Прочая живность

   На территории Литвы и Калининградской области помимо перечисленных в предыдущих главах: лосей, бобров и зайцев водились кабаны, косули, благородные олени, лисы и прочая живность. И даже рыси. О своих встречах с кабанами кое  что  я рассказал в воспоминаниях о сборе грибов. Но далеко не все. Не рассказал, как не единожды был вынужден экстренно тормозить, чтобы не задавить кабанов или их полосатое семейство, перебегающее дорогу.
А еще как однажды по свежевыпавшему снегу из-за отсутствия лыжни в лесу пошел по кабаньей тропе. И увидел следы того, как кабан ночевал в муравейнике, предварительно развороченном им. А другой кабан, судя по следам на снегу, волок на себе какую то дубину. Увлеченный изучением кабаньих следов, не заметил, что их тропа замкнулась в круг и что уже по моим следам  идет тот кабан, который волочит на себе дубину.  От такого открытия мне стало не по себе,  я резко свернул в сторону и дал ходу, чтобы кабан, не дай бог, не настиг меня. Знакомый охотник на косуль и кабанов, на мой рассказ о кабане с дубиной подумав, ответил, что, скорее всего, это была не дубина, а кол с проволочной петлей. Кабан где то умудрился сунуть в  ловушку голову, но выдернуть ее, отступив пару шагов назад, не сообразил. Вместо этого рванул вперед и  подгнивший у основания кол отломил. С тех пор так и бродит с ним по лесу.
   Чаще других зверей в лесу и грациозно  перепрыгивающими дорогу встречались косули. Мой родственник, живший в Паланге, за первых два года эксплуатации новых «Жигулей» умудрился дважды разбить их передок в результате столкновения с косулями, спеша зимними утрами  на работу в аэропорт Паланги.
  Пару благородных оленей я увидел на опушке леса в Калиниградской области.  Пугать их там было не кому. Потому вели они себя спокойно. При моем приближении сначала самка степенно удалилась в лес. В это время самец, гордо вскинув свои рога, наблюдал за моим приближением. Затем и он последовал примеру оленихи. Несколько раз замечал оленей на территории Литвы, но тут они при виде человека моментально исчезали.
  Где то в конце 70х годов в республиканской русскоязычной газете Литвы появилась заметка о том, как рысь, сидевшая на дереве, подкараулила мужика на лесной тропе, спрыгнула ему на плечи и пыталась вцепиться ему в шею. Спас мужика от верной смерти поднятый меховой воротник и наличие то ли ножа, то ли топора при нем. Прочитав эту заметку, многие из наиболее слабонервных читателей газеты зареклись бывать в лесу.
    Несмотря на достаточно высокую плотность населения в Литве, опасные хищники - рыси обитают в ее лесах и поныне.    Опасны они не менее волков, т.к. длина тела рыси составляет 80—130 см и 70 см в холке. Обычно, рысь размером с крупную собаку. Вес взрослых самцов от 18 до 25 кг,  может достигать и 30 кг. При этом, как сказал выше, могут внезапно напасть  на человека, спрыгнув  на него с дерева.
Тем не менее, в Литве рысей не уничтожают, а увеличивают их численность, выращивая и выпуская на волю. Вот, что недавно прочел в одной из газет Литвы:
«Одна из трех выпущенных на волю в Казлу Руде рысей так проголодалась, что в ночь на 2 августа пошла на поиски добычи в усадьбу Гурскасов, рядом с деревней Катинай (все рыси были выращены в неволе). С утра хозяева усадьбы нашли труп цепного пса с обгрызенной головой. По лежащему рядом ошейнику и следам на песке выяснили, что в усадьбу приходила рысь.
Вечером, когда стемнело, рысь снова пришла в усадьбу. Она сидела в 15 м от двери в дом, а люди, фотографировавшие ее, подходили к ней на расстояние 7 м. Жаль только, что в темноте не удалось получить качественные фотографии. Люди заметили, что из задней лапы животного текла кровь. Предположили, что рысь могла укусить собака.
 Затем рысь ушла в сторону усадьбы Паукштисов, где также пыталась расправиться с цепным псом. Люди прогнали рысь, а собаку закрыли в помещение, поэтому вернувшейся рыси пришлось довольствоваться курицей.»
  P.S. В России меня иногда спрашивали, если леса Литвы богаты всякой живностью то, почему я не охочусь, а только наблюдаю за ней?  Приходилось объяснять, что я, как большинство северян, не приучен к охоте табором. Когда одни стоят с ружьями наперевес, а другие, оглашая лес криками, гонят на них все живое, от зайцев и косуль до кабанов и лосей.  По мне это больше смахивает не на охоту, а на организованный убой скота. К тому же в Литве были строгие правила: чтобы купить ружье, надо было быть членом общества охотников. А чтобы им стать, надо было иметь ружье. Ружье я, конечно, мог бы приобрести в Нарьян – Маре, или выпросить одно из ружей у брата Ивана.
Но особого желания стать членом общества по  расстрелу беззащитных животных, у меня не  было.


Рецензии