Возрождение и обращение по Джонатану Эдвардсу

ВОЗРОЖДЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ СОГЛАСНО ДЖОНАТАНУ ЭДВАРДСУ
Уильям Николз (2002)
http://www.jonathan-edwards.org/RevivalandConversion.html

"Повествование об удивительной работе Бога в обращении" - это интригующий и богословски бесценный трактат. Его следует не только читать, но и тщательно изучать, чтобы извлечь из него всю ту пользу, которую мы можем извлечь. Это рассказ о могущественном движении Духа Божия среди народа города Нортхэмптона, Массачусетс, и нескольких других близлежащих общин в 1734-1735 гг. В то время Нортхэмптон состоял примерно из 200 семей. Пробуждение затронуло почти каждую семью в городе, так что Эдвардс мог сказать наверняка: "Едва ли был хоть один человек в городе, старый или молодой, что не заботился бы о великих вещах вечного мира». Пробуждение затронуло все слои общества, людей всех возрастов и групп, так что "эта работа Духа была исключительной в силу своей универсальности, повлияв на всякого рода людей, будь то  трезвые и порочные, высокие и низкие, богатые и бедные, мудрые и неразумные". По оценкам Эдвардса, "более 300 душ было приведено домой ко Христу в этом городе в течение полугода, и примерно поровну мужчин и женщин". Эдвардс понимал, что многие люди будут обвинять его в преувеличении числа обращенных, поэтому в конце предисловия он добавил: "Я весьма осознаю, что, прочитав мое повествование, многие люди будут склонны рассудить, что мне очень нравится иметь много новообращенных и преувеличивать происходящее; эти люди также могут подумать, что я не проявляю достаточной рассудительности и принимаю каждое религиозное пережива¬ние и самодовольный энтузиазм за спасительное обращение в веру. Я не удивляюсь тому, что они могут быть склонны так ду¬мать, и по этой причине я долго воздерживался от опубликова¬ния рассказа об этом великом Божьем действии, хотя меня ча¬сто об этом просили".
Одной из первых вещей, ставших широко известными о пробуждении при Эдвардсе, стал возраст молодых людей, которые были, как мы надеемся, обращены. Сам Эдвардс был шокирован тем, что так много молодых людей оказались под влиянием Духа: "До сих пор мы смотрели как на нечто странное, если спасительное воздействие так сильно изменяло почти что детей". Какого они были возраста? В большинстве своем - от 10 до 14 лет, двоим было по девять, и один ребенок - примерно четырех лет. Эдвардс добавляет: "Поскольку этому трудно поверить, в дальнейшем я расскажу об этом подробнее".
Эдвардс и многие люди его времени могли считать странным, что дети и подростки могут обрести обращение и спасение. Даже в условиях могучего излияния Духа Божия, которое повлияло на всю общину, только один человек в возрасте до 9 лет был спасен, и такие примеры, как Фиби Бартлетт, настолько необычны по сравнению с современными "обращениями" детей, что я не знаю ни одного современного случая, который можно было бы сравнить с ней. В свете этого не кажется ли странным, что в наше время многие взрослые считают, что они исповедовали веру и возродились в детстве? Для меня удивительно слушать прихожан сегодняшних церквей, которые всерьез говорят, что они обратились в 5-6 лет. Эдвардс не нашел бы ничего от веры в таких предполагаемых обращениях, ибо почти все они не включают никакого заметного осуждения греха или радикального изменения жизни, какие были очевидны в жизни Фиби Бартлетт.
Пробуждение, по-видимому, производило двоякий результат в жизни людей, затронутых им. "Некоторые из них сразу оставили свои греховные практики", тогда как в жизни других эффект был таков, что "они искренне прибегли к таким средствам спасения, как чтение, молитва, размышления, таинства дома Божия и частные советы". Эти результаты были произведены в людях до их обращения, когда их впервые коснулся Дух Божий.
Другие сходства между людьми, которые были разбужены в отношении своих духовных нужд - это понимание их жалкого состояния по своей природе, опасность вечной погибели и крайняя необходимость бежать от своего нынешнего состояния и искать лучшего (что и есть обращение). Их реакция на нынешнее опасное положение и важность обрести лучшее состояние такова: "Они сначала начинают быть более задумчивыми и созерцательными, словно приходят в своем уме к выводу, что с их стороны самым лучшим и мудрым реше¬нием будет не откладывать это на потом, но воспользоваться представившейся возможностью. В соответствии с этим они се¬рьезно решили размышлять о тех вещах, которые сильнее все¬го склонны пробуждать, для того чтобы ощутить обличение•, таким образом, их пробуждение возрастает до тех пор, пока их не охватит чувство собственной беспомощности, приноси¬мое Божьим Святым Духом". Как я уже сказал, размышление о грехах прошлого и настоящего является важной частью получения необходимого осознания греха. Те, кто были обеспокоены состоянием своих душ, размышляли о своих грехах таким образом, что их чувство своей развращенности и непотребства значительно усилилось. Слышим ли мы о чем-то подобном сегодня?
"Люди иногда подходят к границе отчаяния и им все кажет¬ся черным как ночь, прежде чем через какое-то время в их ду¬ше наступит рассвет. Было несколько случаев, когда люди ис¬пытывали настолько сильное ощущение Божьего гнева ко гре¬ху, что это было просто выше их сил, и они просто вопияли, бу¬дучи подвержены потрясающему чувству собственной вины, удивляясь, как вообще Бог позволяет таким недостойным не-годяям жить на земле, а не отправляет их прямиком в ад". Важная вещь, которую отметил здесь Эдвардс, состоит в том, что обличение людей во грехе усиливалось, пока они подходили к обращению.  "Ино¬гда их вина становится настолько очевидной для них, что их охватывает неописуемый ужас от страха, что Бог совершит это в один момент; однако чаще их расстройства во время подлин¬ных пробуждений не были до такой степени сильными". Есть ли такое сознание греха среди наших современных новообращенных?
Судя по всему, для обличаемых людей не было редкостью, что они были не в состоянии заснуть от страха, не остались ли они необращенными. Эдвардс пишет: Некоторые испытывали такое чувст¬во Божьего недовольства, что не могли спать по ночам; многие говорили, что, когда они ложились, мысли о том, чтобы спать в таком состоянии, приводили их в ужас. Даже во сне они едва избегали этого, а когда просыпались, их охватывал страх, тя¬жесть и беспокойство, которые не давали покоя их духу". Слышали ли вы сегодня подобные свидетельства? Многие ли из тех, кто молился о спасении "молитвой грешника", испытали перед этим такой же ужас?
В чем же состояла работа Духа Божия в пробужденных таким образом людях?  "Движение Духа Божьего в Его законной работе с людьми казалось более всего очевидным в том, чтобы показать им их абсолютную зависимость от Его суверенной силы и благода¬ти, а также всеобщую необходимость в Посреднике. Это проис¬ходило путем приведения их ко все большему чувству своего крайнего нечестия и вины в своих глазах, их грязи и недоста¬точности их собственной праведности; что они никоим образом не в состоянии помочь себе и что Бог может совершенно спра¬ведливо и праведно отвергнуть их и все, что они делают, и из¬гнать их навсегда".
Эдвардс также отметил общность переживаний среди тех, кто был обращен таким образом. "Обычно первое, что появляется после их зако¬номерных беспокойств, — это убеждение в Божьей справедли¬вости их осуждения, проявляющееся в чувстве их собственной крайней греховности и в развращенности всех их поступков. Рассказывая об этом, они описывали всё весьма по-разному: одни поняли, что Бог суверенен и мог принять других и отверг¬нуть их; другие говорили, что они были убеждены, что Бог вправе излить милость на каждого человека в городе, в мире, а они обрекут себя на вечную погибель; третьи увидели, что Бог вправе совершенно не обратить внимания на все их страдания и на все их молитвы; некоторые утверждали, что, даже если они будут искать и крайне страдать на протяжении всей своей жизни, Бог будет вправе в конце концов низвергнуть их в ад, потому что все их труды, молитвы и слезы не могут стать жерт¬вой умилостивления даже за сколь угодно малый грех и не мо¬гут стать поводом для благословения от руки Божьей. Некото¬рые объявляли себя находящимися в руках Божьих, говоря, что Он может распорядиться ими по Своему усмотрению; неко¬торые утверждали, что Бог может прославиться в их погибели, и удивлялись, что Бог вообще позволил им жить так долго, хо¬тя давным-давно мог ввергнуть их в ад". Если при начале своего пробуждения эти люди, казалось, были наиболее осуждаемы за свои личные грехи и нечестивый образ жизни, то по мере того как работа Духа прогрессировала в них, они стали гораздо более обременены растлением своей природы, гордостью их сердец, их отказом от Христа и враждой против Бога. Эдвардс так описывает эту работу Духа, пробуждающего совесть людей: "В последнее время Бог в избытке показал, что Ему не нужно ждать, пока людей убедят долгие и часто повторяющи¬еся бесплодные испытания, ибо во множестве случаев Он дей¬ствовал короче. Он настолько пробудил и обличил совесть лю¬дей, сделал их настолько чувствительными к своей ужасаю¬щей развращенности и дал им такое чувство Его гнева ко гре¬ху, что это быстро победило всю их тщеславную самоуверен¬ность и повергло их в прах перед святым и праведным Богом".
Эдвардс обратил внимание на одну вещь, имевшую столь важное значение в его работе с пробужденными людьми, что он думал, что если бы он сделал что-то по-другому, ему пришлось бы начинать все заново. Что было для него так важно - это настойчивость в убеждении, что Бог не был обязан проявлять милосердие к любому природному человеку, независимо от того, сколько молитв он произнес, как долго он искал, или того, что он сделал. Рассмотрим внимательно его слова: "Какому бы служителю ни выпал случай иметь дело с их ду¬шами в пастве в таких обстоятельствах, как было в прошлом году, я думаю, что ему вскоре придется весьма сильно убеж¬дать их в том, что Бог никоим образом не обязан являть ми¬лость любому обычному человеку, чье сердце не обращено к Богу, и что человек не может надеяться на абсолютную справедливость или на Божье обетование, что бы он ни делал, прежде чем уверует в Иисуса Христа, когда примет истинное покаяние. Мне кажется, что если бы я учил тех, кто приходил ко мне в проблемах, какой-либо иной доктрине, я бы тем са¬мым кратчайшим путем погубил их. Я бы просто перечеркнул то, что было движением Духа Божьего в Его влиянии на их жизнь; ибо если бы они поверили тому, что я сказал, это либо способствовало бы лести самому себе и беспечности и тем са¬мым положило бы конец их пробуждениям, либо стало бы ле¬леять и утверждать их споры и ссоры с Богом относительно Его отношения и поступков с ними и с другими людьми, и прегра¬дило бы им путь к тому унижению перед Верховным Даятелем жизни и смерти, чем Бог обыкновенно подготавливает их для того, чтобы потом утешить".
Иначе говоря, если мы будем молчать о том, что Бог никак не обязан являть людям милость, мы будем лишь способствовать дешевому самообольщению и беспечности. Но разве такой подход не распространен у нас сегодня? Мужчины и женщины льстят себе, что обращение в их силах, и что они всегда могут "выбрать" и стать христианами. Разве людям не говорят, что "Бог сделал все, что Он может сделать, остальное зависит от вас"? И разве это не то, что Эдвардс называет "прямым путем к тому, чтобы расхолодить людей" и "совершенно положить конец пробуждению"? Конечным результатом такой практики является множество исповедующих христиан, которые никогда не были смирены Богом и, скорее всего, не были обращены вообще. Именно это состояние "прегра¬дило им путь к тому унижению перед Верховным Даятелем жизни и смерти, которым Бог обыкновенно подготавливает их для того, чтобы потом утешить".
Другая вещь, на которую обратил внимание Эдвардс - это то, что когда люди только начинают искать Бога, они крайне невежественны вообще и слепы по отношению к духовным вещам. "Когда они начинают искать спасения, обычно они совершен¬но не осознают своего состояния; они не осознают, насколько они слепы и как мало они могут сделать для того, чтобы начать правильно видеть духовные вещи, и для того, чтобы упраж¬няться в благодати в своей душе. Они нечувствительны к тому, насколько они далеки от любви к Богу и от других святых наст¬роений, и насколько они мертвы во грехе". Обратите внимание, что он говорит, что они "совершен¬но не осознают своего состояния". Их сердца крайне испорчены, и они просто не могут видеть его. Они духовно слепы, и не знают об этом. Они думают, что они любят Бога,  не чувствуя их вражды по отношению к Нему. Я искренне верю, и в то же время очень боюсь, что именно на этом этапе, что большинство людей могут "молиться, чтобы принять Христа", они осознают некоторые духовные истине, и все же они по-прежнему не видят своего греха и бесчувственны к тому, как далеки они от настоящей любви к Богу. Таким образом они обмануты, не будучи детьми Божьими, и они редко действительно бывают разбужены от их потерянного состояния.
В отличие от этого те, кто был обращен во времена Эдвардса, испытывали мучительный страх, что они обрели ложную надежду и, возможно, не были обращены вообще. "Когда же наконец им пришло на ум задаться вопросом о том, является ли это истинной благодатью или нет, они весь¬ма боялись, чтобы не оказаться обманутыми нахлынувшими сияниями и вспышками чувств, а затем отправиться в вечную погибель с ложной надеждой. Но когда они были лучше на¬ставлены и таким образом приведены к тому, чтобы допустить надежду, это пробудило благодатное расположение их сердец к жизни и деятельности точно так же, как теплые лучи солнца весной пробуждают к жизни семена и произведения земли... Люди в общем демонстрировали чрез¬вычайный страх оказаться обманутыми и весьма боялись, что¬бы им не строить неверно". Как это отличается от сегодняшних беззаботных, ни о чем не думающих "обращенных", которые, после того как они повторили слова предложенной им молитвы, рассказывают, что они никогда не должны снова сомневаться в своем спасении, и допускать такие сомнения значит впадать в большой грех, считая Бога лжецом! Если такого рода ложной уверенностью в наши дни обладают миллионы, то неудивительно, что наши церкви наполнены плотскими людьми, которых никогда не посещали какие-либо сомнения по поводу их спасения, хотя их жизнь и практика скорее подобны бесовским, чем Христовым. Таким образом, в то время как большинство современных новообращенных не имеют никаких сомнений относительно их спасения, люди в церкви Джонатана Эдвардса ", как правило, переживали огромные опасения из-за ужасной природы ложной надежды. И в то время как сегодняшние обращенные часто говорят, что  не имеет значения, как они живут, после того как они "приняли Христа", Эдвардс рассуждал иначе: Я неоднократно наста¬ивал на том, что проявление искренности в принесенных пло-дах лучше, чем какое-либо иное проявление, которое они мо¬гут произвести только в словах•, и что без этого все претензии на духовные переживания тщетны".
Эдвардс упоминает в разных местах в трактате множество различных доказательств благодати в тех, кого он считал действительно обращенными. Некоторые из них, по-видимому, проявились после унижения, вызванного тем, что Эдвардс называет "превосходным превосходительством Божественных вещей". Он описывает это так: Иногда благодать появляется после законнического униже¬ния в искренних стремлениях души к Богу и Христу: познать Бога, любить Его, быть смиренным перед Ним, иметь общение с Христом в Его благостях. Эти стремления, когда люди выра¬жают их, кажется, имеют такую природу, что могут возникать только лишь из чувства высшего превосходства божественных вещей, имеют в себе духовный вкус к ним и наслаждение ими, и ценят их как самое высшее счастье и лучший удел".
Дух смирения был также ясно виден в тех, кто был действительно обращен. Это напрямую противоречит тому самодовольству нынешних "обращенных", которые хотят просто "попробовать". Эдвардс говорит:  "Такие люди среди нас, отличавшиеся самыми чрезвычай¬ными открытиями, обычно никак не проявляли заносчивого, надменного и самодостаточного отношения восторженных лю¬дей, но вели себя совершенно противоположным образом. Они выделяются духом кротости, скромностью, отсутствием само¬уверенности и невысоким мнением о себе. Никто другой не ка¬зался настолько чувствующим свою нужду в наставлении и так ревностно не стремился получить его, как некоторые из них; никто не был так готов подумать, что другие лучше их. Те из нас, кто считался обращенными, обычно демонстрировали желание пасть ниц в прах перед Богом и сокрушались о том, что не могут пасть еще ниже перед Ним". Многие ли из сегодняшних обращенных готовы "пасть ниц в прах пред Богом"?
Сомнения и страхи, о которых мы сказали, как представляется, возникали из чувства обращенными людьми их собственной испорченности. Дух Божий, обитающий в них, производит более высокую чувствительность ко греху, гордости, зависти и т.д., и они оказываются в шоке от самих себя. "По мере того как люди постепенно все больше и больше убеждаются в развращении и нечестии своих сердец, им ка¬жется, что они становятся все хуже и хуже, более чёрствыми и слепыми, более нечестивыми, а не становятся лучше. Они уже готовы разочароваться из-за этого и часто считают себя наибо-лее далекими от блага, в то время как в действительности они ближе всего к нему. Находясь под чувством своего греха, кото¬рое им дает Дух Божий, они часто думают, что отличаются от всех остальных; их сердца готовы разорваться от мысли, что они хуже всех и что нет таких нечестивых, как они, и никогда не получат милости". Это не означает, что они стали на самом деле хуже, чем раньше, ибо Эдвардс говорит: "Я не знаю ни одного молодого человека в городе, который был бы по-прежнему беспечен... Бог, очевидно, сделал нас новыми людьми".
Опять же, можно провести определенный контраст между обращенными тогда и сегодня в отношении совершенно различного восприятия ими своего состояния. Те, кто действительно испытал благодать и был обращен во времена Эдвардса, сначала обычно вообще не знали, что они обратились. "Они не думали в тот момент о своем обращении, не имели чувства, что оно совершилось... ничто подобное не входило в их умы". Сегодня же предположительно обращенных заверяют, что они несомненно были спасены и что Бог достиг Своей цели в их спасении, а сомневаться в этом грех.
То, что подобная дерзость никогда не практиковалась в прежние времена, ясно из присутствия в трактате Эдвардса таких выражений, как "обнадеживающие свидетельства", "надежда на обращение" и "удовлетворяющие доказательства", применительно к тем, кто, по-видимому, испытал благодать. Это было также практикой Асаила Нетлтона, который, как и многие другие, не был столь самонадеян, как сегодняшние евангелисты, которые смело заявляют такие вещи, как "двадцать пять человек спаслись прошлым вечером". Воспоминания Нетлтона переполнены такими выражениями, как "пробудился и, надеюсь, раскаялся", "надежда обрашения", "радость в надежде", "надежда на благодать Божию", "радость со страхом и трепетом" (Bennet Tyler, D.D., Memoir of the Life and Character of Rev. Asahel Nettleton, D.D., (Hartford, CT: Robin & Smith, 1844), pp. 69, 76, 82, 96, & 112).
Наконец, будет вполне поучительно посмотреть подробно на опыт, описанный Эдвардсом как пример тех, кто был действительно обращен. Это он делает в двух случаях: Абигейл Хатчинсон, молодой женщины, которая умерла вскоре после своего обращения, и Фиби Бартлетт, что была младше всех из обращенных.
В случае с Абигейл Хатчинсон новость об обращении молодой женщины, которая была одним из главных предпринимателей городка, разошлась довольно широко. Считая себя "много хуже всех, наделенных такой благодатью", она решила "с твердой решимостью сделать все от нее зависящее, чтобы получить то же благословение». Она начала усердно искать Бога, приняда решение "тщательно исследовать Писания" и использовать "чтении, молитвы и другие религиозные практики". Именно в процессе этого поиска "произошла внезапная пере¬мена, ибо ее озабоченность весьма возросла, выразившись в чрезвычайном чувстве собственной греховности, в особенности греховности ее естества и нечестия ее сердца. Это нашло на нее, по ее выражению, словно вспышка молнии, и привело в крайний ужас. После этого она прекратила следовать своему плану чтения Библии и обратилась к Новому Завету, чтобы увидеть, не сможет ли она найти там какое-либо утешение для своей страдающей души... Она говорила, что ее великий ужас заключался в том, что она согрешила против Бога: ее страдания все более и более уси¬ливалось на протяжении трех дней до тех пор, пока она уже не видела ничего перед собой, кроме черноты тьмы, и сама ее плоть трепетала от страха перед Божьим гневом; она удив¬лялась и поражалась себе, что была так озабочена своим те¬лом и так часто обращалась к врачам за исцелением, но пре¬небрегала своей душой... Она говорила об этом следующее: что, по ее мне¬нию, до сих пор она не ощущала вины в грехе Адама, и он ни¬как не беспокоил ее, потому что она не принимала активного участия в нем; но теперь она увидела, что виновна в этом гре¬хе и совершенно осквернена им; и что даже одного того греха, который она принесла с собою в мир, было вполне достаточно, чтобы осудить ее".
В разгар своей скорби она проснулась однажды с легкостью и спокойствием духа, имея «живое чувство превосходства Христа", которое она описала как "живое чувство превосходства Хрис¬та и Его достаточности для искупления грехов всего мира. За¬тем она подумала о выражении: приятно для глаз видеть солн¬це•, эти слова показались ей весьма применимыми к Иисусу Христу. Благодаря этим вещам ее разум был приведен к таким размышлениям и созерцанию Христа, что это наполнило ее весьма великой радостью. Утром она рассказала своему брату о том, что видела (то есть осознавала созерцания верой) Христа прошлой ночью и что она в самом деле думала, что не имела до¬статочно знаний, чтобы быть обращенной в веру•, но, как она сказала, Бог может сделать это весьма просто! В понедель¬ник она целый день испытывала постоянную приятность в сво-ей душе. Она переживала повторение тех же самых открытий Христа три утра подряд, большей частью одним и тем же обра¬зом, просыпаясь незадолго до рассвета; но с каждым днём всё ярче и ярче". Очень скоро после этого "ее душа исполни¬лась страданием за людей, не имеющих Христа, и она предста¬вила, насколько жалким является то состояние, в котором они пребывают. Она ощутила сильное побуждение незамедлитель¬но отправляться и предупредить грешников и на следующий день предложила своему брату помочь ей в том, чтобы пойти от одного дома к другому".
Ее опыт также характеризуется глубоким смирением, отмеченным Эдвардсом ранее, и полным преданием ее жизни и обстоятельств в руки Бога. Она часто говорила о том, как хо¬рошо и приятно было лежать ниц перед Богом, и чем унижен¬ней (говорила она), тем лучше\ И что было приятно думать о том, чтобы лежать в прахе все дни своей жизни, оплакивая грех. Она обыкновенно демонстрировала большое чувство сво¬ей собственной униженности и зависимости". После этого она часто задавала себе вопрос, что она хочет выбрать — жить или умереть, быть больной или быть здоровой и обнаружива¬ла, что не могла дать четкого ответа, пока наконец не нашла в себе силы сказать следующие слова: Я готова жить и готова умереть; готова быть больной и готова быть здоровой; весьма готова принять все, что Бог наведет на меня! Потом, гово¬рила она, я почувствовала себя совершенно свободно, в полном подчинении воле Божьей". "В ту неделю, когда она умерла, когда она пребывала в стра¬даниях своего тела, некоторые из ее близких, пришедшие на¬вестить ее, спросили, готова ли она умереть. Она ответила, что была готова как жить, так и умереть; она была готова жить с болью; она была готова жить так всегда, если на то была во¬ля Божья. Она желала того, чего желал Бог. Ее спросили, гото¬ва ли она умереть в ту ночь. Она ответила, что да, если такова будет воля Божья. Она, казалось, говорила, находясь в совер¬шенном присутствии духа, и с таким бодрым и радостным ви¬дом, что они исполнились восхищения".
Другой пример видимого обращения был приведен Эдвардсом потому, что он по большому счету не рассчитывал, что кто-то сможет в это поверить. Сегодня в церквах обычное дело услышать о предполагаемом обращении детей 5-7 лет. Печально то, что такие свидетельства до такой степени стали нормой, что никто всерьез не задается вопросами, были ли такие люди действительно обращены в детстве, и почему  они не проявляют признаков резко изменившейся жизни. Сегодня, когда дети "молятся молитвой грешника",  редко кто-то замечает  разительную перемену жизни, которая возникает после их предполагаемого обращения. Им говорят, что они теперь дети Божьи, и их жизнь продолжается по-прежнему, хотя в ребенке может ничуть не исчезнуть тот эгоизм и эгоцентризм, который был в нем раньше. Такого не было в случае с Фиби Бартлетт.
В конце апреля или в начале мая она услышала разговоры своего старшего брата и начала искать Бога, забираясь в чулан по пять или шесть раз в день. "Она постоянно, по нескольку раз в день, уединя¬лась, как они решили, для тайной молитвы. Она все больше и больше увлекалась религией, и все больше времени проводила в своей комнате. Дошло до того, что она... была так увлечена этим, что ничто не могло отвлечь ее от проведения этого времени в своей комна¬те. Ее мать часто наблюдала за ней, когда происходило что-то, что, по ее мнению, с наибольшей вероятностью должно было отвлечь ее  либо вывести из этих размышлений, либо еще как-то привлечь ее внимание, но никогда не замечала, чтобы девочка поддалась на это". Это продолжалось в течение более чем двух месяцев, в течение которых она говорила, что она не могла найти Бога. В одном случае мать услышала, как она говорила вслух в своей комнатке, и ее голос казался очень настойчивым, так что "ее мать могла различить только следующие слова, произносимые в детской манере, но с чрезвычайной искренностью и в страда¬нии души: Прошу, благословенный Господь, дай мне спасение! Я прошу и умоляю, прости все мои грехи! Закончив молиться, девочка вышла из своей комнаты, села рядом с матерью и громко заплакала. Ее мать весьма искренне несколько раз спрашивала ее, в чем дело, прежде чем та смогла дать какой-либо ответ; она продолжала плакать и содрогаться, как чело¬век, испытывающий терзания духа.  Затем мать спросила ее, боится ли она, что Бог не даст ей спасения, на что она ответи¬ла: Да, я боюсь, что попаду в ад! Затем мать постаралась успо-коить ее, сказав ей, что она не должна плакать, должна быть хорошей девочкой и молиться каждый день, и она надеется, что Бог даст ей спасение".
Как это странно по сравнению с нынешними обращениями детей:  почти три месяца подряд Фиби уединялась по нескольку раз в день, чтобы просить Бога спасти ее душу! Когда мать спрашивала ее, боится ли она, что Бог не дарует ей спасения - а задают ли родители четырехлетним детям такой вопрос сегодня? - она ответила: да, я боюсь, что пойду в ад! И именно эта скорбь заставила ее молиться и искать Христа. Был ли этот опыт спасения настоящим? Отметим тот особо важный для Эдвардса момент, что Бог никоим образом не обязан проявлять милосердие к любому природному человеку, чье сердце не обращено к Богу. Он настаивает на том, что если бы он не учил этому, влияние Духа Божия не состоялось бы, и все остальное ничего бы не стоило, ибо такая проповедь только способствовала бы самообольщению и беспечности, и тем положила конец всякому пробуждению. Но разве это не то, что происходит сегодня, когда ребенок просит: Иисус, войди в мое сердце? Самообольщение ("Теперь я христианин, я пойду на небо, когда умру") и беспечность ("Так как я христианин сейчас, мне не нужно беспокоиться о молитве, изучении Библии и вообще о моей жизни, потому что Бог прощает все грехи мои") продвигаются в жизни ребенка, который не был обращен вообще, и шансы на то, что он вообще пробудится после этого, близки к нулю.
Важно также сравнить - и противопоставить - существенное изменение в жизни Фиби Бартлет с почти полным отсутствием каких-либо изменений в жизни детей, которые провозглашаются обращенными сегодня. Эдвардс замечает: "Она любит Божий дом и ей нравится ходить туда. Мать однажды спросила ее, почему она так настроена туда хо¬дить? Не для того ли, чтобы увидеть там хороших людей? Она ответила: Нет, для того чтобы слушать, как проповедует г-н Эдварде. Когда она находится в месте поклонения, она весьма далека от того, чтобы проводить там свое время так, как это обычно делают дети ее возраста, но проявляет внимание, весь¬ма чрезвычайное для такого ребенка. Она также проявляет сильное желание при всякой возможности посещать частные религиозные собрания, тихо и внимательно ведет себя дома во время молитвы и кажется особенно тронутой во время семей¬ной молитвы. Она, похоже, очень любит слушать религиозные беседы. Когда я однажды находился там с несколькими чужи¬ми людьми и заговорил с ней о чем-то религиозном, она показа¬лась мне внимательной более обычного; когда мы уходили, она посмотрела нам вслед с большой печалью и сказала: Я бы хоте¬ла, чтобы они снова пришли. Ее мать спросила: Почему? Она ответила: Я люблю слушать, как они разговаривают". Иначе говоря, она любила не носиться по храму и играть в нем, а слушать, как проповедовал сам Эдвардс! Детям, считающиесмя сегодня обращенными, как правило, до смерти скучно в церкви, особенно на проповеди. Фиби с радостью посещала не только воскресные служения, но и  частные религиозные собрания. Она с удовольствием слушала беседы на домашних группах, тогда как сегодня там детей надо неизвестно чем развлекать, если вообще можно хоть как-то удержать их внимание!
Главной разницей же был страх Божий. Фиби заплакала, узнав, как некоторые ее сверстники воруют сливы из соседского сада. Никто из детей не был обеспокоен этим, но ее нечем было утешить. Она также сильно беспокоилась о душах ее неспасенных  братьев и сестер и других детей. "Ее мать заме¬тила, что она выглядела более обычного серьезной и задумчи¬вой; в конце концов она нарушила молчание и сказала: я раз¬говаривала с Набби и Юнис. Мать спросила ее, что она им ска¬зала. Она ответила: Я сказала им, что они должны молиться и готовиться к смерти•, что им осталось совсем немного жить в этом мире, и что они должны быть всегда готовы. Когда Набби вышла, мать спросила ее, это ли им говорила Фиби. Да, ответила та, она говорила это и еще многое другое. Во всякое время эта девочка пользовалась возможностью поговорить с другими детьми о больших переживаниях за их души, и это весьма касалось их".
Часто ли не то что дети, но якобы спасенные взрослые в Церкви сегодня делают такие вещи? Я считаю, что мы сделали бы ошибку, считая этот случай уникальным и вряд ли возможным в жизни других людей. Признаки работы Бога в жизни Фиби ничем не отличаются от Его работы в жизни других людей, описанных Эдвардсом. Удивителен здесь не столько возраст ребенка, сколько то, что Фиби искала спасения тем путем, который Эдвардс требовал от всей общины! После нескольких месяцев поисков она показала признаки резко изменившейся жизни и искренней любви к Богу; сильное желание слышать проповедуемое слово Божие ненависть ко греху, потому что это грех, а не только из-за его последствий и большое беспокойство за души тех, кто не спасен. Это вещи, которые мы обычно ожидаем увидеть в жизни тех, кто действительно обращен, независимо от их возраста. Я спрашиваю снова тех, у кого есть дети, которые "молились, чтобы принять Христа": как это повлияло на их жизнь? Если никак, то почему? Разве не очевидно то, что хотя они могли просить Христа прийти в их жизнь, они не обратились, их жизнь не изменилась, и они все еще на пути в ад?

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии