Мариам 43 Бен Йехошават

Ростовщик Йеходайя бен Йехошават был одним из самых богатых людей в империи. Основу его благосостояния заложил ещё его прадед, который переехал в Рим вместе с семейством и финансировал военные предприятия Юлия Цезаря. Разумеется, он помогал не только Цезарю, но и его противникам. Йехошават бен Элиа славился редкостным, можно сказать, государственным умом. Поэтому он не только не попал в проскрипционные списки(61), обеспечившие многим гражданам молниеносную транспортировку в царство Прозерпины(62), но, напротив, упрочил своё положение, прикупив себе право на законное ромейство. Бен Элиа был из тех немногих состоятельных евреев, которые, обосновавшись в столице, не спешили расстаться с ностальгическими сердечными всплесками и хорошо и благодарно помнили своё происхождение. Это качество передалось его потомству. Бен Йехошават, унаследовавший не только фамильные деньги, но и семейные добродетели, отличался особой степенностью. Он неспешно двигался, мало говорил, много думал и почти не показывался на людях. Мастер ему симпатизировал и знал, что это взаимно.
Ростовщик принял Мастера во внутренних покоях. Мастер бывал у него не раз и всегда, оглядывая дом, отмечал в его интерьерах полную гармонию богатства и вкуса. И патриотизма. Даже в атриуме не имелось никаких уступок языческим модам. Немногочисленная мебель выглядела строго и просто. Всё было очень удобным и функциональным. Никаких изображений или ваяний. Раскошные мозаики на полу и некоторых стенах представляли замысловатые изящные узоры. Серебряная посуда лучшей дамасской чеканки напоминала Мастеру о его собственном доме в Антиохии, куда он нередко уезжал, чтобы переменить обстановку и немного раздышаться после трудов праведных.
Пока накрывался стол в кабинете хозяина, они вышли в небольшую соседнюю комнату с двумя низкими окнами, выглядывавшими на внутренний дворик. Бен Йехошават усадил Мастера в кресло и сам устроилсяся в кресле напротив. Прежде, чем войти в его дом, ещё в носилках, Мастер одел на мизинец перстень, полученный в Иерусалиме. Когда они сели, бен Йехошават вытащил из шкатулки такое же кольцо и положил на столик перед Мастером.
-Вам известно, что мой брат Пинхас бен Элиэзер убит?
 
Бен Йехошават наклонил голову.

-При каких обстоятельсвах это произошло?

-Он был направлен в Брундизий, чтобы восстановить, - как бы это сформулировать? -связь с нашим ахайским филиалом. Его должен был ожидать греческий вестовой в условленном месте. Но там бен Элиэзер встретился с двумя неивестными и, - как бы поточней выразиться? - исчез. Тело его нашли недалеко от места встречи. Там же его и похоронили, - ростовщик доброжелательно поглядывал на Мастера, и последний понял, что бен Йехошавату ничего неизвестно о его участии в этом деле.
-А почему не сообщили вдове?
-Нужно найти убийц. Делаем вид, что ничего не знаем, чтобы они расслабились и как-то себя выдали.
-Мне хотелось бы знать их имена.
-Понимаю.
-А какие у вас предположения?
-Год назад в греческом и римском крыле нашей организации, как вам известно, возникли разногласия. Та часть, к которой принадлежу я, и, надеюсь, вы, настаивает на проведении, - как бы это обозначить? - энергичных акций, (не обязательно военных) с целью восстановления единства Израиля и провозглашения царя, который действовал бы в национальных интересах . Возможно, под формальным протекторатом Рима, но при условии уничтожения идумейской династии. Сторонники, - бен Йехошават сделал паузу, задумался, -эх, сформулировать бы правильно… - короче, противоположной политики – проримской то есть, предлагают… ну, собственно, понятно, что они предлагают. Кого окормляет его высокопреосвященство, мне неизвестно. Возможно, обе стороны.
-Кого окормляет его высокопреосвященство, я догадываюсь, - с горькой иронией произнес Мастер. Теперь ему стало ясно, почему его преследовали всю дорогу. Значит, всё-таки хотели убить. А Пинхас погиб случайно. Но чего он так боялся и почему отлавливали Пианхи?
-Оппоненты последнее время вели себя агрессивно?
-Более чем. Я не исключаю, что бен Элиэзер на их совести. А как вы узнали о его гибели?
Мастер немного поколебался, но решил ответить на этот вопрос:
-Я в то время находился в Брундизии, иу меня там есть свои осведомители. Но мне хотелось бы узнать ещё одну вещь –  в здешнюю часть организации входят римляне?
-Вы имеете в виду магистратов(63)?
-И их тоже.
-Разумеется, в нашем кругу только свои. К нам примыкают несколько патрициев-прозелитов, но в глобальные задачи их не посвящают.
-А вот такой знак вам известен? – Мастер показал ростовщику рисунок, скопирован-ный им с плеча Пианхи.
-Нет, мы его не используем. Но, насколько мне известно, подобные символы здесь любят в – как бы корректно назвать? - закрытых религиозных сообществах. У них есть особые собрания, на которые они сходятся без ведома властей для принесения тайных жертв или для гаданий или для магических ритуалов – в общем, для всякой мерзости. Такими знаками они пользуются для распознавания своих.
-А что они делают, например, с теми, кто от них отпадает? Бен Йехошоват пожал плечами:
-Не знаю, но что обычно в подобных случаях делают? Убивают.
Интересно, кого же сочли изменником – Пинхаса, Мастера или Пианхи? И кто? Больше ни о чём спросить Мастер не мог. Он видел, что бен Йехошават считает его давним членом своего союза. Лучше будет, если он останется в таковом заблуждении.
Вошел раб и доложил, что стол накрыт.;
- Ну что, продолжим беседу там? – указывая на дверь, спросил бен Йехошават.
- Пожалуй.
Они перебрались в соседнюю комнату. Рабы наполнили канфары вином. Хозяин махнул рукой, и прислуга исчезла. Бен Йехошават неспешно пропел молитву, и они возлегли.
;- Я намеревался вас предупредить. В городе совсем недавно произошли две загадочные, - не обмолвиться бы зря, - вещи – пожар в спальне императора и убийство одного из фламинов. Об этом мало кто знает. Вчера у меня был один молодой эдил, который, как я понял, имеет отношение к расследованию этих, - как же выразиться логичнее? - преступлений. Почему-то им взбрело в голову, что к этому могут быть причастны евреи. По характеру его вопросов рискну предположить, что ищут вас не то в качестве подозреваемого, не то в качестве, - как бы назвать получше? - источника информации.;
-Меня?! Кто может знать о моём пребывании в Риме? Я не появлялся на улице иначе, как в закрытых носилках. Впрочем, если учесть то, что меня “пасли” от Эфеса до Брундизия...
-Я осмелился бы посоветовать вам... - бен Йехошават осторожно и почтительно подбирал слова. Казалось, он был сильно смущён. “Он догадался, кто я, - понял Мастер, - или ему сказали. Что же, это, может, и к лучшему. Всё в руках Всевышнего, благословен Он.”
Вы путешествуете, - как бы так определить? - как частное лицо, - продолжал ростовщик, - и если вы сейчас исчезнете на несколько недель, то никто этого, - как бы вам?... – ну, не заметит. У меня есть небольшой домишко в деревне возле моря. Подземный ход из него ведёт в пещеру. Она хорошо оборудована для жилья. При малейшей опасности можно уйти морем. Я держу это местечко на случай, - говоря без излишков, – особых обстоятельств. Когда здесь всё утрясётся, я сообщу. Думаю, что к сестре вам сейчас возвращаться не стоит.
-Ваша идея хороша, но у меня здесь кое-какие срочные дела. Если вы мне поможете…
-О чём речь! Весь в вашем распоряжении, так бы выразиться.
Мастер рассказал бен Йехошавату о свох поисках и открытиях.
-Часть дела я уже сделал – и мне нужно было бы по надёжному каналу отправить в Иерусалим нечто вроде отчёта. Порекомендую им добытые мной сведения довести до широких масс. И ещё кое-что, дабы на родине этой особой и не пахло, - Мастер усмехнулся.
-Ну, стоит только шепнуть двум-трём сплетникам, особенно женского пола… Они охотно размножат такую, - как бы это поэлегантнее?… -информацию. А что касается Рима, то среди моих должников есть и проконсулы, и преторы, и фламины. Я не говорю о множестве других людей, достаточно влиятельных. Они охотно помогут, особенно, если им хорошенько объяснить, какие опасности таит это, с позволения сказать, учение.
-Я всё-таки хотел бы еще раз все проверить и убедиться…
-А что тут убеждаться? Один грех тянет другой. Блуд и богохульство обычно шагают по жизни, - как бы это закруглить сию печальную мысль?… - э..рука об руку. Её зовут Магдалиной. Стало быть, мужа перед Предвечным, благословен Он, у неё нет, а прозвище – по месту рождения. Я, к сожалению, далёк от милых сплетен отечества, но, кажется, я от кого-то слышал, что Магдала славится своими дурными нравами, не так ли? Значит, их, так сказать, сожительство с этим Рабби вполне незаконное, а девка блудница. Ребенок – плод прелюбодейства. Двух мнений быть не может.
-Вы правы, но я люблю доводить дела до конца. Я должен увидеть красотку. И, разумеется, нельзя допустить её встречи с императором.
-Хорошо. Этим займутся мои люди. А вас я отправлю прямо сейчас, если не возражаете, так сказать, в хорошее уединенное местечко.

Возражать Мастер не стал.
Навестить Рут ему не удалось. “Может, это и к лучшему,” – решил Мастер.

61 списки лиц, объявленных вне закона и приговорённых к смерти
62 богиня царства мёртвых
63 выборные должностные лица в Риме


Рецензии