Александра, год 2014

Саня чего знает в свои неполные три года: «У меня идея появилась!»   

«Папа, давай пять!»   

Рассматриваем книжку, где нарисованы разные вкусные вещи. Санька, наконец, говорит: «Люблю кушать!»

Смотрим мультик из «Смешариков». Санька вдруг говорит: «Мама-миа, тофа!» (катастрофа).

«Тихо, папа, не свисти - денег не будет!» 

«Папа, язык!» - попробуй догадайся, что она хочет. Затем тянет меня за палец в комнату, достаёт с полки диск с уроками английского… Теперь ясно, что Санька хочет!   

Санька у нас стала фанатом «Битлз». Просит включить и принимается под музыку крутить попой. Затем тащит меня за палец, чтобы я тоже что-нибудь изобразил.   

«Папа, бумажку, хочу хлюкать…» - ей нужна салфетка, чтобы высморкаться.   


«Папа, сказу!» - это значит, что ей нужен диктофон, чтобы записать «речь».   

Погода летняя. Вышли всей семьёй на детскую площадку к высоткам. Площадка застелена прорезиненным покрытием. Нет ни грязи, ни луж. И Санька сделала первые движения по освоению самоката.

Санека уже второй день ходит в садик. До садика где-то километр. Но она всё расстояние бодро прошла, и появились мы в группе в хорошем расположении духа. Только в садике ещё не всё организовалось и её перевели уже в другое место. В первый раз она спокойно осталась с воспитательницей, а в другой группе её пришлось чуть ли не заталкивать. Новой воспитательнице я передавал дочь с рук на руки. 

Санька подходит ко мне сердито: «Папа! Маму лугал». Это значит: «Зачем ты маму ругал?»

«Я лисую «и клаткое».

«Папа, я буду сучу» (шутить она хочет).

Удивительно, но Санька не просится гулять, когда на улицу собирается Маруся. В крайнем случае, мы отправляем её на балкон, откуда хорошо видно площадку, где частенько играет сестра.

И Санька, разумеется, мешает Марусе делать домашнее задание. Ей тоже хочется «делать уроки». Но при дефиците места это невозможно. Тогда Саня начинает возмущаться, шуметь. И мама Света выгоняет меня с ней на улицу.

Стоим на балконе: «Масына клутая!».

«Сто ты задумал, папа? – Да задумал тебя поймать. – Не надо меня поймать. Я холосая девотька. Я больсая девотька».

После 19 апреля на улице по-летнему тепло, и мы впервые выкатили столик на балкон. Сидим, разговариваем, выпиваем, и вдруг Санька говорит: «Холосо сидим!» Люди десятилетиями доходили до этого, а она в одночасье выдала крылатое изречение.

«Папа, опять ты не хосесь лаботать?» - после того, как я закрыл ноутбук. 

Если не уследишь за Санькой, то разрисует фломастером веки, а затем и ногти на руках и на ногах.   

За несколько дней до Санькиного трёхлетия начали вести обратный отсчёт. 4, 3, 2, 1. 20 мая она должна прекратить просить у мамы «тику». Но это, скорее, шутка, так как понимали, что не так просто отказаться от маминой груди. Но молоко мамино – это больше успокоительное средство. Какое молоко у 45-летней мамы?

«Ну я посла. Папа, скази: «Долго не гуляй! – папа подключается к игре, - Долго не гуляй! – Холосо!» – отвечает ребёнок.   

В Слониме (Беларусь) на лесных тропинках Саня уже не спотыкается и не тормозит движения. Иногда идёт по тропинке впереди всех.

«Новый поволот, и мотол левёт!» - поёт Санька, дёргая на огороде сорняки.   

Санька одевает мою капитанскую фуражку и неожиданно командует: «Смилно!»   

Санька залезает на яблоню по лесенке и, оседлав её, кричит сверху: «Папа, мама смотлите!» Или кричит: «Смотлите, тъюк! (трюк)»   

При виде вермишели неожиданно говорит: «Откловенная велмиселька!» 

Александра с моего разрешения спускается в холодок погреба. Я сижу на скамеечке и отхожу от жары. Неожиданно она начинает ходить из угла в угол, приговаривая: «Я думаю!.. Надо подумать!»

Подражая старшим ребятам Санька разбегается на пляже по песку с криком и плюхается в воду. У самой кромки. Долгий разбег, и неожиданное торможение, где воды всего по щиколотку.

Санька снова и снова зависает на ветке яблони вниз головой и кричит нам: «Папа, мама, смотлите! Тъюк!» 
 
Сначала уроки делала Маруся. Затем я в шутку предложил делать уроки и Саньке. Она посмотрела на меня и говорит: «Папа, не выдумывай!»   

Около нашей единственной лампы часто кружатся осы или пчёлы. Они каким-то образом проникают в наше неказистое дачное жильё. А я их ловлю и выкидываю. Когда полотенцем обезвредил очередную пчелу или осу, Санька неожиданно воскликнула: «Долеталась, класавица?»   

Санькино любопытство чуть не стоило ей руки. Когда с мамой и сестрой ходила за грибами, она обнаружила капкан, который сосед Лёня поставил на лисицу, охочую до кур. Слава богу, эта железяка не раздробила кости. Обошлось без травмы. Слава богу, что капкан оказался не таким большим, каким рисовался в моём воображении.

Санька в свои три года уже научилась нанизывать иголкой грибы. Смотреть на эту работу сложно по причине замедления процесса, но что поделаешь!

По приезду из Белоруссии будем водить Александру уже в другой садик, в группу «Буратино».

С утра Саньке не нравится, что мама уходит от неё на кухню. Она бежит следом: «Мама, так нетестно! Плавда, нетестно». 

Санька взяла в руки рекламную брошюрку и стала её перелистывать: «Ты сто, читаешь? Папа, это не читание!»

После первого полноценного дня в садике Александра пришла совершенно другая, повзрослевшая что ли? Новая обстановка, налаживание взаимоотношений, необходимость спать в казённой кроватке, стараться всё делать как все остальные, целый день – без маминой «тики». А потом дома рассказывать о новых впечатлениях и о том, что кушала. Кто её новые знакомые? Во что они играли? И что смотрели по телевизору с большим экраном? Куда сейчас без телевизора? Он наполовину вытесняет живое воспитание! 

В группе нам выдают листы с рисунками наших детей. Рисовать им ещё рано – пока только раскрашивают крупные рисунки. Сегодня принесли кукурузу. Света говорит, что у нашего ребёнка раскраска получается лучше всех. Но я думаю о другом. Санька скоро освоится в группе и начнёт проявлять свои неблаговидные качества, бойцовский характер. Это тревожит. Дома она ни перед чем не останавливается, чтобы заполучить свою прихоть. Её не страшит даже ремень. И у нас всё меньше остаётся фантазии, чтобы переключить её внимание.

В садик с Санькой идёт мама. И хочется ей проявить свой актёрский талант. Она плачет и приговаривает: «Ты за мной не плидёсь, ой,.. я буду плакать,.. вы меня никогда не увидите,.. я буду плакать,.. и папа будет плакать,.. ты его обизаешь…»

«Санька, что ты делаешь? – Я на канате катаюсь. А ты думал – я хулигана?»
Санька часто смотрит мультики, повиснув и раскачиваясь на канате. И проход на кухню часто преграждён качающейся персоной.   

Санька за три недели от садика отвыкла. С трудом, через слёзы её собрали со всевозможными уговорами. Решили, если до садика слёзы не просохнут, заберём обратно домой. Пусть свыкается с мыслью, адаптируется.

«Сто-то не хочется в садик» - за полчаса до выхода из дома, и мы начинаем включать фантазию, чтобы направить процесс в нужное русло.   

Санька второй уже день не хочет надевать новый сарафан. Ей нужен прежний. Спряталась от меня за шкафчики, и мне приходится уговаривать её, выуживать. Так и не одела. Передал нянечке в одной футболке.   

Неделя прошла на больничном. Идём со справкой, но у Саньки протест против садика. Утром вылавливали её на втором ярусе кроватки. Переход до группы совершили относительно спокойно, но переодевались со слезами: «Не хочу в садик! Пойдём к маме!» И я, превозмогая боль в правом локте, переодевал, придерживал и уговаривал. Спрашиваю у нянечки: «Она дружит с кем-нибудь?»  Ответ односложный: «Почему? Дружит..» - и взяла Саньку за руку, чтобы проводить её к ребятам, которые уже игрались у дальнего окна.

Санька просит пластилин. Я отвечаю: «Ты вон печку испачкала пластилином, надо отмывать». Она идёт сзади: «Ой, голе, голе ты моё!» 

- Мама! Тику и мультик!

Санька отодвинула диван, ничего там не нашла: «Папа, где айфон-сэсть? – Я выкинул. – Папа, этого не мозет быть..» А я его действительно выкинул, потому что это была дешёвая игрушка, которой она уже нас замучила.   


Рецензии