О случайностях и совпадениях или Мой Высоцкий
И совести моей смотритель.
А в песнях нет ни слова лжи.
И я лишь запоздалый зритель.
Нас разделяет много лет,
Но всех ты ближе и дороже.
С тобою я нашла ответ,
Как в жизни этой жить негоже.
17.09.2014 г.
Вот уже в который раз я задумываюсь о «случайностях», о таких казалось бы мелочах, всплывающих в нашей жизни, которые поворачивают колесо судьбы по новой линии. Этакие «знаки», их много, но не всегда и не все их замечают.
Вот и сейчас, случайность, но будто кричит душа: «не проходи мимо»…
В здании, на четвертом этаже которого расположился офис моей работы, есть две лестницы, и я часто пользуюсь и той, и другой. Именно в тот день я решила спускаться по левой, но спустившись один лестничный марш, вспомнила о случайно забытой папке с документами. Вернулась и стала спускаться по правой лестнице, на широких подоконниках которой, изредка выкладывают книги. Хранить у себя уже вроде нет желания, а выкинуть жалко. Можно, конечно, отнести в ближайшую библиотеку, но и это многим лень. И потому оставляют печатные издания на волю случая, а вдруг найдется новый хозяин. Уже три довольно потрепанных экземпляра из этой передвижной библиотеки нашли приют в моей личной, они прочитаны и поселились на книжках полках.
К слову сказать, не люблю электронные книги, нет в них душевности, тепла страниц, аромата. Каждая книга, напечатанная в типографии, несет в себе некий дополнительный заряд. Даже абсолютно новый экземпляр с острыми краями страниц, все еще пахнущий краской по-особому интересен. А уж что говорить по книги, прожившие несколько лет, у каждой своя история, своя душа.
Вот и сейчас, она будто ждала меня, на белом подоконнике выделяясь ярким осенним окрасом своей обложки, будто и не январь за окном, а сентябрь, и тонкий кленовый лист залетел в форточку. Черные буквы будто занозой зацепили. «Эдуард Володарский. Владимир Высоцкий. Венские каникулы». В голове мелькнуло «ух, ты…» и руки уже ласкали переплет. Перед глазами уже мчались строчки из книги, как вдруг сзади послышались шаги, это по гулкой лестнице спускалась довольно объемная фигура, и мне проще было выскочить вперед на улицу, чем вжиматься в угол. Спрятав книгу в сумку, дабы спасти от легкой снежной метели, закружившей в вечерних сумерках, я с нетерпением зашагала к автобусной остановке. Вот она случайность, пошла бы по другой лестнице и не нашла бы «Венские каникулы».
Череда случайностей складывается в линию жизни…
Читая предисловие к этой киноповести, я удивилась совпадению. Она была написана в первые дни января 1979 года. И сейчас январь. Это месяц его рождения, отчаянно холодный и наполненный датами. Да, их много, родившихся в января, но он особенный. Владимир Высоцкий. Он так много места занимает в моей жизни, так много дал.
Итак, цепочка случайностей и совпадений все же заставили меня написать о нём, о его участии в моей жизни, о том следе, который он оставил. Возможно, это не интересно, но это мои мысли, и я делюсь этим.
«Он живет как будто в другом измерении, по вертикали»…с ним всегда так, сложно, легко, многогранно…Он талантлив во всем, стихи, проза, роли, песни. Читаю от корки до корки, слушаю от вздоха до вздоха. Нас связали и разделили четыре дня и четыре года…
Я познакомилась с его творчеством в год его смерти, в далеком восьмидесятом. Мне было всего четыре, но я раз за разом просила поставить Высоцкого. У нас был проигрыватель, и я, сжимая в руках бумажный конверт с пластинкой, ходила за мамой со словами: «Хочу песенку антиподов». Это был миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки» выпущенный в 1976 году. Кто слушал эту сказку, тот поймет, что именно закладывалось в мою детскую голову. Иносказательность Высоцкого была непонятна разве что тем, у кого совсем не было мозгов:
«Нет-нет, у народа не трудная роль —
Упасть на колени — какая проблема!
За все отвечает король,
А коль не король, ну тогда — королева!
Падайте лицами вниз, вниз,
Вам это право дано.
Пред королем падайте ниц
В слякоть и грязь — все равно!»
Еще были слушания песен Высоцкого в доме родного дяди, с потертых пленок доносился надорванный хрипловатый голос, взрослые вокруг хмурились и смеялись, а я впитывала его слова, слушая взахлёб. Позднее, переехав в другой город, в котором имелся магазин «Мелодия», я обзавелась приличной коллекцией его пластинок. Когда его лицо изредка мелькало на экране телевизора, я в оцепенении вглядывалась в каждую его черточку. Что это было? Не знаю. Точно могу сказать лишь одно, его творчество, его личность оставили неизгладимый след в моей душе.
Однажды в школе мы писали сочинение на тему «Патриотизм в произведениях современных авторов». И я написала о Высоцком. То что произошло потом, можно назвать «плевком в душу». А ведь это было начало девяностых, «перестройка» и «гласность» уже промчалась по стране. Учитель литературы поставила мне «двойку», откровенно заявив, что тема раскрыта правильно, но автора надо поменять, написав новое сочинение. Я плюнула в ответ, не написав потом ни одного сочинения по школьной программе в течение двух лет. Я сдавала пустые тетради с одним только словом внутри - «Высоцкий», но «двоек» мне больше не ставили.
И еще раз о случае и совпадении. В книжных магазинах того времени почти не встречались издания его произведений, и вот однажды в январский день, как раз в свой день рождения, я наткнулась на двухтомник произведений В.С. Высоцкого, забрала прямо с витрины. Это был настоящий подарок, возвращаясь домой, я ликовала, сжимая в руках это сокровище.
В разные моменты жизни я находила в его творчестве для себя отдушину, спасение, вдохновение. Как в прочем вероятнее всего многие из вас.
P.S.: 22 января 1980 года состоялась единственная прижизненная съёмка Высоцкого на Центральном телевидении — для «Кинопанорамы» (режиссёр Ксения Маринина). Однако запись пролежала на полке под цензурным запретом 7 лет и вышла в эфир под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» только в 1987 года.
19 января 2015 года
П.Т.
Свидетельство о публикации №215012600474