Странствия 35 часть

     ...-Это возмутительно. Просто возмутительно.- преподаватель вытирал платком лоб, на котором то и дело выступали крупные капли пота. Потеть было изо чего. Он стоял напротив трона чёрного камня, в котором восседала сама императрица Авей Мир несущая. И хоть уже была в годах, её взгляд оставался таким же пронзительным и строгим. Рядом с троном стояли ножны с мечом, знак императорской власти, опёртые об порчен трона. Впервые великий историк видел вблизи реликвию, ставшею легендой ещё при живом её владельце. Меч "Медвежий коготь", с набалдашником рукояти в форме головы медведя. Меч, полученный императрицей на кануне решающего боя за трон будущей империи.
     -На что вы жалуетесь, профессор?- императрица наклонилась вперёд, подпирая рукой подбородок. Историк смахнул ещё раз пот и склонился перед троном:
     -Я прошу Ваше величество отчислить кадета Альберта Урсисангуйса из списков учащихся военного училища.
     -Причина?- голос императрицы отдавал холодом.
     -Злостное нежелание учится. Он игнорирует мои указания и постоянно срывает процесс обучения.
     -Всех предметов?
     -Ваше величество, я могу сказать лишь за предмет, который преподаю я лично.
     -Понятно...- императрица выпрямилась. Она обратилась к стоящему сбоку слуге:
     -Позвать сюда кадета Альберта Урсисангуйса и за одно доставить свиток с его оценками.
     -Всеми, Ваше величество?
     -Это будет долго. За последнее полугодие...
     -Слушаюсь, Ваше величество.- слуга поклонился и отправился выполнять приказ. Императрица перевела свой взор опять на профессора истории:
     -И много у вас таких учеников? Таких, срывающих обучение.
     -Ваше величество, я понимаю, ваша политика обучения сирот за счёт государства даёт свои плоды. Но они все- Урсисангуйс. Все эти сироты и бывшие беспризорники. Они мешают обучению других. Они непослушны, дерзки и несгибаемы.
     -Именно такие, какими бывают подростки в таком возрасте. Но я спрашиваю об их учебных способностях.
     -Простите, но они не согласны с доказанными истинами и всё время подвергают сомнению каждый факт. Для  них почти нет авторитетов.
     -Почти?- вопросительно подняла бровь Авей. Прoфессор ещё больше вспотел:
     -Да, почти... Кроме вас и первого министра. Все Урсисангуйс преданы вам. Как и мы, профессура училища.
     -Лесть.- подняла палец императрица, профессор побледнел и замолчал. Тем временем скрипнула дверь зала и курсант Альберт Урсисангуйс чётко чекан шаг подошёл к трону и щёлкнув каблуками застыл в ожидании. Авей внимательно посмотрела на курсанта:
     -Вы подросли, курсант...
     -Спасибо... Ваше величество...- глухо ответил курсант.
     Скупая улыбка мелькнула на устах императрицы. Но она её тут же смахнула и строго спросила:
     -И так, курсант, расскажите, в чём причина вашего нежелания изучать предмет, преподаваемый профессором...-она замолчала, вспоминая имя профессора. Альберт это заметил:
     -С профессором Дуромдуром мы разошлись во мнении по теме прихода к власти Вашего величества.
     -Вот как?- усмехнулась Авей.- И что же стало яблоком раздора? Отвечать коротко и быстро. Вам повезло, так как ещё жив свидетель тех событий. И я вас слушаю.
     -Ваше величество, курсанту Урсисангуйсу было велено написать доклад о приходе к власти Вашего величества. Для этого он был отправлен в Имперскую библиотеку, где мог изучить всё, связанное с этим вопросом.
     -Доклад был написан?
     -Да, Ваше величество. Но назвать это докладом, основанном на фактах, у меня язык не поворачивается.
     -И что же там?
     -Извините, но скоморохи на ярмарках рассказывают более правдивые истории. В докладе полно ссылок на недостоверные источники, факты перемешаны или не обоснованы.
     -Курсант?- повернулась Авей на Альберта.
     -Я изучил том энциклопедии, но нашёл множество противоречий. И тогда госпожа главный архивариус предоставила мне другие источники, в которых я нашёл все меня интересующие ответы на все вопросы...
     -Ах главный архивариус.- улыбнулась императрица. Она повернулась к профессору:
     -Источники главного архивариуса были достоверны всегда.
     -Но разве можно сравнивать знание какого-то архивариуса  с профессорами. Что она может знать о приходе Вашего величества к власти?
     -Не так и мало, по причине того, что она была участницей тех событий и сыграла не малую роль в победе... А вот и оценки...
     Входная дверь ещё раз скрипнула, впуская слугу со свитком. Он быстро подошёл к трону, подал свиток, и удалился.
     Императрица развернула свиток и пересмотрела оценки курсанта. Непроницаемое выражение её лица не изменилось, пока она не дошла до конца списка:
     -Ну что же, курсант. Неплохо... Отличные оценки по всем предметам за исключением истории. Профессор...
     -Да, ваше величество...
     -Курсант Альберт Урсисангуйс отстраняется от обучения...
     -Спасибо, Ваше величество...
     -Не перебивайте. От обучения вашему предмету. От ныне у него будет другой преподаватель истории. Доклад курсанта у вас с собой?
     -Да, конечно...
     -Оставьте его и можете идти...
     Профессор достал скрученные листы пергамента с докладом Альберта и подал его в руки императрицы. Затем задом задом, стараясь не повернутся спиной, покинул зал.
     -Ты не мало написал.- подняла листы Авей. Альберт кивнул:
     -Он хотел тридцать листов. Но в тридцать я не уместился.
     -Вижу...- кивнула она, ложа пергаменты на поручень трона. Затем поднялась из трона и спустилась по ступенькам. Подойдя, наклонилась и поцеловала внука в щёку:
     -Ты растёшь не по дням, а по часам. Скоро перегонишь меня.- Авей была достаточно высокой по местным меркам. Ходили шутки, что императрице не составляет труда смотреть на всех с высока. Императрица поднялась к трону, взяла пергамент и села на край ступеньки у трона. Показала Альберту садится рядом. Тот послушно подошёл и сел рядом.
     -Тааак, посмотрим.- перелистала рукопись Авей.- к стати, как там Еель?
     -Кто, простите?- не понял Альберт.
     -Главный архивариус...
     -Работает... Хорошо... Не знаю...- замялся Альберт.
     -Ты должен знать. Суть хорошего повелителя знать всё, быть информированным во всём. Запомни, нет мелочей, когда речь идёт о человеческих судьбах.
     -Я запомню, Ваше величество.- кивнул внук.
     -Хорошо... А ведь я правду говорила, когда сказала, что Еель участвовала в тех событиях...
     -Да? Никогда не подумал бы даже.
     -Наверно благодаря ей мы и одержали победу, хотя она не была воительницей.
     -Значит и в правду всё было так?
     -Всё... Всё было именно так... И смерть шла у нас по пятам...
     -Значит легенды?
     -Лишь от части отображают те события...
          Они сидели на ступеньках возле трона. Грозная императрица и её внук, наследник императорского титула, будущий император. Авей читала доклад, написаный внуком по её же дневнику и события давно минувшего прошлого мелькали у неё перед глазами. Альберт заметил, как по щекам императрицы текут ручейки слёз. Она смахнула слёзы ладонью и подала ему листы пергамента:
     -Ты читай, мне плохо видно...
     Альберт Урсисангуйс взял свой доклад, нашёл нужный лист и начал читать. Авей сидела рядом, тихо качая головой и изредка повторяя: "так и было... так и было".
     ... На следующий день профессор истории военного училища получил толстый конверт. Когда он разломал печать с императорским гербом из конверта выпали листы пергамента перевязанные тонкой серебряной нитью, запечатанные всё той же императорской печатью. Ещё в конверте был листок. Написанный твёрдым почерком самой императрицы. Послание на листке содержало следующий текст: "Глубоко уважаемый профессор. Сим письмом подтверждаю, что доклад, который написал курсант Альберт Урсисангуйс является подлинным изложением событий, из за которых у вас возникли разногласия. Подтверждено это мной, императрицей Авей и ещё двумя свидетелями. Свидетели являются живыми, в здравом уме и готовы под присягой подтвердить подлинность событий, описанных в выше упомянутом докладе. В интересах государства наказываю сохранить в тайне содержание доклада курсанта Альберта Урсисангуйса и впредь не касаться на уроках темы их подлинности. С настоящим изложением событий можете ознакомится в Императорской библиотеке у главного архивариуса, которая является первым и единственным хранителем летописи того времени. А так же она- второй свидетель из двух выше упомянутых. С наилучшими пожеланиями- Императрица Авей мир несущая".
     Пока профессор держал в дрожащих руках листок, тот внезапно задымился и через мгновение вспыхнул ярким пламенем и вмиг сгорел, не оставив после себя и следа. Профессор сел в кресло, положив запечатанный доклад на колени. Держал его осторожно, опасаясь, что вот вот он тоже вспыхнет. Но когда ничего не произошло, профессор надломил печать, развязал нить и открыл первый лист пергамента. Читая прошлый раз он всего и осилил лишь первый лист, который ему показался на столько неправдоподобным, что дальше он и не стал читать . Теперь же, получив подтверждение из рук самой повелительницы профессор был готов прочесть всё до конца...


Рецензии