Религиозная информация

Религиозная информация: особенности и критерии истинности.

Глава 1. Религиозная информация.
Понятие и классификация.

Религиозная информация – совокупность источников, которые формируют суть религии и способы существования индивида в той или иной религиозной системе.
По сути религиозная информация – это всё содержание религии за исключением сугубо ментальных, индивидуальных её составляющих, так как они не могут быть переданы напрямую, и религиозная информация это так же то, как они описаны.
Условно можно разделить всю религиозную информацию на вербальную и невербальную, но есть источники, которые можно рассматривать одновременно как вербальные и как невербальные.

Вербальные источники религиозной информации.

Священные тексты

Священные тексты являются первичным источником религиозной информации на том этапе развития религий, который сейчас проходит культура. Правда, это касается не всех религий, а только сложно организованных, имеющих корни. Например, всем известно значение библии, корана или торы, но есть и религии, в которых вообще нет никаких письменных источников, как и священных текстов. В обществах с такими религиями зачастую плохо развита письменность, например у Австралийских аборигенов или у африканских народов.
Но и у нынешних религий не всегда были письменные источники, не всегда был канон. И если христианство по крайней мере опиралось на ветхий завет, то у раннего иудаизма отправной точкой были устные предания, записанные уже позже.
Их преимущество заключается в том, что они могут храниться сами по себе, без необходимости передачи непосредственно людьми самого текста, в конкретных формулировках.
Толкование священных текстов – это другой аспект их существования, от которого тоже зависит многое. Например, по опыту чтения той же библии могу сказать, что обычному человеку всё равно многое непонятно, просто читатель не видит в этом тексте столько смысла, сколько в нём видят исследователи, специалисты, сами священнослужители. Очень многое зависит от толкователя. Это легко можно доказать тем, что христианство, представляя из себя изначально одно течение, имеющее под собой писание, позже образовало множество течений и конфессий, во многом несогласных друг с другом, иногда доходящим до абсурда по отношению как к первоначалам, так и друг к другу. При этом писание осталось всё тем же, единым для всех, его текст не поменялся, но из-за различий в менталитете, языковых конструкциях и истории разных народов оно породило множество толкований. Кроме того, знаменитое утверждение «в библии есть всё» можно рассматривать не только как то, что там есть всё, что нужно, но и просто всё, начиная от одного тезиса, и заканчивая чуть ли не противоположным ему. Ведь мысль в богословии считается доказанной, если имеет ссылку на писание, и при помощи писания же можно доказать абсолютно противоположные друг другу вещи, и их же опровергнуть.
Если же рассмотреть коран, то он не допускает не то что разночтений, он не допускает богословия как такого, так как всё в нём предельно дословно.



Околорелигиозная философия.

Каждая религия создаёт своих философов, свою философию. В своё время мощные философские умы породило греческое язычество. Христианство же породило целую эпоху философов-богословов, но в этом плане оно проигрывало греческому язычесву, ведь как показала практика, философская мысль, зациклившись на богословии, была не просто его служанкой, она была так же мостом между светской и религиозной культурой, личным богопоиском, но при этом ни к чему плодотворному не приводила ни с точки зрения богословия, ни с точки зрения философии. Когда в эпоху просвещения философия наконец отделилась от религии, это открыло ей море возможностей, произошёл в некотором роде прорыв. Я считаю, это было сродни освобождению от того, что казалось целью, хотя в действительности становилось лишь средством, и то неудачным.
Более органично философия вписалась в восточные религии, где они практически неразделимы, дополняют друг друга и приносят пользу обществу. Например, древнеиндийская философия, по сути глубоко религиозная, от чего, в общем-то ни философия, ни религия ничуть не пострадали. Это пример потрясающего синтеза. Единственный её недостаток с точки зрения изучения – трудно понять где заканчивается религия и начинается философия, и наоборот.
Или конфуцианство – пример того, как философская, социально-этическая система стала религией.

Молитвы, заговоры, мантры, заклинания.

Так же являются источниками религиозной информации, хотя и не несут конкретного смысла, они направлены скорее на практическую деятельность. Являются не передачей информации от человека к человеку, а способом общения с абсолютом. Основное воздействие их заключается в концентрации воли, веры, с целью достижения какого-либо результата и действии на самого человека, применяющего их.
Наукой уже было доказано их психоаккустическое воздействие, вызывающее состояния транса, предельного сосредоточения.
В действительности они воздействуют не только на человека, но влияют и на предметы окружающего мира, например в научно-популярном фильме «вода» рассказывалось о воздействии звука на воду.


Устное предание.

Изначально все религии основывались только на нём. После записи священных текстов и формирования канонов устные источники продолжали своё распространение в малограмотных слоях общества. Притчи, мифы, приметы передавались от старшего поколения младшему вместе с принципами жизни в обществе и выживания в целом. Проповеди – устная связь между священнослужителями и простыми верующими. Обращение к религии чаще происходит путём личного убеждения, доказательства, обоснования.






Закрытые знания. Эзотерика.

Здесь следует отметить различия между западной и восточной эзотерикой. Закрытыми тайные знания являются в западной культуре,  в восточной же они формально открыты, но могут быть восприняты и поняты только через самосовершенствование. То есть они устроены так, что их может понять и применить на практике далеко не каждый. Западная же эзотерика имеет целую систему иерархии, доступа к знаниям, от посвящения и далее по заслугам и стажу. Эти знания закрыты даже от научных исследований, нужные книги не то что трудно найти, о существовании многих из них просто никто кроме самих носителей данного знания не имеет понятия. Конечно, всё это делается для того, чтобы оградить эти знания от всех, кто может использовать их во вред, либо для выделения данной группой людей себя как неких избранных, имеющих власть. В настоящее время, если задуматься о религии, политике, культуре, СМИ, невольно приходишь к мысли, что за этим кто-то ещё, что политические деятели и сами не власть имеют, а лишь подчиняются кому-то, кто задумал то, что нам не понять без доступа к той информации, которой они располагают. Ведь сейчас главная валюта это не товары, не деньги и даже люди, а власть имеет тот, кто имеет информацию. И мысли по поводу того, кто управляет всей этой системой, кому выгодно такое положение дел, вовсе не останавливаются на олигархах и владельцах крупных корпораций, ведь в конце концов они тоже подчиняются каким-то законам, тоже рискуют. Не останавливаются мысли и на главах государств, даже сверхдержав, и можно только гадать, кто управляет всем этим. Это не может быть один человек, иначе его разум можно было бы считать сверхразумом, скорее это объединение людей, имеющих власть везде, где живут люди и можно купить средства для жизни за деньги. Много говорят о еврейском заговоре, о масонах, однако всё это лишь догадки которые можно сделать исходя из ареола секретности, исходящего от всяческих закрытых эзотерических течений. Так как мы не знаем о них практически ничего, мы не можем оценить и масштаб их вляния, а то, что нам известно, вполне может быть и не правдой, а лишь той информацией, которую они намеренно пустили в массы для отвлечения внимания и прикрытия. При этом также неизвестно, какого рода информацией они располагают и откуда они её взяли, но мы знаем, что у многих религий есть скрытая эзотерическая часть.


Невербальные источники религиозной информации.

Язык знаков и символов.

Символы и знаки, вписанные в контекст конкретной культуры, тесно с ней переплетённые, говорят не с сознанием человека, а с его подсознанием. Они могут создавать чувство тревоги или спокойствия, радости или гнева, придают религиозным и культовым предметам эмоциональную окраску. И они действуют только в рамках своей культуры. Самый простой пример – символика чёрного, белого, красного и зелёного цветов с разных культурах.
Красный – один из важнейших, если не самых важных цветов в европейской культуре, символизирует жизнь – кровь, солнце, красота, рождение, любовь, радость. Белый – чистота и добро.
В исламе цвет жизни – зелёный, это связано с жарким сухим климатом, где растения, вода – источники жизни. А чёрный и тёмно-синий цвета в исламе считаются благоприятными, так как ночь несёт прохладу. Кроме того, ислам – лунарная культура, а европейская – солярная, поэтому их символики сильно различаются.
А в культурах Африки и Китая белый считается цветом смерти. В Китае он связан с металлом, который ассоциируется с оружием, а в Африке с цветом человеческих костей. К тому же, это так же может быть связано с тем, что у Африканцев тёмная кожа, что делает белый цвет чуждым их понятиям о жизни.
При помощи золотистого цвета в иконописи достигается эффект тепла, божественного света, вызывает позитивные ассоциации. В самом кононе иконописи содержится бездна символики, каждая деталь имеет значение. Для человека знающего она является информацией как таковой, «читается как книга», а на простого верующего она оказывает эмоциональное воздействия, ведёт диалог с его подсознанием.
Ещё один пример – символика животных. Животные мало того, что несут эмоциональную окраску позитив-негатив, добро-зло в мифах, но они также символизируют качества человеческого характера, и, вкупе с эмоциональной окраской, отражают этические ценности своей культуры.
Символика цветов – символика человеческих отношений. Символика камней – символика качеств, которые мы хотим приобрести.
Знак – нечто более конкретное, просто отсылает к явлению, о котором нельзя говорить напрямую. Используется для обозначений бога, сакрального, опять же для сокрытия тайных знаний от непосвящённых.

Религиозное поведение

Из подобного поведения других людей мы можем узнать о принадлежности их к той или иной религии. Например, если мы видим, что человек молится с чётками в руках, стоя на коленях, мы понимаем, что он католик. Если мы видим на улице мужчину в длинной чёрной одежде и с бородой, с каким-то особым выражением лица, мы думаем, что он поп. Мы знаем, что человек, стучащий по дереву суеверен, а человек, бьющий   в бубен и прыгающий, скорее всего шаман.
Этот вид религиозной информации можно найти не только в специальных отличительных знаках, но в словах между строк, в выражении лица человека, в его ценностях, в его желаниях и страхах. Это взаимодействие внешних проявлений, часто бессознательных, с нашими представлениями о том, как должен выглядеть и как должен себя вести религиозный человек.

Предметы культа.

 Сами по себе либо имеют символическое значение, либо и символическое и функциональное.  Несут в себе прежде всего информацию о принадлежности их к той или иной религии.

Предметы религиозного искусства.

Религиозное искусство включает в себя огромное количество типов, начиная от архитектуры и заканчивая песнями. Кроме того, оно может использоваться как неотъемлемая часть религии, например иконы и храмы, а может быть и околорелигиозным, содержать религиозные сюжеты.
Много религиозных элементов содержится и в светской и массовой культуре. В кино, литературе, песнях культуры, выросшей на почве христианства часто можно найти сюжеты грехопадения, аналогии с Христом, рассуждения на тему бога, мотивы Иова, Каина и Авеля и многие другие истории из ветхого и нового завета. При этом трудно сказать, что стало для чего первопричиной – культура дала религии мотивы или на почве религии выросла вся европейская, американская и русская культура. Вполне возможно так же, что они просто имеют одни корни, однако их начало трудно проследить и потому это всего лишь предположение.
Если говорить о религиозном искусстве, то в чистом виде оно было наиболее востребовано в период средневековья, как и религиозная философия. Я говорю о средневековье, включая в него так же и возрождение, так как разница этих культур была только в местах распространения – возрождение – это городская культура, в то время как за пределами городов пышным цветом продолжало средневековье.
Для него характерна высокая ценность религиозного искусства, это востребованность, в силу положения, уровня образования и незначительного влияний науки. Даже когда мы говорим о высокой культуре возрождения, мы видим всё те же сюжеты, нравы, только более гуманизированные и просвещённые. Возрождение, в некотором роде – светлая сторона средневековья, если рассматривать его в контексте искусства и культуры, но не более того.
Что же касается более поздних периодов – то в эпоху просвещения религия отходит на второй план, люди начинают верить в науку и разум, и.в общем-то, религия остаётся несколько в стороне. В современности религиозное искусство имеет не только эстетическую, но историческую ценность. Нам трудно воспринимать религию как атрибут своего времени, однако религиозное искусство ценится высоко, религиозные мотивы в массовой культуре очень востребованы, так как задевают в людях нечто очень глубинное, ведь недаром оно будоражило и завораживало, влекло прошлые поколения почти две тысячи лет подряд.

Источники религиозной информации, которые можно рассматривать одновременно и как вербальные, и как невербальные.

Практическая этика

Религиозные этические учения, применяемые на практике, хотя и передаются вербальным путём, в процессе практического действия могут рассматриваться и как некий способ мышления, переходят в личное понимание о добре и зле, врастают в каждого человека с его индивидуальными особенностями и склонностями, и, так же, как и  религиозное поведение, говорят нам многое о человеке.

Культовые личности

Особое  значение некоторых личностей для религиозного человека, например святых, духовных учителей, пророков, мучеников выражается не только в том, что они несли, что пытались передать, но и символически. Само наличие таких людей является и подтверждением состоятельности учения, и его ценности, и целесообразности следования ему.
При жизни культовые личности вносят вклад в распространение и совершенствование учения, ведут за собой людей личным примером веры. после смерти становятся символами своего времени, символами своей веры. К ним обращают молитвы, просят о помощи. Они больше, чем просто люди. Больше, чем просто учение, религия наполняет собой их образы, говорит через них и через них обозначается.

Рождающиеся мифы

Мифы и истории о чудесах рождаются на протяжении всего существования религий, но имеют ли они под собой реальные случаи, установить трудно, ведь если информация распространяется путём устного пересказа, некоторые детали в ней теряются, а некоторые напротив, появляются из ниоткуда, путём домысливания, приукрашивания, гипербол. Когда молва доходит до тех. Кто хочет её проверить, обычно следов уже почти не остаётся, и можно либо верить современным мифам на слово, либо не верить им, но если люди сочиняют мифы, значит, они в них нуждаются. Чудеса нужны людям для поддержания веры, которая слабеет в условиях повседневности.


Имена бога

И не произносить имя господа всуе, или вовсе не знать имя бога, а лишь десятки его предикатов, потому что имя тогда обладает силой, когда является сакральным. Имя – тоже символ, и в то же время связь между говорящими и мыслящими людьми и их абсолютом.
В тибетской книге мёртвых например, знать имя божества необходимо для того, чтобы задобрить его при встрече, показать тем самым, что ты не невежда, который прожил жизнь совсем не думая о том, что будет после смерти.
Мусульмане уверены, что при встрече с богом только узнают его имя, у христианского бога имени как такового нет вообще, если конечно не рассматривать Свидетелей Иеговы как христиан. Они считают нормальным стучаться к людям в двери и говорить – бога зовут Иегова, и повторять имя своего бога по много раз на дню.
Всё здесь зависит от традиции, но общим остаётся только одно – имя бога это не просто имя. Имя бога это и его сущность, и сила, и оружие верующих в борьбе с невзгодами. Имя бога это больше. Чем набор звуков, который, как и любой другой набор звуков так или иначе влияет на организм человека, потому что этот набор звуков – имя бога, вызывает трепет, имеет в себе смысла больше, чем все прочие слова и имена.

Система обучения и преемственность

Системы обучений, ступени посвящения имеют не только теоретический, но и практический аспект. Содержат и слова, и действия, и поправки, и уроки, и в принципе выходят за рамки заданной классификации. Это и особый род отношений, и особый род доверия, и особый род постижения религиозных учений, это комплексный подход, это залог того, что религия будет продолжать жить и как можно более точно копировать из поколения в поколения то, что нужно сохранить  и гибко приспосабливаться к современным условиям.


















Глава 2. Теория искажения смысла.
Критерии истинности

Начнем с того, что никакие идеи не возникают автономно, абстрагировано. Идеи имеют свойство содержаться в интеллектуальном пространстве, там, где существует группа людей, имеющих между собой интеллектуальную связь, хоть раз обменивавшихся мыслями, и определённый промежуток времени существующих на определённой территории. Идеи, особенно сложные и многомерные, не являются плодами деятельности разума одного человека, они разлиты по всему интеллектуальному пространству и периодически прорабатываются всеми его обитателями, поэтому непосредственный «автор идеи» является лишь наиболее заинтересованным в этом вопросе членом сообщества. Чем выше интеллектуальные  возможности каждого члена и его жизненный опыт, тем больше возможности всего сообщества и каждого отдельного члена в целом.
Чаще всего идеи каждого члена являются логическим дополнением или же смежными, соприкасающимися с идеями других членов (смутная принадлежность идеи автору по заинтересованности). Так как они имеют как общий опыт, так и личный.
Однако воздействие более нового опыта на более старый вызывает его размывание, оставляет только общий скелет, лишённый эмоциональных наслоений и важности. Эмоциональная часть иногда даёт о себе знать вспышками ностальгии, яркими воспоминаниями  ощущения, испытанного в другое время либо в другом месте, либо и то и другое сразу. Детали воспоминаний уходят в бессознательное, обогащают базу примеров и сравнений, литературную речь, и всплывают нерегулируемым сознанием образом.
Что касается общего опыта некоторых членов – то обычно разные люди держат в сознательной памяти разные детали, и, только обсуждая свой опыт между собой, воспроизводят более полную картину.
Эмоциональная сторона общих переживаний практически никогда не бывает одной и той же у разных людей. В картине воспоминания каждый приписывает другим какие-то предполагаемые чувства, и даже если они названы правильно, то есть в какой-то мере соответствуют действительности, то чаще всего различаются по оттенкам  или причинам, и никогда не будут поняты до конца в силу индивидуального опыта каждого и особенностей мышления и настроения разных людей.
Возникновение идейных споров в интеллектуальном сообществе обуславливается несколькими причинами:
Разный личный опыт
Интеллектуальное влияние других сообществ, к которым принадлежит человек
Источники, побудившие процесс мышления
Темперамент

Чем выше средний интеллект сообщества, тем больше споры напоминают цивилизованную дискуссию, приводящую не к ссорам и эмоциональным всплескам, а к дополнению и развитию теорий всех сторон, участвующих в споре. При низкой организации споры могут привести даже к дракам.
Искажение – это изменение первоначального смысла, которое происходит из субъективности человеческой природы и эмоциональных, возрастных, опытных, интеллектуальных, мыслительных характеристик каждого человеческого индивида, неповторимого в своей уникальности.
Уникальность не противоречит идее коллективного сознания, так как человек не совершенен, и создать более адекватную картину мира может только сообщество очень разных людей. Человеческое сообщество я рассматриваю как аналог экосистемы, являющейся жизнеспособной.

Ключевой термин искажение. Искажение – изменение первоначального смысла чего-либо при передаче человеку.
Искажение по отношению
К объективному, существующему, происходящему
К личному пониманию
Внутриличностное, то есть запутывание системы внутри самой себя, может формироваться со временем или из-за неправильно подобранной базы примеров и сравнений.

Упрощение – один из видов искажения. Интеллектуальный концентрат с размытыми краями. Имеет отношение ко всем остальным типам искажения, однако не принадлежит только одному из них.
Типы искажения: вербальное, эмоциональное, эмпирико-логическое, внутренне-субьективное, искажение в чувственном восприятии.

Вербальное искажение.

Основывается на неточности передачи языком идеи во всей её кристаллизации, которая предполагает ограничения. Категория лжи имеет здесь не этическое, а онтологическое и отсюда логическое значение.
Основные ошибки:
Логическая ошибка несоизмеримости понятий
Смешивание похожих или косвенно относящихся к предмету понятий
Упрощение.

Сила искажения в этом случае с добавлением каждого фактора возводятся в степень.
Первичная ложь – неточность в выражении мысли, неохватность мысли, одномерность теоретического текста.
Вторичная ложь. Здесь первичная ложь возводится в степень при добавлении каждого из следующих факторов:
Уровень владения речью
Особенности языка
Культурно-временные особенности
«размывание водой» - то есть излишнее разжёвывание информации, лишающее необходимости мыслить и переходящее в разряд очевидного для воспринимающего, сведение смысла и важности переразжёванного к нулю.
Искажение эмоциями, оценочное искажение.
Особенности мышления, способы обработки и передачи информации, индивидуальные для каждого участвующего в диалоге субъекта.
(однако, при большом количестве участвующих в диалоге этот фактор искажения может стать наоборот – проясняющим, так как будет интерпретирован разными людьми со многих сторон и станет более многомерным и кристаллизованным, но это уже к вопросу о методах борьбы с искажением).

Таким образом, одно из самых сильных искажений происходит при попытке понять текст, который был написан очень давно, в другой стране, на другом языке, который отличается даже от своего  современного аналога. Обычно сюда включается ещё искажение во время перевода, то искажение, добавляемое личным пониманием переводчика.




Эмоциональное искажение

Речь идёт о понимании чувств и эмоций другого человека. Здесь причины, по которым другой человек может испытывать не те эмоции, которые, как нам кажется, он испытывает или должен испытывать, следующие.

Его личное отношение к ситуации. Позитивные, негативные и нейтральные события для каждого могут иметь разную оценку. Это зависит от оптимистического или пессимистического взгляда на вещи, дальновидности, способности прослеживать, к каким следствиям может привести то или иное событие, вообще, склонность к анализу или к преобладанию реакций переживания, а не обдумывания.

Еще один оценочный фактор – спорность в личном смысле позитивности или негативности самих эмоций или ощущений. Например, тот же страх иногда может вызывать положительную оценку, так как является одним из основных механизмов защиты жизни.

Безэмоциональность. Внутренняя или внешняя, подробно об этом ниже.

Намеренная этическая ложь

Ненамеренная этическая ложь

Культурные штампы. Как в той или иной культуре принято выражать ту или иную эмоцию. Искажение по этому фактору редко возникает между людьми одной культуры, соседями, например, коллегами и т. п.

Неловкость. Смазанность жестов, уровень владения телом, мимикой, жестикуляцией.

Влияние неосознанных мотивов

Особенности темперамента

Влияние действующей социальной роли

Внутренняя безэмоцональность предполагает внешнее выражение определённого состояния, на самом деле не испытываемого. Здесь можно привести примеры с копированием чего-либо, позёрством, искусством, основанным на коммерческих мотивах.
Внешняя безэмоциональность чаще всего связана с ограничениями в выражении чего-либо, в силу средств, способностей, мастерства, привычки и проработанности проблемы. Может также иметь место намеренное невыражение эмоции или подмена её другой. Возникает либо при целеполагании, когда действия человека направлены на определённую цель и лишены искренности и спонтанности, либо при параноидальной скрытности.
Намеренная ложь имеет ещё несколько смежных видов.
Полунамеренная или полуосознанная ложь часто продиктована совестью. Например, когда человеку стыдно сказать правду, или он знает, что то, что он на самом деле должен сказать, обидит собеседника, и поэтому сглаживает острые углы, приукрашивает или просто говорит что-нибудь другое.
Осознанные типы связаны и с другими факторами эмоционального искажения.
В соединении с культурными штампами намеренная ложь продиктована моралью.
В случае внутренней безэмоциональности она обусловлена либо стремлением к выгоде, либо необходимостью системы обучения, которая по сути тоже является целеполаганием, так как при отношениях учитель-ученик от обоих требуется самоконтроль и определённый стиль  поведения.

Первые два типа искажения, эмоциональное и вербальное, образуют малую группу, которую можно кратко охарактеризовать как ложь. Отличие их в том, какое более узкое значение несёт понятие лжи. Вербальная ложь – онтологическое понятие, эмоциональная – этическое, хотя и не всегда несёт негативную окраску.
Полностью преодолены эти искажения могут быть только при непосредственном обмене мыслями и эмпатии, но, чисто теоретически, они всё таки МОГУТ БЫТЬ ПРЕОДОЛЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ. В этом я и вижу основное отличие лжи от искажения.
Ниже описанные типы имеют отношение к объективному миру, к реальности, которую можно воспринимать, поэтому преодолены быть не могут.

Эмпирико-логическое искажение.

Включает в себя всего два подтипа.
Неподтверждаемые практикой верные логические построения  и нелогичность.

Первый тип может  быть иллюстрирован простым примером. При помощи алгебраических и логических формул можно доказать, что дважды два – вовсе не четыре, а, например, пять. Зачем кому-то понадобилось это доказывать – чтобы удивить кого-нибудь, или доказать, что эмпирическая реальность не является истинной – мне непонятно, потому что это всё усложняет и заставляет задуматься о том, стоит ли вообще рассуждать о чём-нибудь, если даже самое правильное интеллектуальное построение ставит под сомнение объективность и очевидность.
Однако есть ещё два подтипа этого искажения.
Один возникает в случае недостаточной эрудированности собеседника или его меньших интеллектуальных способностях. Так софисты убеждали людей в чём-либо, прекрасно понимая, что их рассуждение содержит ложные элементы, заметные только им. И так в принципе своими рассуждениями более интеллектуально развитый человек может вводить в заблуждение менее развитого.
Другой подтип – идеальность логичного. Для примера возьмём простые алгебраические графики. Синусоида – в общем смысле отражает природные циклы, но конкретно графики природных циклов более хаотичны и их показатели варьируются. Ветвь гиперболы – идеальная модель роста численности человеческой популяции, но человеческой популяции когда-нибудь придёт конец, а ветви гиперболы – нет.

Нелогичность также делится на два подвида – феномены внутренней жизни и исключения из правил. Последнее возникает вследствие того, что наука и разум в экспериментах и обобщениях не учитывают всех действующих факторов, и потому есть проявления изучаемого явления, не вписывающиеся в выведенные правила и классификации.
Феномены внутренней жизни представляют из себя неосуществимые на практике, но вполне возможные или даже естественные в теории вещи.
К ним относятся:
Утопии (не учитывают природу человека, массовое и индивидуальное поведение, разницу в мышлении, недовольство, механизмы энтропии и деградации в обществе).
Мечты (не учитывают природу мира. Иногда говорят, что мечта должна быть неосуществимой, чтобы стимулировать человека к самосовершенствованию. Однако картины, которое рисует мечтающее воображение – чаще всего являются искажёнными по отношению к реальному миру).
Противоречивые намерения (не учитывают природу вектора. Ни одно из противоречивых намерений, даже вполне возможных в осуществлении, не сможет воплотиться, если параллельно идёт и противодействие по этому же фактору. Часто такую ошибку трудно заметить, так как в зоне мыслей и желаний слишком много различного материала, даже при частичном осознании она порождает метания и интеллектуальные и ценностные мучения).
Сны (не учитывают природу материи. Снами я назвала эту группу условно, здесь ещё и представления о взаимодействии с субстанциями, свойства которых неизвестны или малоизученны. Сон – самый яркий тому пример. Во сне можно ходить сквозь стены, летать, делать то, чего ты физически сделать не можешь, но именно в момент сна мы не догадываемся об этом).
Психологические подмены (не учитывают саму природу того, в чём видится суть). Иначе говоря, принимая одну за другую, мы не учитываем природы ни одной из этих вещей, со всеми их предикатами и «сопроматом» - как они отвечают на внешние воздействия и какие вообще воздействия для них свойственны.

Феномены внутренней жизни имеют условную связь с внутренним искажением и эмоциональной ложью, поэтому из всех эмпирико-логических искажений, только они одни могут быть преодолены более тщательным изучением эмпирического мира. Хотя ситуация двояка, так как их преодоление вызывает разочарование, которое может стать препятствием в дальнейшем познании.

внутренне-субьективное искажение

Это искажение внутреннего смысла по отношению объективной действительности. Делится на четыре большие группы:
идейное
психическое (личное)
статическое (негибкость)
исходящее (выражающееся в действиях)

Более мелкие структурные его единицы могут относиться как к одной группе, так и объединять в себе несколько факторов.

Самовнушение, Самоубеждение. Идейно-психический феномен. Происходит при сознательном принятии чужих идей, заражение, причём самолично совершённое. При полном отказе от своей личной точки зрения или своей объективной реальности. Порождает много искажений при переносе, так как чужие идеи усваиваются уже в искажённом варианте. Именно поэтому последователи некоторых учёных отходили от первоначального курса.

Рационализация. Психический феномен. Происходит при неправильном достраивании полной картины при недостатке информации, при котором преобладают ожидания или страхи.

Неосознанность. Психо-статический феномен. Возникает, когда человек действует, не осознавая своих мотивов, и зачастую сознательно неправильно интерпретирует их.

Заблуждение – идейно-статическое искажение. Возникает при неправильно сделанных выводах из чего-либо.

Невежество. Статическое искажение. Возникает при недостатке информации, и даже в случаях столкновения с неизвестным в жизни – нежелание восполнять пробелы в знаниях. Здесь статичность выражена очень сильно и граничит с узостью взглядов и консерватизмом в мышлении при недостатке информации. Отрицание всего нового, негативное отношение к нему.

Абстрактность. Идейное искажение. Рассуждение, ранее основывающееся на чём-то, но позже оторвавшееся от контекста, либо вообще не имеющее контекста. Пример локальной абстракции – цитирование. Цитаты вырываются из контекста, контекст опускается, цитата применяется к другим случаям, вообще косвенно относящимся к первоначальной идее.

Эмоционально-перенасыщенная дедукция (или проще – паранойя). Психический феномен. Возникает при неучтении мотивов других действующих лиц или факторов. Подверженному этому искажению человеку кажется, что всё и все вокруг подают ему какие-то знаки, тайно в чём-то упрекают или наоборот поддерживают, ему кажется, что какая-то идея постоянно и везде читается между строк. Это происходит из-за одержимости каким-либо чувством, ощущением, мыслью, при этом очень трудно понять, что другие не знают об этом и вообще говорят и действуют по своим личным мотивам и убеждениям, не имеющим никакого отношения к этой идее или чувству.

Невыразимость. Идейно-психо-статический феномен. Если что-то, что очень нужно донести другим, выразить никак нельзя. Не хватает слов, слишком сложно, не имеет известных аналогов или вообще не имеет аналогов, и сравнить это не с чем. Чаще всего относится к религиозному, мистическому или психоделическому опыту. Иногда  затрагаивает сферу чувств.

Глупость. Статически-исходящее искажение. Возникает при неумении применять свой опыт. Сюда входят реакции по привычке, даже если обстоятельства изменились, доминирование только одной из возможных (известных) реакций и низкая скорость мышления, при которых человек не успевает продумать стратегию действий своей реакции, хотя к этому есть все предпосылки и имеются достаточные сведения для нормальной реакции.

Несоразмерность. Психо-идейно-исходящее искажение. Возникает при отсутствии чувства меры или золотой середины в идейной сфере. Имеет два крайних проявления – эгоистическое (всё мне) и альтруистическое (всё другим).

Искажение в чувственном восприятии.

Все живые существа видят мир по-разному, их жизнь обусловлена восприятием. Однако бывают случаи, когда органы чувств обманывают нас, а способов проверить их истинность немного.
Одно из искажений этого типа связано с тем, что ты никогда не видел того, что, как говорят другие, существует, описывают его. Но для человека, который этого не видел, само существование предмета под вопросом.
И противоположная форма – уверенность в материальном существовании того, что другие не воспринимают. Чаще всего это происходит также в сфере религиозно-мистического или оккультного опыта. Иногда галлюцинаций или психических расстройств.
Слуховые искажения: нерасслышаные или неправильно расслышанные слова, невоспринимаемые частоты и амплитуды звуковых колебаний, звуковые галлюцинации.
Зрительные искажения:  оптические иллюзии, визуальные галлюцинации, очитки, мы не видим в темноте или при слишком сильном освещении. Дальтонизм.
Вкусовые искажения: вкусовые аналоги, вкусовые галлюцинации, иллюзия отсутствия вкуса, состояния отвращения, температурные иллюзии (мятное и острое)
Обонятельные искажения: отождествление, неизвестные запахи, ароматизаторы, полное невосприятие запахов в период болезни или пожизненно у некоторых людей.
Осязательные искажения: неразличение горячего и холодного, нераспознанные тактильные ощущения, осязательные галлюцинации, боль: действие обезболивающих, болевой шок – обмороки, неадекватное поведение, смерть.
Ощущения присутствия: предмет есть, ощущения нет; ощущение есть, предмета нет.

Источник и методы преодоления искажения.

Само собой разумеется, что человек и его природа, а также наличие у него разума являются причинами искажения. Воспринимающее и интерпретирующее, но несовершенное начало – вот источник и причина искажения.

Просто знать, что всё, что мы видим, думаем, говорим – подвержено искажению и ничего не пытаться с этим сделать – значит отказаться от познания. Поэтому я предлагаю несколько методов преодоления искажения, или хотя бы уменьшения оного.
«Это как если бы» - метод сравнения со схожим, но хорошо известным механизмом или состоянием. В основном позволяет лучше передать информацию, сохранить вектор основной мысли, создать нужный образ и настроение.
Обсуждение. Имеет два подтипа, в зависимости от природы непонимания. Если мысль понимается слишком расплывчато, нужно ограничивать её, искать те состояния, в которых она заканчивается, как сходит на нет, где не действует вовсе. Методом вопросов, примеров и сопоставлений, мысль кристаллизуется и становится более ясной.
В случае же если мысль наоборот понимается не полностью, не до конца, нужно пытаться осветить как можно больше  её сторон и составляющих, чтобы стал ясен истинный её объём.
Увеличения количества источников информации. Метод этот можно использовать далеко не всегда, но чаще тогда, когда он затрагивает эмоции. Например – рекомендованная для  создания правильного настроения музыка, к картине или рассказу.



Глава 3. Критерии проверки религиозной информации.

С точки зрения теории искажения, западные религии практически не могут быть избавлены от искажения, а восточные ему практически не поддаются. Это связано с тем, как построены методы передачи информации. Если, к примеру, упанишады не могут быть поняты не только буквально, но и даже аллегорически, или логически, но смысл раскрывается через практику и на определённом этапе развития, то библия может толковаться и пониматься буквально, символически и нравоучительно. При этом возникает масса разночтений. Эта масса разночтений, накапливаясь, поддаваясь множеству внутренне-субъективных и эмоциональных искажений, претерпевала ещё и вербальные при пересказе, растолковании, переводах. Яркий пример вербальных искажений при переводе – раскол христианской церкви на православную и католическую, Filioque, персона, субстанция, упрощение. Плюс дело не только в языке – дело так же и в подходе, менталитете, целевой аудитории. Потенциально всё могло искажаться до бесконечности, что и происходило, как мы можем наблюдать в истории ересей, однако, даже устраивая вселенские соборы, где самые образованные, сведущие и высокодуховные чины обсуждали, огораживали, расширяли, даже понимая, что пытаться постичь идею бога-троицы всё равно сто носить воду в решете, они не смогли избежать ни первого раскола, ни последующих.
Это можно объяснить так же склонностью любой системы к расширению, как не собрать воедино дым, растворённый в воздухе, не восстановить химический состав тела, который был пару часов назад, хотя человек остался всё тем же, как не остановить рост численности населения земного шара, и не остановить горение водорода в массах звёзд, не остановить рост и старение.
Одна и та же идея, попавшая в разные культуры со временем кристаллизуется в них по-разному, и чем дальше, тем больше различий, и не важно – дальше по расстоянию, по времени, по менталитету – каждый из этих факторов создаёт искажение. Даже попытки объединения церквей, по моему мнению, в любом случае потерпят крах, по крайней мере, при таком раскладе дел – наша политика, наша мораль, наше воспитание, так как с момента расколов и до сего дня никто не станет признавать, что он не прав, а правы те, кого он считает еретиками. И даже если предположить чисто теоретически, что кто-нибудь пойдёт на уступки, то ему придётся просто принять чужую точку зрения, не более того.
С другой стороны – эта система интересна в своём разнообразии, она демонстрирует нам преломления света на разных поверхностях, а, значит, даёт нам с каждой новой поверхностью всё больше информации о природе света.
И поэтому я не считаю, что западные религии хуже восточных, просто вторым удалось благодаря определённым образом выстроенной системе передачи информации избежать многих видов искажения. Думаю, это в первую очередь связано с тем, что они ставят совсем другие цели, и их учителя точно знают, чему они учат. В христианстве же такими знаниями мог располагать разве что Христос, но он Бог. Христиане могут понимать Христа, в лучшем случае, к тому же его второе пришествие будет означать конец мира, а будды могут приходить бесчисленное количество раз.
Христианин сможет обладать полнотой знания после смерти, если при жизни приблизится к богу достаточно для этого, а в нирвану попадают при жизни. Сами понятия о жизни и смерти в этих культурах различны, их ценности, их методы.
Я не могу доверять древней истории, я не могу доверять рассказам, но если у меня будет возможность, я посмотрю и лично зафиксирую факт того, что некий индийский мальчик сидит под деревом без движения несколько лет, и как после этого я смогу не верить в реинкарнацию, сансару и нирвану?
Если у меня будет возможность, я посмотрю и лично зафиксирую, как плачет икона, и как после этого я смогу не верить в то, что она обладает чудотворной силой и породившая её религия имеет реальный практический смысл?
Хотя, опять же, это только косвенные указания на предмет веры, и если человек верит, то у него есть на это веская причина.
Верить и знать – это разные вещи, в вопросах веры никто ничего не гарантирует, но предлагает верить, предлагает систему атрибутов, символов, сказаний, поэтому религиозная информация вряд ли может быть проверена, она может быть максимум очищена, обработана, систематизирована, изучена. То есть, как и сказано было во второй главе, по отношению к любого рода информации, из неё чисто теоретически могут быть изъяты эмоциональные искажения. Что касается вербальных – то едва ли, ведь корни религии теряются в веках, а всё, что касается прошлого, наверняка знать нельзя. Даже писание, пройдя и через искажение, и через кристаллизацию, не гарантирует нам того, что мы найдём в нем конкретные ответы на вопросы «что такое Бог» и «что будет после смерти», «кто такой Иисус Христос и чему он учил на самом деле». Известны точки зрения, согласно которым он просто учил любви. Булгаков в «Мастере и Маргарите» даёт свою художественную интерпретацию его личности и деятельности, и она имеет право на существование не меньше других, потому что ни одни из них никак не доказывается. Ещё пример – весьма спорное «Евангелие от Иуды», в котором излагается совсем другая версия событий, нежели мы привыкли, и опять же, где доказательства того, что это евангелие действительно написал тот самый Иуда, ученик Христа? И где доказательства того, что они оба в принципе существовали? Есть точка зрения, что это просто аллегорическое изображение идеи. И если Библию на самом деле кто-то написал, то этот человек был гением.
И все рассуждения приводят к нулю, потому что относятся к вопросам веры.


Список литературы:
У. Джемс «Многообразие религиозного опыта»
К. Юнг «сознание и бессознательное»
Библия
Афанасий великий «Слово о воплощении Бога Слова, и о пришествии его к нам во плоти»
Тибетская книга мёртвых
К. Юнг «Душа и Миф»
К. Юнг «психология и религия»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Н. Н. Велецкая «Языческая символика славянских архаических ритуалов»
А. Гжегорчик «Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия»
Пивоваров Д.В. «Философия религии. Курс лекций. Часть первая»
М. Хайдеггер «О сущности истины»
Данте Алигьери «Божественная комедия»
Кун Томас «Логика открытия или психология исследования»
Упанишады
Ла Метри «Человек-машина»
Коаны Дзен
Лао Цзы «Дао де Цзин»
Даосские притчи
А. Мень «история религии» том 3.
В. И. Гараджа «Религиоведение»
Байрон Г. Иерхарт «Религиозные традиции мира. Часть первая»


Рецензии