Бобры

"Резцы бобров отличаются от наших зубов лишь по своему химическому составу, а не по устройству. Таким образом, биология дает нам возможность и открывает нам дорогу  для того, чтобы улучшить эмаль в наших зубах", — заявил Дерк Джостер (Derk Joester) из Северо-Западного университета в Эванстоне (США).          
   О существовании удивительных зверей бобров я узнал,  дважды посмотрев в детстве   цветной полнометражный фильм о жизни канадских бобров. Меня поразили их умения спиливать своими зубами деревья диаметром чуть ли не в обхват,  доставлять спиленные деревья по месту назначения, строить плотины и надводные хаты, уверенно чувствовать себя как на суше, так и в воде.
В районе Нарьян – Мара эти звери не водились. Впервые живого бобра я увидел в Литве.  Сначала наткнулся в лесу на запруду устроенную бобрами на лесной речке. Затем нашел их  жилище и крутой укатанный спуск с высокого берега в речку. По которому, ушлые звери не только спускали с горы в реку распиленные на куски длиной около 2 -3 х метров стволы деревьев. Но, и сами катались с горки, как дети. В воде и на плотине бобров увидеть мне не удалось, а вот из-за звуков шлепанья их с горки в воду застать за этим занятием получилось. Поработав на заготовке материала для своих построек,  семейство бобров, видно, решило отдохнуть, и один за другим скатывались с горки вниз к своей хате.
 Зимой, когда выпал снег,  повез старшую дочку Ирину понаблюдать за бобрами. Мы нашли заледеневшую горку бобров, множество их следов, но самих зверей у этой горки так и не дождались. Зато обследовали берег в районе избушки, к которой летом подойти было очень трудно.
Плавающих бобров в 20-30 метрах от себя увидел и хорошо рассмотрел, во время ловли лещей на донку с дамбы в устье Немана. На рассвете в полной тишине я стоял на дамбе и ждал, когда лещ начнет подергивать леску моей донки. Вдруг в поле моего зрения попало что то большое, черное и блестящее, бесшумно скользящее по водной поверхности  реки мимо меня. Оказалось, что это бобер, вытянувший над поверхностью воды все свое тело от усатой морды до здоровенного плоского хвоста. Заметив меня, он бесшумно исчез с поверхности воды.  Клев у меня  пошел на лад, и я забыл о бобре.
 И тут у меня за спиной кто то словно выстрелил мне прямо в спину, такой оглушительный звук нарушил утреннею тишину. Я от испуга аж присел, затем резко развернулся и увидел мелькнувший, тут же исчезнувший под водой, хвост бобра. И еще пару бобров, которые после звука – выстрела тоже исчезли под водой. Оказалось, что другой бобер - глава  семейства, когда вывел своих деток на речной простор из протоки, в которой они обитали, неожиданно увидел меня и ударом  мощного хвоста по воде предупредил свое семейство об опасности. 
Закончив ловить лещей, пошел вверх по течению Немана искать, откуда бобры появляются в реке. Буквально в сотне метров от дамбы в Неман впадала речка или протока. Пройдя вдоль которой нашел запруду на ней и бобровую хату. Далее за речкой виднелась еще одна протока и возвышение на ней, похожее на жилище бобров. Я попробовал дойти до того места, преодолев первую протоку по плотине бобров, но вовремя остановился. Она оказалась через чур хлипкой, чтобы использовать ее в качестве моста.
  Покинув Литву в 1991 г., с бобрами не встречался до зимы 2010 г.  Притопав той зимой пешочком попить чайку на свою дачу, до которой от нашего дома всего лишь 6 км., решил глянуть сидят ли рыбаки на льду Черного озера, на берегу которого  находятся наши дачи. На озеро пошел по льду рукотворной реки, вырытой еще во времена СССР мелиораторами для отвода болотной воды от дач в озеро. Не дойдя до озера сотни метров, увидел возвышение, которого раньше не было. Оказалось, что бобры, следуя примеру садоводов, тоже решили построить на дачном участке себе дом.  При строительстве которого использовали не только тонкие высотой более 5 метров деревья, растущие на противоположном от дач берегу, но и несколько  более толстых фруктовых деревьев, позаимствовав их с крайних дачных участков.
  Как пишут в газетах Беларуси, сегодня мех бобра вышел из моды. Регулированием численности бобров в республике никто не занимается. Вот и расплодились они сверх меры, захватывая и подтапливая своими плотинами  новые сельхоз угодья и дачи, расположенные по соседству с лесными массивами.
 


Рецензии