В Грузии, например, есть свой патриарх, а с другой стороны были территории, окормлявшиеся русской иерархией за границей. Наши епархии и приходы есть в Западной Европе, в Японии, в Северной и Южной Америке.

Припомним с вами правильную титулатуру нашего первоиерарха. Сейчас о ней просто все забыли. Нам это было навязано в конце 1920-ых годов: «Патриарх Московский и всея Руси». Полная же титулатура XVII века: «Патриарх Московский, всея России и всех северных стран». И это очень важно. То есть, патриарх Российский не связывался с государством Российским и строго с российской территорией. Никогда не было Русской церкви. Наоборот, была церковная Россия. Была православная Святая Русь. Россия была полностью поглощена церковью, а не церковь была поглощена Россией, никогда не была. И не случайно в IV веке Иоанн Златоуст, а в XVII веке, например, один из величайших наших деятелей патриарх Никон сказали: «Власть священника превыше царской».

Впрочем, сейчас у нас царства нет. Государство у нас не христианское. А на этот случай правовое положение церкви разработано поместным собором Православной Российской церкви 2 декабря 1917 года. Никто не властен отменить этого положения кроме нового собора. Но никакой собор, я уверен, не станет этого делать. Как справедливо отмечает наш первоепископ, святейший патриарх Алексий, Русская церковь стремится восстановить нормы, установленные собором 1917-18 годов. Будем же вместе с патриархом. Итак, я зачитаю отношение церкви к государству, определение собора о правовом положении Русской церкви. Читаю только некоторые пункты.

1-й пункт. Православная Российская церковь (видите, ни в коем случае не Русская Православная церковь; сначала должно стоять православие, а потом территория) составляет часть единой Вселенской Христовой церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других вероисповеданий публично-правовое положение, подобающее ей как величайшей святыни огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство. Этого никто не отменял. Это положение действует. И мы обязаны ему следовать как дети церкви. Это — наш закон непреложный.

Или еще 3-й пункт. Постановления и указания, издаваемые для себя православной церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования признаются государством имеющими юридическую силу и значение, если они не нарушают государственные законы. То есть, церковь внутри себя вольна издавать любые законы. А вот если они противоречат государственным законам, то государство может их не признавать, ведь государство теперь, разумеется, не церковное.

4-й пункт. Государственные законы, касающиеся православной церкви, издаются не иначе как по соглашению с церковной властью.

Ну и еще, пожалуй, 7-й пункт, запомните его. Этот пункт чрезвычайно важно знать. Собор постановил, что глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их (то есть заместители) должны быть православными. Ну, дальше читать не буду.

Неужели отцы собора с ума посходили? Это ведь писалось уже после большевицкого переворота! Разве они не видели, что за государство вокруг них создают? Нет, они видели. И гонения уже начались. И они предвидели худшие гонения. И многие члены собора стали мучениками и исповедниками православия. Но церковь имеет земную власть. По сути дела, я прочел вам минимальные условия, на которых православные готовы сотрудничать с государством в нашей стране. Это — наш с вами закон. Это — условия наших отношений с государством. А если наши условия не выполняются, ну что же, тогда мы никого не заставляем, мы готовы претерпеть гонения, мы готовы терпеть, но тогда мы не имеем право перед ликами святых, в земле Российской просиявших, сотрудничать с такой властью, которая неугодна церкви, а, следовательно, и Творцу.


Рецензии