19. Анатолий Джугаш Свой среди чужих, повесть

                (Продолжение.Начало в №1-18)


   Обер-лейтенант гнал по дороге свой автомобиль "опель-капитан" темно-голубого цвета в сторону станции Минск.Из=за того,что улицы были узки,приходилось сбавлять скорость.В такие мгновения Иоганн излишне нервничал,досадовал на то,что подобные задержки могут отодвинуть его встречу с Игнатом Чирко А это было нежелательным явлением.Сегодня,когда оккупанты стали подозрительны не только к местному населению,но даже к своим солдатам и офицерам,ведь их дела на Восточном фронте были на грани провала,поэтому привлекать внимание полиции,жандармерии к своей персоне было нелицеприятно.
  Тревогу в душе усиливало еще то обстоятельство,что у Иоганна сегодня совсем было мало времени для встречи со своим связным-путевым железнодорожным обходчиком Игнатом Чирко.Не было достаточного времени,чтобы детально подготовиться,сделать правильный выбор,принять решение.А встреча эта так сегодня необходима,потому что у Вебера была информация такая,что надо было срочно довести ее до командования партизанского полка,а далее до Центра.
   Улица по которой катился его автомобиль была среди сплошных развалин домов.Останки стен зданий зияли пробоинами.Все-таки здорово поработали советские летчики во время очередного налета авиации.Однако то,что фронт все больше подкатывался к Минску,это заставляло гитлеровцев удесятерять свою энергию.Враг действовал беспощадно днем и ночью.Его военная машина крутилась лихорадачно.И,думая об этом сейчас,Иоганн опять и опять возвращался к тому недавнему разговору,который состоялся у него с Ароном Мюллером,радистом из штаба,из-за которого и опаздывал в эти минуты своей езды обер-лейтенант на встречу с Игнатом.
   Разговор был необычным,настораживающим.
   -Господин,обер-лейтенант,-сказал ему радист,подсев к столу,-вы хорошо ко мне относитесь...
   Сказав эти первые слова,Арон Мюллер,смутившись,уставился в глаза Вебера.Затем,размышляя,видимо о том,стоит ли продолжать дальше свой разговор, одновременно стал оглядываться по сторонам.Обвел своими глазами комнату,задержал вой взгляд на радиоаппаратуре.Легкая улыбка скользнула по его губам.Грустные до этого глаза озарились внутренним светом.Он почесал затылок,поправил ремень на поясе,удобнее сел на стуле.Все это время он как бы размышлял о том,что стоит ли говорить о той тайне,которая была сейчас в душе,была написана на его лице.Хотя была ли она на самом деле эта тайна-это еще предстояло выяснить,но что какие-то сомнения гложут радиста,Иоганн уже не сомневался,глядя на его поникшие плечи,горестную усмешку на лице.Захочет ли он открыться Веберу,вот в чем вопрос?
   -Вы не похожи на всех,господин обер-лейтенант.В вас много доброты.
   -Так ли это,ефрейтор? Иоганн посмотрел на радиста внимательнее.
   -Я видел,господин обер-лейтенант жизнь много разных людей,когда что-то знаешь уже то трудно порой ошибиться.Тем более на фронте легче раскрывается каждый.Вы мне много сделали на службе хорошего,хорошо ко мне относитесь.С вами можно говорить о многом.
   -Ну и о чем же ты хотел поговорить со мной сегодня?-осторожно проговорил обер-лейтенант.
   -Я к вам пришел прямо из гестапо.
   -Откуда,откуда?-как бы ослышавшись,переспросил Вебер,хотя он отлично расслышал то,что сказал радист.Услышал его слова по гестапо и внутренне вздрогнул,потому что понял причину прихода Арона Мюллера к нему в эту минуту.
  -Из гестапо,господин обер-лейтенант,-повторил радист.-Сегодня утром,когда я уже возвращался с ночного дежурства в казарму на площади возле рынка меня догнала машина.Два краснорожих типа перекрыли мне дорогу,выскочив из нее.Когда я попытался обойти их,один из них бесцеремонно схватил меня за локоть.Ловким приемом он с помощью второго верзилы втолкнул меня в машину.Проехали мы достаточно времени прежде сем машина,проскочив через проходной двор, остановилась у двухэтажного серого здания.Через некоторое время я сидел перед человеком в форме оберштурмфюрера СС.Нет,поначалу не было ничего существенного.Он задавал мне несущественные вопросы.Обычные анкетные данные.А затем он спросил меня,господин обер-лейтенант,так же ,как однажды вы у меня...Кто такой Рашке?
   -Ну и что же дальше?
   -А дальше я растерялся.Я не знал как отвечать на этот вопрос.Я размышлял о том,что им известно о моем брате,не просочились ли в гестапо сведения о том,что стало уже центром внимания к моему личному делу,что заведено на меня в армии?
   Не мог же я сказать им о брате.Подробности.Кто знает не доконает ли это его в концлагере,если только он жив? Разве я мог бы назвать настоящую фамилию брата,тогда бы гестапо смогло сопоставить данные,докопаться до истины,узнать ,что он был участником гамбургского восстания.
   -Это восстание,которое было в октябре 1923 года?-переспросил Вебер.
   -Да-продолжал радист-брат был к тому времени известным антифашистом.Мы жили в районе,где Альстер впадает в Эльбу.Оживленное место,в рабочем предместье.
   Брат ,как и отец,был металлистом.Знал хорошо жизнь рабочих окраин.Увлекался Бебелем,обожал выступления Эрнеста Тельмана.Так же как и многие антифашисты брат верил,что вхождение коммунистов в правительства Саксонии и Тюрингии должно было бы содействовать борьбе за создание все германской рабочей власти.В дни баррикадных боев его видели в Барбеке и Шифбеке.
   Кто знал,что у восставших было больше восторженности,чем организованности.Руководство Германии оказалось среди массы серьезных ошибок,более того не подготовлено к восстанию.
   Когда восстание было подавлено,брату пришлось бежать.Он много скитался,воевал в Испании.Очутившись снова в Германии,брат ушел с головой в подполье.Вы помните,господин обер-лейтенант,нашумевшее дело с подпольем в Гамбурге?Тогда в конце 1941 года брат стал прочным звеном гамбургской антифашистской организации.Кто знает,как бы обстояли дела дальше у него,но однажды по доносу провокатора брат очутился в концлагере.Хотя организация и была сильной,имела ячейки на тридцати крупных заводах и верфях Гамбурга были в ней отчаянные парни,но помочь моему брату никто не суме.Они так же как и мы потеряли его след.
   Отец был у нас уже старый,да и арест брата доконал его здоровье,так же как и нашей матери.Я же был тогда,по-существу, еще недостаточно взрослым,способным предпринимать и выполнять какие-нибудь решения.Вот такие-то дела,господин обер-лейтенант.
   -Ну а разве никто не знал,что у тебя есть брат до сих пор?
   -Вы знаете,когда брат ушел воевать в Первую мировую войну,он попал в плен в России.Там стал"красным",как говорят в гестапо о таких людях.Так получилось,что ему пришлось возвращаться из России домой уже ,имея чужое имя..Рашке-это его друг,который сложил голову на Днепре. Мы никому не рассказывали о настоящей жизни брата,так что все соседи знал,что он погиб на войне...
   Нет о брате я не рассказывал никому,если не считать немногих моих близких друзей,да и вас,господин обер-лейтенант.
   -Спасибо за откровенность,Арон,-тепло отозвался обер-лейтенант.
   -Как видите сами,гестапо вряд ли можно назвать близким другом солдата.Стоило ли им раскрывать моего брата?Думается,что нет.Я только сказал оберштурмфюреру,что Рашке это мой школьный товарищ.Оно и было действительно так.Со мной в детстве учился такой парень.Потом его семья и он уехали в другой город.Что с ним стало дальше мы не знали,только позднее до нас дошел слух,что он якобы стал антифашистом и угодил за это в концлагерь.От моего такого рассказа,по-моему разумению этот человек из гестапо остался доволен моим ответом.Потом он стал расспрашивать меня о службе,просил рассказать о господах офицерах.Но тут я дал ему понять,что не располагаю никакими сведениями.Он промолчал,зло передернулся.Затем,подойдя ко мне,низко наклонился,посмотрел в упор своими пронзительными глазами и спрашивает:-А где ты был 12 февраля 1944 года-вечером?Он тут же переглянулся с теми типами,что меня притащили к нему,затем,порывшись в кармане своего мундира,достает листок бумаги и сует мне под нос.-А это,мерзавец,-уже со со злостью заявляет он мне-тоже не помнишь,что такое и что почем?
   -Как не помню,-говорю я ему,-это моя радиограмма,хотя я посылал ее давно.Помните ту радиограмму,что была послана мною в адрес Сатурна.Да как же не помните,господин обер-лейтенант?На имя майора Крайделя.Я тогда ее почему-то хорошо запомнил.Какой-то Мориц просил майора Хельмута Крайделя начинать операцию-Вильгельм.
   Ну да. как же не помните этот случай,господин обер-лейтенант.Радист умаляющими глазами смотрел на Иоганна Вебера.Его лицо выражало сейчас нетерпение ответа.Иоганн как бы припоминая что-то,сказал:
  Да-да,что-то припоминается.
  Иоганн отлично помнил эту радиограмму.Более того он запомнил тогда ее наизусть.Но радисту он не дал понять в данный момент, и заключался секрет начатой им операции,что именно она-эта радиограмма занимала его асе это время.Он не мог не запомнить ее текст,фамилию адресата,ибо как раз в ней,этой радиограмме  и заключался секрет,начатой им уже операции,которую Иоганн вел по заданию Центра.Но радист не имел права на то,чтобы знать то,что волнует на самом деле обер-лейтенанта,точнее старшего лейтенанта Ивана Утробина,командира советской группы разведчиков. Да ,знай Арон Мюллер,кто на самом деле Иоганн Вебер...Сейчас в его задачу не входило расшифровать себя перед радистом.Пуст он пока останется просто доверчивым и ценным для него радистом.А там будет видно.Будет день,бог даст пищу.
   -Именно,Арон,об этом кажется и шла речь в этой радиограмме-проговорил,растягивая слова Иоганн,а сам поглядел на радиста,как бы приглашая рассказать еще о том,что было дальше при его допросе в гестапо,давая понять доверчивому для него радисту,что Веберу тоже интересен этот рассказ.
   Мюллер продолжил свой рассказ:
   -Этот оберштурмфюрер СС тогда и спрашивает у меня,а каким образом,ты переслал радиограмму дальше,когда на ней не было точного адреса?Ну и что тут такого-отвечаю.Говорю ему,что я ,конечно,молодой ефрейтор,не все понимаю в радиоделе,но для этого пришлось обратиться к офицеру,старшему по званию
   -А кто был старшим по смене в тот день?-спрашивает штурмфюрер.
   -Обер-лейтенант Иоганн Вебер,господин оберштурмфюрер,-говорю ему.-По моему,я ответил ему правильно,господин обер-лейтенант?-Ведь все равно же они смогли бы сверить мои показания с записью учета в журнале дежурства.
   -Конечно,конечно,-спокойно протянул ответ Иоганн,хотя по его телу пробежали мурашки.Ему была непонятна дотошность допроса радиста,вопросы по поводу случая с радиограммой в гестапо.Ведь не провидцы же там сидят,не могли же они угадать его действительные мысли?
   Тогда почему же гестапо заинтересовал этот случай? А может тут простое совпадение.Совпадение,но с чем?Новые дела,новые вопросы.Не успев раскрутить клубок старых дел,наваливаются на тебя Иоганн,уже следующие.Ну что ж решатьтак решать кроссворды.
   -Ну что ж,Арон,-я считаю,что страшного тут ничего нет.Такие же вопросы гестапо задает каждому.Грубость.Что ж это качество работы отличает парней СС от других служб.Случайность ли то,что был задан вопрос о радиограмме?Может нет,а может да.Конечно,упустить такой факт,что кто-то лишний знает настоящее лицо Сатурна,майора Хельмута Крайделя-это явление не из приятных для того же гестапо.Ведь если адрес направления дан неточно на радиограмме,а кто-то все равно посылает ее в цель без промаха.Этот факт,по всей вероятности майора Крайделя.Вот он и поручил своим парням из СС разобраться в чем тут дело.Так что игра с с твоим допросом в гестапо-это его идея.
   -Но почему они взяли меня,господин обер-лейтенант?-непонимающе спросил Арон Мюллер.
   -А что тут неясного,ефрейтор.Кто пересылал радиограмму в адрес Сатурна,гестапо?Радист.Пошли по цепочке.Крайним человеком перед майором Крайделем оказался ты-Арон Мюллер.Ну вот тебя и потревожил оберштурмфюрер,сотрудник это гестапо,которому было поручено разобраться с этой историей.Да кстати,обрисуй-ка мне его.Не кроется ли тут кое-что такое,что прояснит наши мысли по этой ситуации с твоим задержанием.
   -Высокого роста,светлый волос.Спортивная фигура.Пронзительный взгляд глаз.Говорит неслышно.Ну что еще.Да любит говорить слово-колоссально.
   -Как ты сказал-колоссально,-переспросил Вебер у радиста и вздрогнул.Он уже представил себе,кто был этот оберштурмфюрер.Генрих,кто же еще.
   -Нет ничего запоминающего в твоем оберштурмфюрере,-сказал он Мюллеру,-значит отдел штаба по борьбе с партизанами волнует только вопрос,кто знает еще,кроме круга определенных лиц ,его роль в этой истории.
   А сам продолжал думать иное.Вот так встреча с оберштурмфюрером Генрихом Боде.
   Но радисту он пояснил так.
   -Мне думается,Арон,что вопрос в гестапо о радиограмме-это частный случай.Думается он разъяснится подробнее,так как мне тоже по всей вероятности,придется  давать объяснение по этому поводу  тоже в гестапо.Только после этой встречи у них я могу сказать тебе сделать анализ,сказать результат этого дела.Но,кажется,что эта назойливость парней из гестапо,имеет все-таки обратную сторону.Не копаются ли они в подробностях возникновения твоей дружбы с другом юности Рашке?Ты не волнуйся,страшного пока ничего нет.Дела на фронте дают повод для лишних разговоров.Рейху это нежелательно.Задача гестапо найти тех,кто мешает кипеть крови нации.Так что не удивительно то,что наше с тобой гестапо проверяет нашу лояльность и преданность к нации,фюреру,немецкому духу.И еще,дружище Арон,если они опять эти парни из гестапо начнут опять к тебе здорово придираться по поводу твоей службы и биографии,помни,что я всегда приду к тебе на помощь.А ведь ты мой ученик в радиоделе и потому я обязан беспокоиться о твоем будущем...

   

   


                (Продолжение следует.Начало в №1-19)


Рецензии