В отпуск

     Прослужив на новом месте (ст. Средне-Белая, Амурская обл.) менее полугода, получаю солдатское поощрение - отпуск с выездом на родину в Куйбышевскую область. Путь не близкий. На станции  Куйбышевка Восточная (теперь Белогорск) по воинскому требованию удаётся оформить билет на поезд Хабаровск-Иркутск, на другие поезда мест не было. Был рад и этому, пересадка не пугала. Полгода назад поездом №510 ( народное название "пятьсот весёлый") в товарном вагоне ехал этой дорогой с Запада на Восток, теперь наоборот. Но интерес к тем местам не угас. Да и условия были другими. Из товарного вагона многого не увидишь. А  теперь сидишь спокойно у окна и любуешься Забайкальской природой и слушаешь знатоков о её особенностях. Знатоки - это те пассажиры, которые подсаживались на проезжающих станциях Свободный, Магдагачи и других. Наслушался рассказов о вечной мерзлоте и о тех людях, кто осваивал те края. Если не ошибаюсь, в этой поездке увидел портрет И. Сталина на скале, о появлении которого не один раз слышал. Всё новое всегда интересно. А нового для меня в то время было много. Еще раз посмотрел на озеро Байкал, теперь зимний. Позже по его берегам проезжал еще несколько раз. Восемь раз пролетал над ним на самолёте, сбрасывая по традиции каждый раз монеты.

В Иркутске, чтоб закомпостировать билет,  необходимо было пройти  санитарную обработку. Без прохождения её, транзитным пассажирам билет не компостировали. Для меня эта процедура предстояла впервые. Оказалось, что это общая баня с термической обработкой всей одежды. На входе в баню всю одежду сдаёшь, моешься под душем, на выходе получаешь до такой степени горячую, что руки обжигаешь. Вспоминаю, что большинство от этой процедуры испытывали удовольствие. Так велась борьба с инфекционными болезнями и всякой заразой после войны.  Пройдя обработку, получив талон о её проведении, закомпостировал билет на поезд Иркутск-Челябинск, опять с пересадкой в Челябинске. Тогда я еще не знал, что этот город станет и останется на всю жизнь мне родным и любимым. И там, и здесь места только сидячие. Если не ошибаюсь, по солдатскому воинскому требованию были предусмотрены только такие места. Но нам достаточно было  багажных полок. До Челябинска доехал, можно сказать, с комфортом.

В Челябинске столкнулся с проблемой. Билет в кармане, а мест на поезда нет. Пассажиры ждут сутками. Нашёлся попутчик, такой же сержант, с которым перед отходом поезда не смогли упросить проводников пустить хотя бы в тамбур. Почему не нашлось ни одного проводника с гуманным подходом к солдатам мне до сих пор не понятно.Такое встретил впервые за три года послевоенной службы. Приняли решение устраиваться в тамбуре самостоятельно, с надеждой в пути перебраться в вагон. У обоих имелись ключи от дверей вагонов. До отхода поезда пытались войти в тамбур, не удалось.

Поезд отправляется, мы устроились на подножках, не теряя надежды при первой остановке попасть в вагон. Был декабрь, температура ниже нуля, холодно, в сапогах далеко не уедешь. Перед Златоустом вдруг открывается дверь следующего за нами вагона, проводник выбросил использованный в печке уголь и дверь закрыл. По звуку мы поняли, что дверь закрыта только на стандартный вагонный замок. Обрадовались, появилась небольшая надежда. На стоянке открыли дверь и вошли в тамбур. Решение было принято раньше, что ни при каких требованиях, кроме вооруженных патрулей, этот “плацкарт” не покидать. Патруля раньше Уфы не должно было быть. Первый рубеж взят, надо войти в вагон, не наделав шума.

Наши опасения оказались напрасными. Не успели мы принять окончательного решения, выходит проводник и с удивлением задаёт вопрос: “Солдатики, а как вы оказались здесь"? Мы ей объяснили, что в Челябинске не смогли закомпостировать имеющиеся у нас билеты. Едем в отпуск, время терять по вокзалам не хочется, вот и поехали на подножках. А на остановке открыли дверь и вошли в тамбур, а в вагон не решаемся войти. Она посмотрела на нас материнскими глазами и пригласила в вагон, предупредив, что ни одного свободного места нет. А мы на него и не претендовали. Нам главное отогреться. Согласны были вернуться и в тамбур, но лишь бы ехать. Но эта добрая женщина убрала какие-то вещи с верхней багажной полке крайнего купе. Мой попутчик по возрасту был старше меня, ему я уступил это "плацкарт". А меня приютили молодые люди четвертым на нижней полке. Но везение  дальше продолжилось. Вдруг заплакал ребёнок на средней полке, мама его забрала к себе, а папа спустившись на его место, предложил  мне багажную полку. Так что оставшиеся полпути ехали с комфортом. В Самаре распрощался с попутчиком.
 
От Самары оставалось проехать всего сотню километров, но она в то время преодолевалась с трудом, тем более в зимнее время. С вокзала зашёл к друзьям и получил информацию, что меня на Кряжу (пригород Самары) ждёт сосед. Развернулся и поехал по указанному адресу. Действительно меня ждал Иван Васильевич Минин, который накануне привёз своего родственника, такого же отпускника солдата. Транспортом для нас служил хороший колхозный конь, запряжённый в сани. Была середина декабрьского дня. Попив чаю, переодевшись в тулуп и валенки, выехали. Вскоре наступила темнота. На 30-м километре пути в деревне Ровно остановились на ночёвку в доме, который арендовал наш колхоз как промежуточный пункт отдыха.

Выехали до рассвета. Доехали  до села Александровка, где сделали остановку для того, чтобы покормить нашего коня. Промежуточный пункт был и здесь у бывших наших односельчан. Пока кормили коня и обедали сами, пошёл сильный снег, усилился ветер, поднялась сильная метель. Оставалось всего лишь восемнадцать километров, но не хватало светлого времени. Чтобы не подвергать себя опасности, вынуждены были остаться на ночёвку.

Знал, что в их школе работали мои одноклассницы Антонина Белоусова и Валентина Толкушкина. Хозяйка подтвердила,что они работают и рекомендовала их посетить. Пошёл в школу,они обе оказались на уроках. До конца урока ожидал в учительской в компании свободных учителей. После окончания урока состоялась тёплая встреча, провели вечер вместе на их квартире. Вспоминали школьные годы, они дали мне информацию о большинстве наших одноклассниках. Это была моя единственная встреча с этими девочками, с которыми вместе учились пять лет. К утру метель прекратилась, выехали с рассветом коротким путём через село Павловка, доехали быстро и завтраком меня кормила уже мама.

Зима моя малая родина занесена снегом. Развлечения только кино. Съездил в райцентр посетил школу, встретился с учителями. Большая часть отпуска впереди. Я решил подключиться к работе любимого дедушки по изготовлению зимний обуви (валять валенки) чем он в это время. как всегда. занимался. До ухода на службу я половину этой профессии освоил. Заработок на этой работе был хороший, мужская пара стоила 1200 руб., женская (детская) 800 руб. Таким образом в день мы зарабатывали 2000 руб. Проработав 10-12 дней, отпуск закачивался, нужно уезжать. Родители запланировали провожать меня до города, чтоб произвести покупки.
 
За два дня до отъезда в селе был проведён митинг, на котором было объявлено Постановление Совета Министров и Центрального Комитета ВКПб) "О проведении денежной реформы и отмены карточек на продовольственные и промышленные товары". Согласно этой реформы наличные деньги менялись на вновь выпущенные из расчёта 10 к 1. Наш заработок обесценился в 10 раз. На второй день дедушка вытряхнул весь наш заработок на стол и сказал: "Бери на дорогу сколько необходимо, в городе обменяешь". Провожать меня до города никто не поехал. В городе в обменных пунктах были огромные очереди. Но в то время каждый солдат был в почёте. Не далеко от ж/д вокзала вне очереди в обменном пункте я без труда обменял старые деньги на новые, взял билет до моей конечной станции. Вернувшись в часть, получил за прошедшие два месяца в новой валюте, которые были отправлены в адрес родителей. С такими приключениями я съездил в первый солдатский отпуск. 


Рецензии
Написано хорошо.
Дай Вам Бог!

Елена Печурина   29.10.2017 23:19     Заявить о нарушении
Елена, спасибо, что зашли и прочли.

Николай Алексеев 2   30.10.2017 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.