Асфальтированная колея

        Жил Поэт и Актёр. Люди его обожали. Государство ненавидело Поэта и Актёра и сделало всё, чтобы в возрасте 42 лет свести его в могилу. Теперь Государство каждый год отмечает день рождения Поэта и Актёра. Он был не нужен ему живой, но оказался очень нужен мёртвым.

        Это не выдумка. Это факт, который страшнее любой выдумки. 25 января, в 77-й день рождения Поэта и Актёра, Первый канал показал вручение премии его имени «Своя колея» в московском театре «Современник». Премия вручается с 1997 года людям, преданно служащим своему делу: врачам, спортсменам, артистам, политикам etc. Ход вручения отработан годами. Обычно популярные певцы и актёры исполняют песни Поэта и Актёра, во время концерта вручаются три премии текущего года, торжественное короткое слово произносит старший сын Поэта и Актёра Никита Высоцкий, в финале все собравшиеся исполняют тутти какой-нибудь наиболее известной песни Поэта и Актёра, зрители восторженно аплодируют, подпевают, иногда роняют слезу и всегда расходятся по домам, глубоко удовлетворённые проведённым мероприятием. Если кто-то из читающих эту заметку, особенно глубоко чувствующий и переживающий за творчество ушедшего в 1980 году Поэта и Актёра, найдёт её ироничной - он будет абсолютно прав. Автор данных строк на самом деле иронично улыбается, видя во что медленно и неуклонно превращается вечер памяти Владимира Высоцкого и присуждения премий. Телевидение диктует свои законы. Они очень просты: если зрителю не предложат яркое шоу, с участием известных исполнителей, высоких по положению гостей и динамичной телевизионной картинки, никому такая «Своя колея» не нужна. То есть в ином виде - без шума, света, треска и «випов», благосклонно кивающих ухоженными головами в такт аккордам - её, так мне видится, пустят в распыл. Лишат экранного времени. Потому что будет тот самый «не формат», который мы, телезрители, якобы обойдём своим вниманием, ибо это будет скучно!
 
        Простите, но в связи со всем только что сказанным позволю обнародовать одну свою мысль. «Колея» не нужна прежде всего нашему ТВ, а разговор про зрителей здесь вторичен.

        Колею заливают асфальтом! Сшиватели нашего телевизионного пространства не могут не знать простой истины: зритель любит песни Владимира Высоцкого не потому, что их поют популярные артисты в сопровождении   невероятно разрастающегося из года в год оркестра. Сегодня он столь огромен и ярок, что на его фоне уже теряются хорошие исполнители: Гарик Сукачев, Владимир Шахрин, Сергей Безруков, Михаил Ефремов, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Дмитрий Харатьян. И самое безумное, что артисты, встраиваясь в эту оркестровую вампуку, уже поют не песни Высоцкого, а бросают со сцены в зал какие-то дикие шансонные кричалки. У некоторых ребят в руках обязательная гитара, по которой они лупят так неистово, словно хотят переломить гриф или разнести в щепки деку. Лица у всех, как правило, искажены дикими гримасами, на головах кепки или треухи, рубахи вылезают из штанов и пот льёт градом по преданным Поэту и Актёру лицам. В этот раз меня поразил дуэт Ольги Дроздовой и Дмитрия Певцова: одновременно они пели две песни, она «Я несла свою беду», а он «Дом хрустальный на горе для неё». От песен не осталось ничего, зато чётко запомнились белая рубаха актёра и моднейшая прическа актрисы.
   
       Так вот, про любовь к Высоцкому. Знаете, что отличает авторскую песню от шоу? Авторская песня - она для вас лично. А шоу - для всех. И Высоцкого люди обожали за то, что он своим пением лично разрывал им души, а не своё горло. И вот «Свою колею» превратили в гремящий гламур и почти что этим убили. Один раз с Поэтом и Актёром проделали это, заткнув ему глотку. А второй раз делают то же самое, превратив больной, интимнейший монолог в здоровое хоровое «ча-ча-ча». Опомнитесь, люди!

        «Мы успели - в гости к Богу не бывает опозданий…» - строка из наиболее пронзительной и провидческой песни Поэта и Актёра.  Так и будет, даже если о Нём забыли. О ком? Думайте, пожалуйста, сами.


Рецензии