Две копейки серебром

   Эти "Две копейки серебром", царской чеканки, были обнаружены мной возле самой воды после четырёхчасового хождения вдоль песчаного берега реки Волги. Долго не мог поверить, глядя на тёмно-коричневый кружок старой монеты, в реальность произошедшего события - много раз проходил мимо места находки,но ничего не находил. "Следовательно, - сделал для себя вывод, - её только что, как по заказу, вынесло на берег речной волной или какой иной неведомой мне силой!"
   О ней рассказал мне однажды один знакомый. Он был твёрдо уверен в существовании неких духов в окружающей нас действительности, в том числе и в волжской воде. "Об этом в древних индийских мифах говорится!" - пытался он убедить меня в своей правоте. Но моё сознание говорило мне:"Не верь этой чепухе!" И я не верил.
   Ну,как я мог поверить в мистический бред какого-то провинциала после обучения в одном из столичных вузов. Философию преподавал в нём бывший богослов. Именно он сильно повлиял на формирование моих взглядов на самые разные явления жизненных процессов, хотя, став атеистом, не старался убеждать меня и других студентов в верности избранного им пути. Но его разочарованность верой передалась необъяснимым образом и мне.
   Подняв монету, вновь вспомнил о городских мальчишках. Они, роясь в речном песке в самом центре исторической части нашего города, сразу же привлекли моё внимание. "Что вы тут ищете, - поинтересовался я, - тут же ничего стоящего нет!" "Как нет, дяденька, - откликнулся один из них, - а это что?" И он разжал загорелый кулачок мальчишеской руки - на ладони красовалась небольшая монетка тёмного цвета. "Дореволюционная! - с гордостью сказал он, - мы их тут много насобирали, но к нам недавно подошёл один дяденька и забрал у нас все монеты." "Почему забрал?" - удивился я. "Он пообещал вернуть их после изучения, но так и не вернул!" - сообщил мне обитатель старых купеческих кварталов, пряча монету в карман штанов.
  Эти кварталы хотели снести и построить на их месте, возле Волги, большой современный город с высотными зданиями и всеми условиями для комфортного проживания. Но вмешались в этот процесс местные историки и краеведы. Они и отстояли, в жарких спорах и дискуссиях, исторический центр города от неминуемой гибели. И не зря: здесь то и дело стали производиться съёмки художественных фильмов, в том числе "Двенадцати стульев." И здесь когда-то, неподалёку от места находок монет, один из местных мальчишек просил у Остапа Бендера денег, полагая:"У жуликов такого масштаба они есть!"
   Помню, подумал:"А не его ли это сын роется теперь в песке, среди нагромождения камней, на берегу реки Волги, находя без особого труда деньги?" А мальчишка не переставал хвастаться:"А мы тут ещё и зубы драконов находим. Я отдаю их папе. Он очищает зубы от грязи и покрывает лаком, а затем делает из них ожерелья и вешает их на стены. Они приносят удачу и защищают от злых духов. Они огромные: вот такого размера!"
   Указанный мальчишкой размер зуба впечатлял: он был гораздо длиннее и толще моего большого пальца руки. И я понял: нужно и мне попытать счастья в поисках и загадочного зуба дракона, и, конечно же, старинных монет, поскольку сам когда-то в далёком детстве мечтал найти их на волжском берегу.
   Отойдя от мальчишек на значительное расстояние вверх по течению реки, стал искать вначале зубы драконов. И мне стали попадаться какие-то пилообразные зубы доисторических млекопитающих, но они своими размерами не походили на драконьи, и я переключился на поиск монет. Но, побродив по правому берегу Волги более двух часов, понял: найти что-либо вряд ли удастся и решил уйти домой. И тут у моих ног легла волна.
   Посмотрев по сторонам, я не увидел на реке ни моторных лодок, ни самоходных барж, ни круизных пароходов и решил:"Показалось!" Но тут новая волна, не дав времени среагировать на её бросок, хлынула в мои ботинки. Волна, летящая за ней следом, обрушилась на меня сильнейшим пенным потоком уже до самого пояса, сильно вымочив парадные брюки.
   Я хотел было бежать домой с мокрыми ногами, но решил всё же продолжить поиски монет, раз некие духи, как мне показалось, решили убедить меня в реальности своего существования. И через пару часов, ближе к вечеру, в лучах заходящего солнца, я и увидел эту монету. И тут же обратил внимание на её внешний вид: пролежав на дне реки немало лет, со времён царствования Николая первого, она не имела ни единой царапины, словно хранилась всё время в ларце какой-нибудь местной купчихи.
   "Итак, - размышлял я, шагая с этой находкой домой, - вырисовывается следующая картина: пока я бродил по побережью реки, кто-то искал для меня монету! Найдя подходящую, постарался вытащить её из песка, а затем аккуратно положить возле самой кромки воды всего за несколько часов. Для чего и с какой целью? Хотел оказать бескорыстную помощь? А может, хотел заразить меня, как и Остапа Бендера, литературного афериста двадцатого века, лихорадкой обогащения?" И не находил в своём сознании ответов на эти непростые вопросы.
   Не раз хотел продать монету, находясь в затруднительном материальном положении, но что-то мешало мне это сделать. И однажды, после моего переезда на другое место жительства, она вдруг пропала - на целых двадцать лет. Я тогда решил:"Духи дали, духи и забрали!" Но недавно вновь обнаружил её - в коробке среди покрытых пылью старых книг. Их не раз порывался сдать в макулатуру, полагая:"Кому теперь нужны забытые рассуждения о жизни в ином времени и пространстве?" Но, к счастью,не продал ни старые книги, ни эти две копейки, иначе поддался бы искушению лукавого невидимого духа!


26.01.2015 года



   


Рецензии
У себя на родине в городе Юрьеве - Польском я с детских лет каждую весну, после спуска реки, ходил по берегам Колокши и собирал монеты, их были россыпи. Собрал около 500, каких только не было: от пятаков Е-11 и Елизаветы до полушек. Было найдено кремневое ружьё, бомба 18 века (полый шар с отверстием), украшения, всего перечислить невозможно. Кстати, 2 копейки серебром, моя бабушка с 1882 года называла "семишник". Кто не знает поясню: При Н-1 медные деньги обесценились. Так что два рубля в серебре стали стоить семь рублей в меди. А это уже попахивало "медным бунтом". В 1839 году начался выпуск медных денег которые по стоимости были равны серебряным, была даже сделана соответствующая надпись. Были выпущены номиналы монет с надписью серебром: 3; 2; 1; 1/2; 1/4 копейки серебром. Кстати монет сейчас металоискателями находят "море".

Николай Павлов Юрьевский   21.03.2019 22:07     Заявить о нарушении