Хоть бы небо поднялось высоко-высоко

...Бесконечно огромное ярко-жёлтое поле одуванчиков залито солнечным светом. Мама и папа рядом. Внутри восторг, а вокруг опьяняющий аромат. Сильный, горьковатый. Маленькая девочка Ася впервые почувствовала себя в запахе. Через много лет, став художником-живописцем, она скажет: «Пейзаж за городом, цветы, земля, все детали вспышки любви, отчаяния, патриотизма отпечатаны в пластике, конкретном образе, волнующем меня всю творческую жизнь… Внутренняя пружина весны, звуки, запахи повернули меня к рисованию».
Ася Феоктистова. Что говорят вам эти слова? Большинству: «Имя и фамилия».
Меня с ней познакомили. Я тоже не сама её нашла. Но очень рада, что это случилось, и мне не терпится поделиться впечатлением. Личность! Редкая, талантливая, обладающая фантастическим даром, глобальной творческой смелостью! Она – могучий человек, хотя бы потому, что растит пятерых детей. И работает… Нельзя сказать, что очень много, поскольку только 24 часа в сутки.
Обычно двухлетние дети уже изображают на бумаге нечто вроде солнышка и домика. Поэтому я удивилась, когда Ася сказала, что начала рисовать в 4-м классе. Оказалось, что в этом возрасте она твёрдо решила стать художником. Далее, о чём бы её ни спрашивали, слышали в ответ разговоры о живописи и художниках. Двоих своих преподавателей: рисования - в изостудии и живописи - в Московском художественном училище памяти 1905 года, а также в последующие 10 лет в его мастерской, Ася считает учителями жизни. Олег Григорьевич Бордей навсегда останется самым значительным явлением в становлении собственного феоктистовского «Я».
В работе над полотном художник проходит долгий, сложный, интересный путь от замысла до завершения картины. В значительной степени ему важен не результат, а сам процесс: сначала заострить внимание, потом через муки превратить свои ощущения в визуальный образ, который и представит собой совокупность усилий сосредоточения, памяти, наблюдательности, умения сделать вывод из размышлений. Смысл такого путешествия в концентрации впечатления, в подчинении их воле, в выражении своими средствами… Бушующими или мягко льющимися изнутри так, чтобы в обратном порядке через все этапы пути провести зрителя и склонить его к переживаниям художника-автора.
Жаль, что невозможно словами показать Асины произведения. В некоторой небольшой степени судите о них по названиям: «Сны деревьев», «Совсем прозрачные вещи», «Время киви», «Разнежье», «Золотая зима», «Обиженный лимон», «Книга лета», «Электрический свет», «Любовь к лимонам»… Нечаянно я обманула вас. Всё-таки имена ничего не говорят о произведениях, если их не видишь. Хотя Ася говорит, что порой у неё ещё нет картины, а  название уже есть.
Знаете ли вы, как выглядит любовь к лимонам? Не лимоны, а любовь! Не любовь вообще, а именно к лимонам? А Ася Феоктистова знает и умеет убедить в своей правоте. Она – явление природы. Как гроза, восход или штиль на океане, когда чувствуешь в красоте мощь. При этом она – вполне определённый, конкретный во внешности, поведении, мировоззрении «Кто».
Ася умеет слушать и интересно рассуждать. Беседы с ней подталкивают к размышлениям о вечном. Жизнь – это процесс формирования человеком самого себя. Конечно, творческий. Это работа по созданию, не обязательно живописного полотна или симфонии, но возможно их автора. Все мы, в меру имеющегося таланта, делаем себя. Временной промежуток, в котором происходит этот процесс, измеряется не часами или годами, а числом добрых и бесполезных дел, побед и неудач. Значит для нас, смертных, важен не столько результат, сколько как мы к нему движемся.
Так в искусстве именно муки творчества при создании произведения манят художника. Способность обречь себя в них является признаком талантливой натуры. Ибо художник до тех пор находится в состоянии душевного смятения, возбуждения нервной системы, пока не явит перед собой и людьми плод тяжёлого труда. (Теперь становится понятным, почему ушедшего из жизни человека называют успокоившимся. Он закончил работу над своим произведением – над собой).
Ася ощущает огромную ответственность перед своими зрителями, они же могут быть не готовы к восприятию изображённого состояния, в котором находилась она сама перед и во время письма. Её цель – вызвать ответное чувство. Но она не любит расставаться с картинами, как со своими частичками. Ведь, в конце концов, из совокупности произведений и состоит их автор. Она мечтает заработать много денег, чтобы купить холстов, подрамников, красок, кистей столько, чтобы писать сколько захочется.
Растущие дети, череда выставок и фестивалей, создание нарядов и художеств по текстилю, зарубежные путешествия – такой поток происходящего может показаться невозможным для одного человека. Но события жизни воспринимаются Асей так же, как средства выразительности. Профессиональное владение светом и композицией стало технологией организации образа жизни, жизни по законам искусства. В свою очередь, полотна и её графические листы представляются лирической проекцией на изобразительную плоскость большого разнообразия процессов и событий, которые Ася придумывает и реализует.
Многие характерные особенности творчества Аси обусловлены тем, что её образование и несколько лет работы связаны с театром. Отсюда происходит особое понимание зрелищности и способов её воздействия на зрителей. Или наоборот: эти дары природы привели Асю на сцену, к живописи.
Привыкшая вести очень бурную, активную жизнь, заниматься вернисажами и выставками в разных городах и странах, Ася говорит, что не может долго оставаться на одном месте, ей не хватает пространства, воздуха, хочется, чтобы небо поднялось, раз нельзя раздвинуть дома.
Ася учит детей в изостудии всему, что умеет сама. Как-то на занятие пришла девочка с головной болью, но осталась – стала рисовать и потом сказала, что чувствует себя гораздо лучше.  «Видишь, это искусство тебя исцеляет», - объяснила Ася Вячеславовна. Она в этом убеждена. Я с ней согласна.
Ася Феоктистова. Теперь этими словами сказано больше…



Рецензии